Чтобы разнообразить мнения, в этом году мы приняли решение в каждый выпуск приглашать в качестве гостя нового литературного эксперта (критика, блогера, обозревателя). Про особенности прозы Элизабет Страут рассуждает блогер и ведущая книжного клуба Ксения Лурье:
Прежде чем поговорить про роман «И снова Оливия», мне нужно немного рассказать вам об Элизабет Страут. Взгляните на это фото. Читая книгу и узнавая все больше об Оливии Киттеридж, я представляла ее именно такой — очки в толстой оправе, вечно разваливающийся хвост-култышка на голове, смотрит изучающе, улыбается или ухмыляется так, будто бы застала тебя за чем-то противозаконным. Увидев эту фотографию в одном из последних выпусков журнала Kinfolk, я не особо была удивлена. Оливия в моем воображении выглядит точно также, как сама Элизабет Страут.
Родом из небольшого американского городка Брансуик (штат Мэн, население на тот момент составляло всего 15 000 человек, сейчас — немногим больше, около 20 000), Страут всегда знала, что хочет быть писателем. Но исполнение ее желания затянулось, свой первый роман она опубликовала в сорок два года и спустя десять лет получила Пулитцеровскую премию за «Оливию Киттеридж», историю о бывшей учительнице математики. Страут училась в Оксфорде, какое-то время жила в Нью-Йорке, но в своих мыслях всегда возвращалась к родному городу. Жителям провинции посвящены, в конечном счете, все ее романы, вплоть до последнего.
«All a writer needs to do is get up and write the most truthful sentence they know», — эти слова Эрнеста Хемингуэя засели в сознании Страут. Годами она упражнялась в написании правдоподобного жизненного текста и создала своеобразного борца за правду, который говорит без утайки и смущения обо всем, как оно есть — Оливию Киттеридж.
Роман «И снова Оливия» построен по выгодной «сериальной» схеме: тринадцать историй-серий посвящены совершенно разным персонажам, живущим в одном и том же выдуманном американском городке Кросби, расположенном в штате Мэн. Потерявшая отца девушка-подросток Кайли, которая начинает осознавать свою сексуальность; больная раком Синди, не желающая выходить из дома, чтобы на нее не смотрели косо; вернувшаяся в родной город на похороны отца Сузанна, чья жизнь рушится по всем фронтам; живущие в одном доме, но не разговаривающие друг с другом годами супруги Макферсоны; старики, доживающих свой век в местном «курортном» доме престарелых «Кленовые апартаменты» — все они (и многие другие) переживают одиночество, пытаются выторговать себе кусочек близости, мгновение чуда, когда кто-то, быть может совсем незнакомый, вдруг их поймет.
Как и в ставшем хитом романе «Нормальные люди» главного автора миллениалов Салли Руни, у героев Страут тоже все очень плохо с коммуникацией. Проблема в том, что даже правда, которую вечно невпопад говорит прямолинейная Оливия, мешает им понять друг друга. Ее собеседники отмалчиваются, оскорбляются, а могут в ответ ударить хлестким словом, как ставшая знаменитой поэтесса Андреа Лерё, сделавшая Оливию героиней одного из своих стихотворений.
Но порой возникают мгновения чуда — полного взаимопонимания, когда два совершенно разных персонажа одновременно думают об одном и том же. И вот что удивительно — в этот миг слова заканчиваются и ничего не нужно больше говорить. Так происходит с Сузанной и адвокатом ее умершего отца Берни («Помощники»), со смертельно больной Синди и навещающей ее Оливией («Солнце в феврале»), с Бобби и Хелен, чужим мужем и чужой женой из разных социальных миров («Ссыльные»), с Оливией и ее новой подругой Эдит («Дружба»).
Но есть еще одна важная правдивая вещь, которую демонстрирует Страут в своем романе. Порой можно быть незаметным, никогда не общаться с другим, пройти мимо, сказать что-то не к месту, просто вдруг оказаться рядом — и ты изменишь жизнь другого навсегда. Такой прием часто используют в кино (яркий пример — сериал «Это мы»). И эта случайность и незаметность — тоже своего рода коммуникация, попытка открыть свое сознание, передать свою правду и, быть может, найти единение с кем-то, кого хорошо знаешь или не знаешь вовсе.
Но так ведь в жизни и бывает.
Иногда мы влияем на других и меняем их жизнь просто своим присутствием.
Как говорят, любить нужно не за что-то, а просто потому, что человек есть. Об этом и о совершенно обычных людях рассказывает в своем жизненном, душевном и тихом романе Элизабет Страут.
войдите или зарегистрируйтесь