Ремарки

Четвертая порция

В преддверии объявления шорт-листа второго сезона поэтической премии имени Геннадия Григорьева «Прочтение» заканчивает цикл публикаций, представляющий поэтов, приславших свои подборки на конкурс 2011 года. В последнем выпуске «дневника» Виктора Топорова стихи Андрея Родионова, Наташи Романовой, Галины Рымбу, Евгения Сливкина, Нины Савушкиной, Марины Струковой, Андрея Чемоданова и Александра Чернова.

Третья порция

14 декабря, в день рождения Геннадия Григорьева, состоится вручение премии его имени. Как и в 2011 году, «Прочтение» публикует «Дневник члена жюри Григорьевской премии» — заметки литературного критика Виктора Топорова на полях подборок, присылаемых на коркурс. Во третьей части дневника — стихи Дмитрия Мельникова, Станислава Минакова, Татьяны Мневой, Леонида Немцева, Максима Оркиса, Алексея Остудина, Сергея Пагына, Игоря Панина, Николая Ребера.

Как правильно комментировать Венечку Ерофеева

В 2011 году в издательстве «Вита Нова» вышло издание поэмы «Москва — Петушки», сопровожденное комментарием Алексея Плуцера-Сарно. Эти «заметки на полях поэмы» называны «Энциклопедией русского пьянства». В них Плуцер-Сарно делает попытку «проникнуть в текст и вскрыть бесконечную перспективу смыслов», а также критически осмысливает работу, проделанную предыдущими комментаторами.

Вторая порция

14 декабря, в день рождения Геннадия Григорьева, состоится вручение премии его имени. Как и в 2011 году, «Прочтение» публикует «Дневник члена жюри Григорьевской премии» — заметки литературного критика Виктора Топорова на полях подборок, присылаемых на коркурс. Во второй части днекника — стихи Александра Кабанова, Евгения Каминского, Кати Капович, Вероники Капустиной, Игоря Караулова, Михаила Квадратова, Андрея Кузьмина, Дмитрия Легезы, Евгения Лесина, Станислава Ливинского, Германа Лукомникова, Алекся Любегина, Дмитрия Мельникова.

Вторая григорьевская

В 2010 году состоялось вручение первой поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Тогда на страницах «Прочтения» появился «Дневник члена жюри Григорьевской премии» — заметки литературного критика Виктора Топорова на полях подборок, присылаемых на коркурс. Вторую григорьевскую мы решили представить таким же образом. Вручение премии вновь состоится 14 декабря, в день рождения Геннадия Григорьева.

Валентин Бобрецов

Валентин Бобрецов производит впечатление человека абсолютно самодостаточного. В поэзии это редкость. И впечатление абсолютной самодостаточности производят его стихи. Здесь есть и Петербург, и поэт-одиночка, и жутковато-размеренный мир застоя, и фарсовый порыв перестройки, но все это вторично по отношению к «творению из ничего», каким и является подлинное творчество. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»

Евгений Каминский

«Поздние петербуржцы» в большинстве своем замкнуты на самих себя, в лучшем случае — на собственном мироощущении, а, выражаясь школярски, объективная действительность воспринимается ими в основном как коррелат (термин Т.С. Элиота) душевных переживаний. Иначе говоря, лирическое начало торжествует в их стихах над лиро-эпическим и эпическим. Не так у Каминского. Мир и люди, в нем обитающие, интересны ему как поэту сами по себе, а не только как предлог или повод зарыться поглубже в собственное сознание и подсознание. Во всяком случае, так это выглядит на первый взгляд. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»

Анджей Иконников-Галицкий

И дело не в формализме, хотя и он — признак гордыни. И не в футуризме, линию которого, слывущую ныне бесплодной, он пытается возродить. Анджея не манит жребий модного, почитаемого или просто хорошего поэта. Он хочет быть гениальным — или никаким. Давайте же внимательно следить за его поисками. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»

Ирина Знаменская

Поэтессы вслед за Ахматовой ведут поэтический «дневник души». Но как часто он на поверку оказывается всего лишь записной книжкой с торопливо вписанными и жирно вычеркнутыми номерами чужих телефонов! И разве что еще — с горестными пометами на полях. В таких стихах отсутствует главное — самодостаточность, отсутствует эстетическое преодоление страдания, хотя бывают они порой и искренними, и даже пронзительными. В стихах Знаменской правят бал иные законы. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»

Ирина Моисеева

Стихи талантливы — и там, где они полемически заострены, и там, где иронически беспощадны, и там, где лирически взволнованны и приподняты. И, понятно, мои разногласия с поэтессой по многим мотивам не мешают мне высоко ценить ее лирику, в том числе и гражданскую, и предлагать читателю в качестве одного из образцов поэзии «поздних петербуржцев». Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»

Сама невинность

В четвертой публикации своего цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгений Мякишев представляет поэта Пантелеймона Невинного, порнографа, наивного преемника Апулея, Рабле, Баркова, Козьмы Пруткова, Вл. Сорокина и Михаила Болдумана. А также объявляет о создании своего собственного ЛИТО — литературной штудии «Кунштюк».

Балет невылупившихся птенцов

Одно значительное лицо — чуть ли не первое в государстве — заявило, что никогда еще в истории России не жили люди столь широко и привольно, как в нулевые до кризиса. Не все, конечно, и не везде, но что касается литературных премий — да, это так, несомненно. Точное количество литературных и окололитературных наград в последние годы не поддается подсчёту; по данным Российской Государственной библиотеки — более трёхсот позиций. И ведь действительно, никогда в истории России такого не было. Сергей Князев о литературных премиях

Печа-куча около Набокова. Проект Вячеслава Курицына

В течение нескольких месяцев, примерно до конца календарного года, «Прочтение» предоставляет свои виртуальные страницы для примерно десятка странных материалов. Разного рода «картинки» , так или иначе связанные с именем и творчеством В. В. Набокова, будут сопровождаться по возможности содержательными комментариями Вячеслава Курицына. «Около Набокова», а не «про Набокова» — потому, что по ходу большого исследования на полях его налипает множество вкусных подробностей, совсем прямого отношения к теме не имеющих, но и никак не желающих обратно растворяться в мглистой тьме библиотек.

