Другой пример — книга «Наши цветы». Она издавалась неоднократно, но каждый раз художник Наталия Басманова ее перерисовала. Интересно, что на этом примере видно, как развивалась отечественная иллюстрация: от рисунков в духе социалистического реализма до импрессионистских экспериментов. И, как ни странно, чем более абстрактно рисовались эти цветы, тем более узнаваемы они были. И Серова тоже раз за разом переписывала стихи, делала правки, вносила микроизменения, улучшала строки по микрону, пока они окончательно не стали шедеврами. Несколько лет назад мы снова выпустили эту книгу. В таком виде ее никогда не было. Мы учли последний прижизненный вариант стихов, а саму книгу собрали из множества старых изданий и обложек. Видно, как она росла вместе с читателем, как набирала смыслы, как автор кропотливо работал над текстом. Кроме того, частично она дорисована дочерью Басмановой — Марианной Басмановой. Будем переиздавать «Наши цветы» — я еще что-нибудь улучшу.
— Получается, мы говорим о своеобразной эволюции книги?
— Да, я убеждена, что классику всегда нужно актуализировать. Мы помогаем ей сделаться современной, снабженной интересным послесловием, рассказом о судьбе произведения и авторов. Новая книга – не просто молчащее переиздание прошлых лет. В конце концов, со временем меняется не только читатель, но и — банально — полиграфическая база, санитарно-гигиенические сертификаты: размер шрифта, который разрешался в советское время, не разрешен сейчас.
Более наукообразно работает с книгами Илья Бернштейн, он создает «Детские литпамятники». Не просто выпускает «Кондуит и Швамбранию» или «Леньку Пантелеева», а снабжает это подробным комментарием историков и литературоведов. Это третий подход к книге — когда из нее делается объект культурного наследия, такие издания интересны скорее не широкому читателю, а специалистам.
— Наравне с классикой вы много лет издаете молодых авторов. Какие особенности работы с ними вы бы отметили?
— Когда в 2009 году мы начали выпускать первые книги современных молодых авторов, коллеги из успешных столичных издательств говорили, что это никто и никогда покупать не будет. Но мы немного маргинальное издательство: никогда не делали ни серии, ни какие-то коммерческие проекты. В большинстве крупных редакций политику определяет не главный редактор, а отдел маркетинга. Вот сейчас популярны развивалки, завтра — познавалки и так далее. Нам же кажется, что каждый автор неповторим, и в серию его не вписать. Только если сам автор так задумает — как это произошло у нас с Сергеем Ивановым, который создал детский курс разных наук: древней истории, античной мифологии. Получилась серия, которую пишет сам автор.
войдите или зарегистрируйтесь