Семейные саги и рассказы о самых темных уголках души: 

Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. И сегодня, наконец, настало время финального голосования!

Весь год мы выставляли оценки каждому произведению — и делали это не просто так. Перед вами полный рейтинг всех книг из длинного списка: от оцененной выше всего — и до книжки, читать которую мы никому не посоветуем.

Однако книга, набравшая больше всего баллов, не становится победителем автоматически. Мы ищем универсальный вариант, который понравится как можно большему количеству читателей — а рейтинг отражает лишь наши сугубо субъективные интересы. Впрочем, лидера рейтинга мы однозначно советуем читать всем и каждому, как и весь наш шорт-лист. В него попали произведения, набравшие 7,5 и более баллов по десятибалльной шкале.

Шорт-лист:

  • Кага Отохико «Столица в огне» (8,75)
  • Пол Остер «4 3 2 1» (8,6)
  • Майкл Шейбон «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» (8)
  • Кормак Маккарти «Дорога» (8)
  • Кристин Рупеньян «Ты знаешь, что хочешь этого» (8) 
  • Фернандо Арамбуру «Родина» (7,8)
  • Ли Чжэньюнь «Дети стадной эпохи» (7,8)
  • Альберто Мангель «История чтения» (7,5)
  • Али Смит «Весна» (7,5)

У каждого участника голосования есть три голоса, которые он может отдать за любую книгу из шорт-листа. Заодно мы кратко расскажем о фаворитах каждого эксперта, не вошедших в короткий список. Если полный список «Ясной Поляны» в ваш график чтения никак не втискивается, то считайте это самыми сладкими, как будто бы только что снятыми сливками.

 
Виктория Горбенко
Телеграм-канал 
«КнигиВикия»

Второй год подряд я читала длинный список «Ясной Поляны» полностью. В первую очередь это было своеобразным челленджем и попыткой простимулировать себя. Но нужно признать, что большая часть номинантов действительно достойна внимания. Кроме того, здесь есть своя фишка. В список попадают не только нашумевшие за прошедший год романы, но и те, о которых говорили когда-то давно, но уже успели подзабыть, и ты сама вроде как хотела прочитать их, но откладывала в долгий ящик. Нельзя забывать и о малоизвестных книгах. Среди них встречаются те, которые лучше бы и не встречались, а есть такие, о которых обидно было бы не услышать. Я бы рекомендовала всем, кто пытается следить за литературным процессом, не просто бегло просматривать список номинантов, помечая галочкой знакомые названия, но хотя бы читать издательские аннотации, ну и наши материалы, конечно. Даже если ориентироваться по итоговому рейтингу, можно открыть для себя любопытные имена.

В этом году (как и прошлом) мы, в отличии от жюри самой премии, сформировали не только длинный, но и короткий список номинантов (не зря же расставляли все это время оценки). И это, возможно, поможет тем, кто не может (или не хочет) осилить все книжки (то есть почти всем). Тут есть две прекрасные семейные саги, развивающиеся на фоне исторических катаклизмов («Родина» и «Столица в огне»), хитросплетенное и долгоиграющее чтение («4 3 2 1») и такое же долгоиграющее чтение для любителей комиксов («Потрясающие приключения Кавалера и Клея»), азиатская социальная сатира («Дети стадной эпохи»), поэтический реализм («Весна»), уже проверенная постапокалиптическая классика, заигравшая новыми красками во время пандемии («Дорога»), и сборник жуткой короткой прозы о самом сокровенном («Ты знаешь, что хочешь этого»). Но я бы не могла радикально отсечь книги, набравшие по мнению всего-то четырех человек меньшее количество баллов. Лично для меня шесть баллов — это уже хорошо, а меньше почти никто и не набрал. Не читайте только Дайера. Четыре мухи не могут ошибаться.

Моими любимчиками стали:

Али Смит с ее «Весной». Читайте ее, когда захочется чего-то линчевского, но в то же время актуального, поэтичного, но в то же время не отвергающего реальность.

Кристин Рупеньян и «Ты знаешь, что хочешь этого». Читайте, когда захочется заглянуть в самые темные уголки своей души, но помните, что будет страшно и дико неприятно.

Фернандо Арамбуру с «Родиной». Для нее понадобится чуть больше времени, но оно пролетит незаметно, и тут будет все, что вы любите: внушительная семейная сага на фоне переломного исторического момента, живые и сложные герои, увлекательный сюжет и огромное пространство для эмпатических переживаний.

А вне общего зачета обратите внимание на:

«Прощание» Карла Уве Кнаусгора. Потрясает то, как Кнаусгор превращает обыденность в большую литературу, и то, насколько интимным может получится текст, обращенный ко множеству читателей, — как будто он обращен именно к тебе.

