Совпадение? Нет, не думаем 

Книжные блогеры «Телеграма» и «Инстаграма» второй год подряд читают длинный список номинации «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна», обсуждают каждую книгу и выбирают победителя по своей версии. Сегодня речь пойдет о дебютном романе израильского писателя Йоава Блума «Творцы совпадений». Книга была награждена премией Гефена и стал платиновой в Израиле — то есть разошлась тиражом более чем в сорок тысяч экземпляров.

  • Йоав Блум. Творцы совпадений / пер. с ивр. Е. Карасевой. — М.: Азбука-Аттикус : Иностранка, 2018. — 352 с.

Номинирован переводчицей и культурным антропологом Еленой Байбиковой.

Слово эксперта-номинатора:

«Творцы совпадений», дебютное произведение израильского писателя Йоава Блума, — книга с двойным дном. Кроссжанровая, на стыке фантастики и детектива с элементами саспенса, она легко читается, но эта легкость обманчива. Вопросы, которые Блум ставит перед героем (а заодно и читателем) далеко не так просты: можно ли вмешиваться в жизнь других людей и до какого предела? кто определяет, в чем состоит «истинное предназначение» конкретного индивидуума? и позволительно ли наставлять человека на путь к этому «истинному предназначению» любой ценой? Лейтмотивом этого романа о великой любви, звучащим хоть и приглушенно, но явственно, становится извечное противопоставление судьбы и свободы выбора. В сюжетном плане книга тоже полна сюрпризов. Правила игры постоянно меняются, а выигрывают от этого читатели!

 
Виктория Горбенко
Телеграм-канал 
«КнигиВикия»

Оценка книги: 5/10

Представьте, что все предопределено, и где-то существует (вероятно, на наши налоги) некая канцелярия, которая и отвечает за то, чтобы все шло по плану. Если вы разливаете кофе, ломаете каблук и опаздываете на автобус, это все не просто так, это какой-то небесный (или нет) чиновник все заранее спланировал. Хотите вы этого или нет, но отныне придется писать стихи или ходить на свидания с водителем автобуса (пришедшего за тем, на который вы опоздали). Троица главных героев — и есть эти творцы совпадений. Девочка влюблена в мальчика, мальчик сохнет по бывшей коллеге, а про третьего чувака вообще сначала непонятно, зачем он там нужен. Потом станет понятно, но прямо сейчас я вам ничего не расскажу. Вдруг читать удумаете, а я тут, как последний коллаборационист, вам все небо фонариком засвечу.

В принципе, о «Творцах совпадений» нужно знать всего одну вещь. Вообще-то те творцы режиссируют все-все-все события: от встречи влюбленных до прихода к власти злобных диктаторов. Но злобные диктаторы пугают Блума. Политика, знаете ли, грязное дело. И, как говорит в своем последнем фильме Рената Литвинова: «Для плохих дел есть плохие люди». Герои Блума же — сугубо положительные, поэтому занимаются они маленькими миленькими делишками, самые важные из которых — конечно любовные. Никакого размаха и дум о судьбах человечества.

Это реально любовный роман, пусть и наряженный в любопытный сеттинг. Процедуральная часть забавная: следить за тем, как по секундам расписывают мельчайшие события, которые произойдут с ничего не подозревающим человеком, весьма занятно. Но с первых страниц Блум начинает пичкать читателя сопливыми сентенциями о важности и прекрасности любви. К ней же все в итоге и сводится. Я, может, даже не стану спорить с авторской точкой зрения. Я, может, сама каждое четвертое воскресенье месяца рыдаю над мелодрамами, а на самый крайний случай храню на антресолях (ладно-ладно, нет у меня антресолей, но если бы были, то только там и хранила бы) парочку романов Джоджо Мойес. Разница в том, что я не называю такое чтение литературой и не номинирую его на премии.