Анаит Григорян. Механическая кошка (фрагмент)

Анаит лишь записывает истории ветра с той стороны, находящейся за гранью добра и зла, где на Литейном проспекте читает лекцию доктор Калигари, а гофмановский мастер Коппелиус работает в полуподвальной мастерской на Гражданской улице, создавая очередное механическое существо. Но вот сумерки рассеиваются, начинают работать кафе, и не механический, а обычный кот Васька лежит на подоконнике, радуясь редкому солнечному дню. Мир обретает ясность... Несколько стихотворений из сборника

В кущах звёздных миров

Болтался в солнечной лагуне клуба «Дерзание» потерпевший крушение начинающий флибустьер с подозрительно интеллигентной внешностью. Уже тогда в костюме, при галстуке, в умного вида очках. Как-то особливо себя не проявлял: девчонок — а ведь это для поэта наиглавнейшее дело — не увлекал посредством стихиков в дебри страстей, а всё больше о звёздах, вселенских мирах и человеческих проблемах галактического масштаба размышлял. Третья публикация цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгения Мякишева

Два в одном, или Един во многих

Внезапно из прорехи туч на капоты машин вытек желток луны, замызгав возвышающуюся посередь лакированного железа невысокую фигуру в плаще с капюшоном. Фигура — в поисках неизвестно чего — перемещалась меж нестройных автомобильных грядок. Движения почудились мне определённо знакомыми. Приблизившись — я встретился с ускользнувшим с моего небозёма двумя годами ранее Валентином Бобрецовым (теперь, как выяснилось, сторожем автостоянки) — названым отцом художницы и поэтессы Насти Козловой, поэтом и художником. Вторая публикация цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгения Мякишева

Китуп рисует ракеты, или Сорок пять минут пешком от Zoo

Прекрасные, но грустные для России стихи. Лучше бы стихи были похуже, а Гена хотел бы жить в России. Вот и поэт Саша Гальпер живет в Нью-Йорке. Он доверил «Пропеллеру» книгу «Генсеки и гомосеки», и не прогадал. Центральным в книге является «Сказ о Техасском Суперпидаре», герой которого по имени Джон, лицо нетривиальной сексуальной ориентации, был приговорен к казни на электрическом стуле, но выдержал напряжение в пять тысяч вольт и победил всех врагов. Вячеслав Курицын о новых книгах берлинского издательства «Пропеллер»

Огненный факт: Григорьевская поэтическая премия

О — Григорьеве, о — Геше! Ибо фамилия-то теперь у всех на слуху, а о её реальном носителе — как это частенько бывает — знают не все, не всё и — ох как далеко, не везде. Сей же миг мы исправим это досадное упущение. В биографии любого настоящего поэта встречаются «белые пятна», а Геша умудрился внести интригу даже в такую банальную вещь, как паспортная анкета. Первая публикация цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгения Мякишева

Что хотел сказать автор?

Мякишев пишет с позиции «я — собеседникам». Или нет — сначала как будто бы действительно детям, но потом увлекается, и вот уже «разве нас не учили с первого класса не путать автора с лирическим героем?» Учили НАС. Мы на одной стороне: автор и читатели. Отзыв Аси Тереховой на статью Евгения Мякишева «DJ Заболоцкий» проекта «Литературная матрица»

Шок для зажравшихся любителей попсы

Я считаю, что у ребят моего возраста и так достаточно источников, чтобы черпать жаргонизмы и бунтарские мысли, а что же поможет для изучения исконного, правильного русского языка лучше, чем художественная литература, а тем более — учебник по ней? Отзыв Наташи Николаевой на статью Владимира Тучкова «Бунт на корабле русской поэзии» проекта «Литературная матрица»

Почитать мнение других всегда интересно

Конечно, в каких-то местах, как мне кажется, автор сильно увлекался и забывал, что его читатели — школьники и несколько непонятных и необъясненных слов все же было, но с этим можно смириться, лично для меня основное впечатление не было испорчено. Отзыв Али Банис на статью «Одна-единственная нить ковра» Аркадия Драгомощенко проекта «Литературная матрица»

Не стоит пренебрегать чтением оглавления

Все проходят в школе «Преступление и наказание», но многие так и не узнают, в чем же состоит идейный смысл, ибо учителя литературы — люди мыслящие, любящие говорить свои выводы и суждения как должное и единственно правильное объяснение. Отзыв Маргариты Гариповой на статью «По соседству с Достоевским» Сергея Носова проекта «Литературная матрица»

Свежий взгляд на The Russians

Мне кажется, что именно современного, свежего взгляда на этих «The Russians», о которых многие Russians знают меньше иностранцев или вообще не знают ничего, как раз и не хватало — мало кто из моих сверстников без «пинка» пойдет штудировать литературные статьи Добролюбова, Писарева или Бродского. Отзыв Анны Дорошенко на статью «По соседству с Достоевским» Сергея Носова проекта «Литературная матрица»

Юлия Беломлинская

«Может и нескромно — но нет никакой надежды, что о моей поэзии напишет кто-то другой. Я сочиняю стихи редко. Только если влюбляюсь или сильно недосыпаю...»

Двадцать четвертый, заключительный, выпуск антологии Юли Беломлинской «Стихи в Петербурге 2010»