«Медвежий угол» Фредерика Бакмана. Бакман простой и душевный, он не претендует на роль большого писателя, но, кажется, по-настоящему любит людей. А в этом мире слишком сильно не хватает любви.

Буду честной, за этот год симпатия к премии — ранее значительная! — изрядно, изрядно подугасла, — безусловно, благодаря лицам, к ней причастным. С другой стороны, книжечки, как обычно, тут ни при чем — книжечки всегда ни при чем, книжечки всегда только делают лучше, чем может быть в десяти случаях из десяти, так что и тут. Про номинацию «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна» все и всегда говорили, что это ужасно странная премия и ужасно странная номинация: во-первых, она не подчиняется абсолютно никакой логике и сюда могут попасть книги хоть столетней давности, что, мягко говоря, уничтожает любые возможные логические рамки, во-вторых, здесь обязательно награждают и чествуют переводчика, но ни один член жюри не проверяет, собственно, перевод, выдвинуть можно все, что угодно, даже какую-нибудь... Ну, были в этом году ТАКИЕ книги, Толстой бы расхохотался. Любой из них. В-третьих, давно уже ходят слухи о том, как это самое жюри на самом деле голосует и выбирает победителя — угадайте, читают ли они, например, все книжки? Собственно, блогерское чтение потому и появилось, что хотя бы прозрачно — кто понравился и почему, какую оценку поставили (ненавижу ставить оценки), что можно посоветовать человеческим, а не литературно-критическим языком.

Мы прочли все — и нам в этом помогали разные хорошие люди, литературные критики, журналисты, книжные блогеры — большие, но чаще маленькие. Как оказалось, последние реально любят книги и могут написать интересный текст. Мы прочли весь этот немаленький список книг и — о чудо! — у нас вышел какой-то короткий список, куда попали, разумеется, все мои самые любимые книги (мы же за них не зря голосовали). Короткий список совершенно универсальный — его хоть сейчас можно подсунуть кому угодно как обязательное чтение, такой он нестыдный и красивый.

Лидеров у меня было трое — первое место я отдала триптиху (издан в трех томах) Кага Отохико «Столица в огне», который с самого начала чтений маячил чем-то ужасным, неподъемным, господи-как-я-это-прочитаю в финале. Я знаю, что не все поставили «Столице» высший балл, но я человек простой, я совершенно честно обожаю «Войну и мир», а толстые семейные саги на геополитическом фоне — мое любимое развлечение (после скандинавских маньяков. Нет, ладно, до!). Этот роман хорошо читать, основательно погружаясь в события этой книги-реки, желательно, чтобы вас вовсе не беспокоили внешние обстоятельства. Он прекрасно переведен (сколько переводчиков над ним работало!), он прекрасно сделан, он увлекателен по-старомодному — мне ужасно жаль, но, по-моему, сейчас уже так не пишут, большая редкость встретить такой добротный роман о живых людях, героях в своем отечестве. Короче, я правда люблю семейные саги.

Поэтому, наверное, на второе место у меня попал совершенно прекрасный роман «Родина» Фернандо Арамбуру — он немного тоньше «Столицы», но не так чтобы сильно. Арамбуру я советую до сих пор всем — в книжном магазине однажды ее купили по моему совету, переживаю до сих пор, но надеюсь, что покупателя книга не разочаровала.

Третье место — Кормак Маккарти, потому что он гений, потому что можно же и помечтать, что он бы узнал о том, что победил в какой-то блогерской номинации, и это бы сподвигло его быстрее издать свой новый роман, который, по слухам... Да, впрочем, уже и слухам тем лет пять. «Дорога» — одно из сильнейших литературных впечатлений за всю жизнь, на эту книгу я написала свой первый в жизни текст «про книгу» куда-то в интернет. Если вы никогда не читали Маккарти — можно начать с «Дороги», потому что эта вещь очень характерная: если не оттолкнет, тогда вы в маккарти-тим (а там следом столько потрясающих открытий!). Мне немного жаль, что выиграла не «Дорога» — это был бы прекрасный победитель для премии и самый настоящий символ ушедшего 2020 года.

Но, собственно, хорошо вышло так — побеждает, в любом случае, всегда добро. И книжечки, куда без них.

Вне голосования, но я за!

Карл Уве Кнаусгор «Моя борьба». Может быть, странный выбор, но я как-то прикипела ко Кнаусгору с его историей борьбы. Это не увлекательное чтение, в том смысле, что как сел, так и не встал; это чтение такое, в которое погружаешься — медленно, как в Марианскую впадину (понятно, что очень условная метафора — я бы о таком погружении только мечтала), с головной болью, с «господи, может уже хватит?», но тем не менее продолжаешь. Это как подглядывать в голову человека, который всегда казался тебе загадкой.