Оценка книги: 3/10

Оказывается, судьба — это не только «совокупность всех событий и обстоятельств, которые якобы предопределены», но и та еще бюрократия. Оказывается, когда вы случайно опаздываете на автобус, или когда автомобиль глохнет прямо в пробке и вы пытаетесь отыскать в телефоне номер эвакуатора, или когда на вас кто-то чихает в метро… (так, последний пример откровенно криповый, но что поделать) — ЭТО ВСЕ НЕ ПРОСТО ТАК. Потому что где-то там «черт знает где» есть такая служба творцов совпадений, сотрудники которой из раза в раз создают все эти — ну, назовем их, «жизненно важные» — события. Так, чтобы вы понимали, начинаются чьи-то отношения, находится или теряется работа, пишутся книги, да что там, наверняка даже дети рождаются именно благодаря творцам.

От страниц «Творцов совпадений» сводит зубы — книжка как сахарная вата: на какую страницу ни посмотришь, получаешь цитату из разряда тех, которые так бы понравились четырнадцатилетней мне. «Жизнь — это то, что делают сейчас, а не потом!» «Видимо, когда ты помогаешь кому-то достичь счастья, которого у тебя уже не будет, то и на твою долю перепадает его маленький кусочек». Или даже вот такое: «Нельзя пытаться охарактеризовать людей, используя только одно слово. Люди слишком сложны. Попадание в ловушку прилагательных — это первый этап, который искажает твое восприятие».

Я не шучу — цитаты, цитаты, цитаты из пабликов про любовь, жизнь и прочее («не каждый творец совпадений человек, но каждый человек, помимо всего прочего, творец совпадений»). Вот и сюжет: есть трое героев, которые работают творцами совпадений, и, как водится, у каждого есть еще какая-то своя история. В принципе, все. Конец.

Это первый роман Блума, который до этого писал в основном рассказы и «плохие стихи» — в стол. «Творцы» вышли в 2011 году и имели успех, да такой, что он вдохновил Блума еще на целых два романа. В интервью он искренне улыбается на камеру и рассказывает, что ему просто очень нравится мечтать, верить в чудеса и что он пишет такие книги, которые хотел бы прочитать бы сам (скажите на милость, а какой автор делает иначе). Красиво, прямо на обложку журнала, но — спасибо, наверное, я лучше в который раз прочитаю какую-нибудь «Дорогу» Маккарти, где все умерли, чем эту книжку, где совершенно неправдоподобная (знаю-знаю, это и есть магический реализм!) любовная линия все кружит и кружит вокруг основного сюжета и никак не завершится, хотя в этой книжке всего триста пятьдесят очень маленьких страниц.

В случае, если вам вся эта ванильность приелась где-то со времен (прости, друг!) Паоло Коэльо, то, поверьте, лучше не рисковать — только зубы разболятся.

Анастасия Петрич
Инстаграм-блог 
drinkcoffee.readbooks

Оценка книги: 7/10

Йоав Блум до того, как написал «Творцов совпадений», был программистом, и избавиться от этого знания во время чтения оказывается просто невозможно. Если вы хотя бы в средней школе на уроках информатики учили алгоритмы и функцию random в «Паскале», то вы меня поймете.

События романа разворачиваются прямо сейчас, в современности, но неизвестно где. Скорее всего, в некоем общечеловеческом западном пространстве. Ни место, ни время здесь не играют никакой роли. Трое молодых людей, Гай, Эмили и Арик, — творцы совпадений, то есть в их задачи входит делать так, чтобы все, что нам кажется чистой случайностью, произошло и стало тем самым «все к лучшему». Они влюбляют друг в друга случайных людей, предварительно лишив работы одного из них, чтобы он встретил второго. Поэтому если кому-то кажется, что все так просто, то вы глубоко заблуждаетесь. Усложняет все и то, что герои — не безликая номенклатура Фортуны, а люди со своими мечтами, чувствами, чаяниями и эмоциями. Например, Эмили любит Гая, Гай любит свою бывшую возлюбленную, а Арик… Арик просто умный и красивый.

«Творцы совпадений» производят ровно то впечатление, какое и должны. Строки выдают новичка, но в то же время есть и то, что позволяет с некоторой долей уверенности сказать, что у этого новичка есть неплохое будущее. Зависит оно от многих факторов, но лично я могу с уверенностью сказать, что надеюсь на него, потому что «Творцы совпадений» оставляют после себя приятное впечатление. Главное для Блума — не стать жертвой парадокса первого романа, когда все, что написано после, будет восприниматься чуточку хуже. Новичка в авторе выдает и желание закрутить лихую концовку. Мне она, да, показалась неожиданной, но тем не менее не удивила.

