Категория: Ремарки
Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. В этот раз речь пойдет о романе французского писателя Мишеля Уэльбека «Возможность острова», который в 2005 году получил престижную французскую премию «Интералье».
Эту и другие упомянутые в наших публикациях книги можно приобрести с доставкой в независимых магазинах (ищите ближайший к вам на карте) или на сайте издательства, поддержав тем самым переживающий сейчас трудный момент книжный бизнес.
Мишель Уэльбек. Возможность острова / пер. с франц. И. Стаф. — М.: Азбука, 2015. — 384 с.
Номинирован главным редактором «Издательства Ивана Лимбаха» Ириной Кравцовой.
Слово эксперта-номинатора:
Роман Мишеля Уэльбека «Возможность острова» — это дивный новый мир, который возник на наших глазах: мир глянца, подогревающий безостановочные потребление и поиск развлечений (секс и насилие самый выгодный товар), инфантилизм (борьба за вечную молодость и стигматизация старости и страданий), слепая вера в технологический прогресс, порождающая разобщенность и мечту технократической элиты об избавлении человека от бремени свободы. В книге предстает мир неолюдей, генетический код которых реплицируется до бесконечности; мир, опустошенный экологической катастрофой (Великая Засуха), лишенный человеческого взаимодействия (пожизненная изоляция, псевдоприкосновения через электронные коммуникации). Их бессмертие — жизнь без неврозов, без сообщества, без сексуальных желаний, отсутствие в ней радости и горя — отсутствие содержания, чистое небытие. Через описание того, как именно это произошло (возникновение влиятельной гедонистической секты) Уэльбек, прибегнув к жесткому натурализму языка, понятного для молодых, производит радикальную критику общества. Метод писателя, по его словам, — бесцеремонное рассматривание апокалипсиса, дабы мы получили возможность из него выбраться. Возможность острова.
У этого романа (и других книг Уэльбека) огромный моральный потенциал (на последней странице возникает «образ великого солнца — нравственного закона, который, согласно Слову, в конце концов воссияет над миром»), но при этом автор не морализирует, а действует от противного, вызывая скорее отвращение, чем сочувствие к опустошенному герою, не устоявшему против золотого тельца, деградировавшему под аплодисменты толпы.
Сердитый гуманизм Уэльбека считывается не всеми и не всем по душе, но само направление его предвидения, образ Земли, по которой перемещаются племена дикарей-каннибалов, разбивают нам сердце и запоминаются навсегда.
Приведу суждение об этой книге выдающегося социолога и философа современности Зигмунта Баумана: «…Величие Уэльбека проявляется в выполнении для нас работы, в которой мы все должны были бы принимать, но не принимаем участия: в размышлении о том, что будет… если проект переделки мира в место, куда более гостеприимное для людей, был бы целиком и полностью безвозвратно заброшен, и мы сосредоточились бы на сохранении комфортных анклавов беспечного существования, т. е. убежищ, рассчитанных на одного человека, какими по определению и должны быть уютные обиталища посреди жестокого и пострадавшего от жестокости, чужого и отчужденного мира? Что если бы нам уже не нужно было пачкать руки, ибо мы смыли бы всю грязную сажу ответственности за всех, кроме себя самих?»
войдите или зарегистрируйтесь