Кристин Рупеньян «Ты знаешь, что хочешь этого». Еще одна книга-погружение, только, в отличие от Кнаусгора, не в голову, а в чужой кошмар. Тревожный (местами реально кошмарный, а местами просто неприятный) сон, который кончается очень быстро — ведь это сборник рассказов. Но только засыпаешь опять, как начинается новый и еще более странный (страшный, дикий) сон. Не самое приятное чтение, но Рупеньян — хорошая ученица, росшая на литературе Стивена Кинга (например). Я очень советую всем этот сборник. Испугает — отлично, нет — ну, зато он короткий.

Анастасия Петрич
Инстаграм-блог 
drinkcoffee.readbooks

У каждой литературной премии со своими традициями уже сложились критерии выбора коротких и длинных списков и победителей. Глядя на шестерку финалистов «Букера», читатель видит там актуальные темы и определенный географический выбор авторов. Нобелевка тоже уже мало у кого вызывает недоумение — все привыкли.

«Ясная поляна» — премия интересная. Во-первых, своей историей, во-вторых, тем культурным, простите, бэкграундом, который лежит в ее основе. В-третьих, она интересна тем, что это единственная российская премия, которая вообще говорит об иностранной литературе. И это уже замечательно! Даже несмотря на то, что номинанты вызывают множество вопросов. Например, с чем связан выбор книг, которые были написаны и переведены много лет назад.

Однако обращать внимание на списки иностранных книг «Ясной поляны» все-таки стоит как минимум по той причине, что вам не нужно будет очень долго выбирать что-то для чтения. Шанс наткнуться на нечто достойное примерно один к одному, что уже неплохо, не правда ли?

Лично для меня практически все книги, которые вошли в наш короткий список, определенно достойны внимания. Единственная книга, которая меня не покорила, — «Дорога» Маккарти. Отчасти потому, что это не мой любимый жанр, отчасти потому, что в ней освещается неинтересная для меня тематика. Тем не менее я считаю, что прочитать ее все-таки стоит, потому что она занимает видное место в современной литературе и каждый должен составить мнение для себя сам. Да и вообще каждая книга должна сначала пройти личную оценку. Все-таки, опираясь на это, номинаторы и выбирали книги для списка. А наша оценка выше семи баллов говорит о многом, я думаю. В конце концов, это мнение не одного человека, а нескольких.

Если бы у меня была возможность выбрать одну-единственную книгу (это может показаться странным), главный приз я бы отдала «Столице в огне» Отохико. Она настолько величественная и сильная, что записать ее в список трех лучших я не смогла. Не там ей место. И не мне выдавать ей главный приз. Для тех, кто боится больших размеров и трех толстенных томов, — не бойтесь. Вот это — великая литература, пусть и построенная на реминисценциях и аллюзиях, то есть далекая от идейной оригинальности. Она придется по душе всем староверам, для которых хорошая литература — это классическая литература XIX века.

Сборник рассказов «Ты знаешь, что хочешь этого» — замечательная книга для тех, кому не страшно поворошить свое бессознательное. А еще она прекрасно написана.

«Дети стадной эпохи» — чудо, которое заслуживает признания! Остроумная, злободневная, куда глубже, чем просто сатира на общество. Легко читается, но не проходит бесследно.

А вне голосования я отмечаю «4 3 2 1» и «Историю чтения». Хотя я все же советую не читать Пола Остера в переводе, если есть такая возможность. Перевод может очень разочаровать, к этому стоить быть готовыми. «4 3 2 1» подойдет тем, кто любит сложную форму и готов анализировать прочитанное. Это история не столько про семью, сколько про личный выбор и его жизнеобразующее значение.

«История чтения» — замечательная книга, которая должна быть в библиотеке любого книголюба. Книга, которая подарит комфорт и тепло.

И все же к списку «Ясной поляны» я рекомендую относиться с долей критики в кантовском смысле этого слова. То, что кто-то выбрал за вас, вовсе не означает, что это хорошо, поэтому читайте и давайте свои оценки, не опираясь ни на чье мнение. Не ради ли этого мы читаем?

Евгения Лисицына
Телеграм-канал 
greenlampbooks

Список иностранной литературы от «Ясной Поляны» уже несколько лет становится для меня одним из самых ярких маяков в книжной навигации. Разумеется, какие-то книги и без него на слуху (ну кто, в самом деле, из любителей зарубежки не слышал про Пола Остера или прошлогоднего победителя по нашей версии — Джонатана Коу и его «Срединную Англию»?), но треть или четверть списка это совершенно незнакомые авторы, с которыми без «Ясной Поляны» и усердия номинаторов я бы и не встретилась. И каждый раз я убеждаюсь, что это очень приятные встречи. Иными словами, если вы хотите ежегодно получать срез лучшей современной переводной литературы, то вам однозначно к этому списку.