Блум очень тонко описывает личные переживания своих героев. Читатель ясно видит их чувства: любовь, гордыню, страх, радость. Но при этом он не опускается на уровень излишне сентиментальной прозы, где эмоции и чувства возобладают над событиями внешнего мира.

Роман написан в хорошем смысле просто. Наверное, я даже осмелюсь сказать, что красиво, если под красотой понимать выбор лексики, а под простотой — не перегруженность малопонятными феноменами, которые требуют огромного читательского бэкграунда.

Делая поправку на опыт автора, я оценила роман выше среднего. Я очень надеюсь, что господин Блум «распишется».

Евгения Лисицына
Телеграм-канал 
greenlampbooks

Оценка книги: 5/10

Когда я общалась с учениками писательских курсов, то поняла, что заветная мечта большинства (не читайте это, пожалуйста, как «всех») начинающих авторов — сочинить «Гарри Поттера». Даже жалко, что он уже есть, Джоан Роулинг редкостную свинью всем этим начинающим подложила. Йоав Блум, к счастью, не мечтает написать никакого «Поттера». К несчастью, он мечтал — и написал! — уже другой существующий фильм (простите, что называю «Поттера» фильмом, но для многих он уже едва ли не первичен). Прекрасный, выверенный и сентиментально-нежный фильм «Амели» теперь называется «Творцы совпадений», а чтобы никто не догадался, детали сюжета несколько изменены. Но ставка упорно делается на то же самое: любовная любовь, карамель и подстроенные совпадения — все такое милое и все ради высшей цели (любви, конечно же, ну что вы, как наивные, не поняли еще).

Нельзя сказать, что это произведение какое-то особенно плохое, потому что сентиментальная литература имеет право на существование. Но при этом странно видеть такую легковесную поделку в списках «Ясной Поляны». Безусловно, в ней есть приятные и такие успокоительные моменты, когда думать особенно не надо, можно «отпустить» загруженную голову и окунуться в одни только эмоции, которые все сплошь прекрасны и лишь для контраста в середине слегка тревожны. В угоду этой убаюкивающей сладости персонажи будут вести себя вопреки собственному же прописанному характеру или какому-то здравому смыслу. С другой стороны, а какой тут может быть здравый смысл в полуфантастическом антураже, явно подчиненном одному запросу? Удобная позиция. Это не у меня слабое место в романе, это у меня художественная реальность — или ирреальность — такая.

Призываю всех не стыдиться любви к легкой литературе, у нее есть совершенно определенные терапевтические цели. Блум при этом делает еще и почти незаметный шажок к литературе большой: «Творцы совпадений» явно на голову выше многих произведений жанровой литературы из той же сладкой корзинки — но шаг этот пока совсем крошечный. У меня в голове существует список похожих книг, которые я рекомендовала бы для плавного перехода от сюжетных потребительских романчиков к литературе более насыщенной и с ерьензной. В нем есть, например, Мюриэль Барбери с такими же сентиментальными, но слегка замороченными и неплохо прописанными вещами. Теперь с ней в паре стоит Йоав Блум.

Общая оценка: 5/10

 

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Азбука-АттикусИностранкаЕвгения ЛисицынаВиктория ГорбенкоВера КотенкоАнастасия ПетричБлогеры читают Ясную ПолянуЕлена БайбиковаЙоав БлумТворцы совпадений
Подборки:
0
0
6438
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Вторая половина января — самое время проявить творческую активность: вспомнить историю русского кино с Михаилом Трофименковым, побеседовать о «Бесконечной шутке» с Алексеем Поляриновым и получить в подарок книгу от Евгения Водолазкина. Подробности читайте в новом дайджесте «Прочтения».
Если повернуть голову направо примерно на девяносто градусов, можно увидеть Софийский собор. Женщина-экскурсовод сказала: печенеги отрубали головы, делали из черепов чаши и пили из них вино. Рядом на скамейке сидит женщина неопределенного возраста и смотрит в пустоту перед собой.
С 10 сентября по 17 октября на разных площадках города