Оценка книги: 6/10
Обсуждая «Серотонин», некоторые знакомые сетовали, что многие эту книгу совершенно не поняли, и тут важна не сексуальная составляющая, а совсем другое. И дальше поясняли, что именно «другое», и у каждого притом была своя версия важного — с одной стороны, забавный нюанс, с другой — литература как раз о том и есть, что каждый в ней отыскивает те загадочные смыслы, которые, как часто оказывается, авторы в виду даже не имели.
Уэльбек, как известно, провокатор: то Трампа похвалит, то Коран осудит (судя по фразе, что Коран вызывает депрессию, Уэльбек читает его денно и нощно). Ему так удивительно метко удается попадать почти во все современные человеческие триггеры — феминизм, религия, политика, экология, — что кажется даже, что писатель просто когда-то разгадал извечный секрет популярности чего угодно и с тех пор придерживается этого курса. Главное — пощечины общественному вкусу, остальное не важно. Люди — гады, Голландия — не страна, а в лучшем случае предприятие, гражданский долг — отстой, раздельный сбор мусора — закидаем бутылками и его. «Запрещено запрещать», хотя у Бертрана Блие высказывание на ту же тему вышло как-то более искусно. У Уэльбека, впрочем, ключевая тема все же иная: во-первых, падение человека, во-вторых — мира, государства, вселенной. Европы нет, это мы уже слышали. В «Серотонине» ее разрушение показано не через масштабные картины политических или религиозных страстей, как было прежде, но через «периферийную Францию» и — необычный, но немаловажный выбор, — кризис в сфере сельского хозяйства из-за глобализации и европейского политического курса.
Под всей этой ненавистью к миру, помимо прочего, скрывается очередная история о том, как один мужчина очень устал от жизни – отличие от других романов Уэльбека, пожалуй, только в том, что этот мужчина для разнообразия решает принимать антидепрессант для выработки серотонина, потому что свой серотонин, что неудивительно, организм вырабатывать уже неспособен. В остальном это едва ли не сам писатель, в очередной раз издевающийся над публикой и извращающий факты – как своей собственной биографии, так и европейского политического контекста. Язык здесь все тот же, что и обычно, – иронический, местами едва ли не истерический (порой с большим приветом редактору текста, который, очевидно, очень проникся Уэльбеком, а потому сохранил фразы типа «эту квартиру я купил вместе с Камиллой», как будто Камилла входила в комплект). Герой, в самом начале обозначающий, что жить ему совсем не хочется, принимает решение убить себя не буквально, но метафорически — и покончить с жизнью старой, отправившись в путешествие, не только физическое — по Франции или там Европе, — но прежде всего ментальное, чтобы отыскать что-то важное в себе самом.
Типичный Уэльбек, который опять написал все то же самое, — безусловный гений, мизантроп, пророк в своем отечестве, которому на самом деле как будто бы не задорно, не возмутительно, не «душа болит, как хочется сказать», а просто смертельно скучно. Он перепробовал все лекарства и остановился только на одном, самом, разумеется, действенном, — писательстве, но, кажется, уже и там последние бодрящие средства вызывают привыкание и скоро перестанут работать совсем.
войдите или зарегистрируйтесь