Другое дело, что прочитать его целиком мало кому под силу — три-четыре десятка книг, многие из которых настоящие «кирпичи», да еще и тратить время на что-то совершенно незнакомое как-то страшновато. А официальная «Ясная Поляна» не дает каких-то особенных объяснений и говорит с нами только об итоговом победителе. Маловато! Вот для этих целей мы и читали весь список и рассказывали о каждой книжке. Чтобы любой мог выбрать если не большую часть списка, то хотя бы самое приятное для себя; понять, что он читать точно не хочет, а за что не взялся бы раньше, но заинтересовался теперь.
Поэтому лично я победителя премии выбирала по принципу «всем хорош и всем пригож». Есть книги, которые мне понравились больше трех моих финальных кандидатов (и о них я, как и все, тоже упомяну), но я считаю, что общечитательские интересы важнее моих личных заморочек хотя бы потому, что мне часто нравятся тексты с червоточинкой, полумаргинальные. Так что три моих финальных голоса — для вас, читатели.

«Родина» Фернандо Арамбуру. Было бы нечестно голосовать сразу за две семейные саги, так что я долго разрывалась между «Столицей в огне» и «Родиной», и все же решила, что последняя будет более доступна, но ничем не хуже своей двухтысячестраничной сестры. Идеально выписанный текст, а если вам понравится, то дальше уже можно и за Кагу Отохико браться.

«4 3 2 1» Пола Остера. В прошлом году он лидировал в нашем топе, но не стал победителем, так что я возвращаю ему должок. Хотя это никакой не должок, все совершенно заслуженно. Не слишком сложный, но держащий в напряжении ветвящийся сюжет, необычная игра с читателем и просто хорошо написанная проза.

«Приключения Кавалера и Клея» Майкла Шейбона. Еще один ветеран яснополянных списков, к которому очень хочется привлечь внимание. Полноценный большой американский роман, при этом напрочь лишенный занудного многословия и ненужных подробностей. Как можно столько страниц прописывать движуху — ума не приложу, как будто рассказ прочитала.

Моя бы воля — и я вне голосования тянула бы обе руки за все книжки с рейтингом больше семи из нашего топа, но буду играть по правилам. Первый кивок уходит к сборнику рассказов Рупеньян. Немного грустно, что она разделяет судьбу филигранных рассказов Мещаниновой и «Калечины-Малечины» Некрасовой, которые во всех премиях в свое время засветились, но мало что взяли. Но тут и темы такие непростые, неровные, не все гладко и одинаково прекрасно. Если вы никогда не использовали затертое выражение «хотелось помыться после чтения», то смело берите.

Второй реверанс — «Вегетарианке» Хан Ган, которая, как мне помнится, никому, кроме меня, особенно не понравилась. Однако это настолько яркая и самобытная книга с той самой червоточинкой, которую я люблю, что советую обратить на нее внимание. А можно даже не на нее, а на не попавшую в этом году в список книгу Хан Ган «Человеческие поступки». Она еще лучше.

 

Итак, победителем блогерской «Ясной Поляны» становится семейная сага Фернандо Арамбуру «Родина», а почетное второе и третье место делят Кага Отохико «Столица в огне» и сборник рассказов Кристин Рупеньян «Ты знаешь, что хочешь этого». А теперь самое время занести их в список книг для чтения и начать присматриваться к новому лонг-листу «Ясной Поляны» — еще более длинному.

 

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Ясная ПолянаРодинаЕвгения ЛисицынаВиктория ГорбенкоВера КотенкоАнастасия ПетричФернандо АрамбуруКага ОтохикоКристин РупеньянСтолица в огне
Подборки:
2
0
5458
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. В этот раз речь пойдет о романе норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора «Моя борьба. Книга первая. Прощание». Это начало шеститомной автобиографии, и именно первый том в 2014 году получил Международную Дублинскую премию IMPAC.
Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. В этот раз речь пойдет о романе-эпопее японского писателя Каги Отохико «Столица в огне».
Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. В этот раз речь пойдет о романе индийской писательницы Анурадхи Рой «Жизни, которые мы не прожили». В 2019 году книга получила премию «Лайвлиба» как один из лучших зарубежных романов, изданных на русском языке.
Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. Сегодня речь пойдет о дебютном романе израильского писателя Йоава Блума «Творцы совпадений».
В Большом театре в Москве состоялась церемония вручения литературной премии «Ясная Поляна». Музей-усадьба Л. Н. Толстого и компания Samsung Electronics огласили имена лауреатов этого года.