Категория: Ремарки
Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. Сегодня речь идет о романе британского писателя Йена Пирса «Падение Стоуна», получившего в 2010 году премию Вальтера Скотта за лучшее историческое произведение.
- Йен Пирс. Падение Стоуна / пер. с англ. И. Гуровой, А. Комаринец. — М.: Астрель, 2013. — 798 с.
Номинирован литератором Львом Данилкиным.
Слово эксперта-номинатора:
На первый взгляд, обычный исторический роман — такие обычно пролистывают или сразу лезут в эпилог; но вы никогда не поймете, как все устроено в этой китайской шкатулке, если надумаете просто взломать ее. Англия, 1909 год. При странных обстоятельствах из окна выпал оружейный магнат, чью биографию предлагается написать рассказчику, журналисту; впрочем, это лишь предлог для того, чтобы он нашел для его вдовы внебрачного ребенка, упомянутого в завещании. Дальше выяснится, что начало про 1909 год — обманка; на самом деле, все самое важное происходило в Париже в 1890-м году… правда, в третьей части окажется, что и во второй части рассказчик был ненадежный — и копать надо глубже: Венеция, 1867. Финальная правда выглядит шокирующей и неправдоподобной; тогда как «выдумка в целом лучше реальности, обычно более достоверна и всегда более убедительна».
Йен Пирс всегда специализировался на «ненадежных рассказчиках»; в этом смысле его «Перст указующий» (1998) считается классикой жанра. В «Падении Стоуна» (2009), однако, рассказчики не врут — просто каждый знает лишь свой фрагмент правды — и, мня себя умнее прочих, совершает самые решительные поступки — и самые фатальные ошибки. Судить о подлинном положении дел по наличествующему фрагменту мозаики можно только в шерлокхолмсовской новелле — в жизни это не работает; увидите почему; и вы ни за что не догадаетесь, в чем на самом деле состоит главная интрига происходящего — а Пирс не станет помогать вам раньше, чем сам этого захочет. Таким образом, на смену «ненадежному рассказчику» приходит «ненадежный автор» — который сначала подсовывает вам модель «романа тайн», потом шпионского триллера, потом социального романа о взлете и падении куртизанки, потом «атмосферного» готического романа «с мистикой» — и каждый раз, когда вы с чувством выполненного долга собираетесь присесть отдохнуть после честно выполненной работы, выдергивает из-под вас стул — так что вы обнаруживаете себя на полу в самой нелепой позе.
Не только в высшей степени увлекательное (как симмоновский «Террор», как хеговская «Смилла», как фейберовский «Лепесток»), но и крайне познавательное чтение (пожалуй, идеальная пара для «Падения Стоуна» — марксовский «Капитал»: тоже артистическое исследование теории и практики экономики и финансов примерно той же исторической эпохи). Про то, «как на самом деле создаются империи и как страны удовлетворяют желания и потребности своих народов». Про подлинные причины войн и роль личностей в кризисных исторических обстоятельствах. Про «великие пути невидимых денег, которые опутали планету связывая воедино каждого человека и каждый городок так надежно, что большинство даже не подозревает об их существовании».
В «Падении Стоуна» куча умников — банкиры, шпионы, куртизанки, журналисты — только вот, как выясняется, даже выдающийся интеллект стоит недорого, когда против тебя играет Рок, Фатум — и банкиры, умеющие в одиночку дирижировать народами, правительствами и капиталами, оказываются в софокловских обстоятельствах. Сила Рока — опрометчиво проигнорированная предопределенность судьбы — обеспечивает таким существам падение гораздо более страшное, чем обычным людям.
«Падение» следовало было бы назвать лучшим «интеллектуальным детективом» со времен «Имени розы» — если б еще раньше это звание уже не было присвоено пирсовскому же «Персту указующему».
войдите или зарегистрируйтесь