Рецензии

По словам писателя, идея романа инспирирована серией шпионских скандалов, разразившихся в нулевых. Главный герой, чье настоящее имя читатель не знает практически до финала, с честным промыслом бойца невидимого фронта давно завязал. И он бы знать забыл призрачную неласковую родину, если бы не случившееся в далеком заснеженном российском Чулманске.
0
0
0
7638
Довольно много молодежной — точнее даже young adult — литературы в последние годы пишется в жанре фэнтези и в многочисленных его вариациях: это может быть магический реализм, мистика, так называемая «темная академия», городское фэнтези, технофэнтези и так далее… Тем необычнее видеть реалистический роман — сама автор, к слову, говорит, что узнала о принадлежности книги к young adult от издателя. С одной стороны, роман Дарьи Месроповой уже тематически выделяется из потока остальных текстов, с другой — сразу же задает высокие читательские ожидания из-за ассоциаций.
0
0
0
7954
За исключением самого Оноды (и отчетливо экспрессионистского, als Dunkelheit, названия) в «Сумерках мира» нет ничего херцеговского. Это роман отсутствия, реконструирующий немецкую фантазию о японском менталитете. Попытка достучаться и понять. Еще одна лаборатория изгойства.
0
0
0
8618
Ныркова пытается найти новый язык для того, о чем уже не раз написано, стирая границу между прозой и поэзией. Она обращается к иносказаниям, замалчиваниям, старается уйти от прямого описания трагедии и ее переживания с помощью другого типа письма — образного, ритмичного, местами магического.
0
0
0
9794
«Картина Сархана» — психологический триллер, построенный на бесконечных играх с разумом персонажей и читателей. Рагим Джафаров вновь доказывает, что текст для него — анатомические театр, где препарируется не плоть, а сознание. В этом шоу иллюзий выверена каждая мелочь: с каждой сценой нарастает ощущение тревоги, а к концу читатель вместе с героиней впадает в безумие.
0
0
1
10182
В основе сюжетов Саши Степановой часто лежат реальные события, — писательница лишь подменяет имена и некоторые факты ради художественности. Так в «Колдуне из Неглинки» элементы городского фэнтези смешиваются с тру-краймом, но все происходящее остается узнаваемым. Серийные убийства, каннибализм, эксперименты над людьми и другие случаи насилия и жестокости людей друг к другу.
0
0
0
10290
Сюжеты о материнстве и неполных семьях часто появляются в современной литературе и, как правило, в них заложен важный разговор о правах уязвимых, насилии, необратимых болезнях. «Перл» Хьюз обходит эти экстремальные углы, чтобы напомнить о прячущейся в темноте печали — близкого человека можно лишиться и без вмешательства агрессивных факторов.
0
0
0
15058
Роман, состоящий из трех новелл, писался дольше семи лет, и это может объяснить заметную разницу между его частями. Если новелла «Без сна» (2007) более реалистична, то «Сны Улава» (2012), с ее невероятными совпадениями, мистикой и символическими персонажами, уходит от реализма в сторону метафоричности. «Вечерняя вязь» (2014) объединяет две этих крайности.
0
1
0
12582
Представьте, что вы заходите в ванную комнату старой коммуналки. Сперва вам бросается в глаза черная плесень, потом — ползущий по стене таракан, потом — обрезки чьих-то ногтей, потом — бело-желтая слизь; только после вы замечаете труп в эмалевой ванной. Примерно так работает и новый роман победительницы премии «Лицей», финалистки «Ясной Поляны» Екатерины Манойло.
0
0
0
12266
Противоречивый характер микенской царицы Клитемнестры и ее отчаянные действия, которых требовали отчаянные времена, уже не единожды описывали античные авторы, но всякий раз оставляли ее на вторых и чаще всего не самых положительных ролях, сосредотачивая внимание то на Электре, то на Кассандре, то и на Троянской войне в целом. Констанца Казати находит в мифах и поэмах Гомера множество сюжетных ниточек, которые сплетает в единое полотно ее жизни, нигде не противореча первоисточникам и одновременно ведя повествования от лица весьма ненадежного рассказчика.
0
0
0
11134
Двадцатидевятилетняя Лиза, обладающая недюжинными математическими способностями, работает уборщицей. Она могла бы сделать блестящую академическую карьеру или запустить стартап, а то и несколько. Но каждый день Лизы состоит из множества очевидных и незаметных ритуалов. Каждый услышанный ею звук наполнен оттенками и телесными ощущениями.
0
1
0
14334
«Рассказы Фата-Морганы» — наглядный пример того, что такое вселенная по фамилии Литтелл. Необязательность жанрового выбора, фиглярство, свободный джазовый дух — в этих псевдоочерках, стенографиях, рисунках слишком много реальности и слишком мало литературы.
0
0
0
12490
Литературный редактор Вика Войцек дебютирует в большой прозе и открывает дверь в мир литературы, можно сказать, с ноги — шутки шутками, но роман выходит действительно крепким и запоминающимся по многим причинам. «Я, собачка» — книга совершенно не детская, очень страшная и напряженная, но не в «классическом», привычном для читателя смысле. Это не хоррор, не мистика — и тем более не «кровь-кишки». Роман прежде всего посвящен социальным ужасам: взрослым, теряющим работу и спивающимся; детям, ежедневно пропадающим в больших городах; людям сомнительных помыслов, тем самым скупщикам и продавцам «игрушек».
0
0
0
12322
Лейтмотив этого текста — попытка стать заметнее в равнодушном мире, который не хочет обращать внимание на подростка и его страдания. Если считывать поверхностный, то роман о том, чем и кем может стать подросток, которого отвергли и бросили, и какие последствия это может иметь для него и всего окружающего мира.
0
0
0
11722
Как и обещал Джеймс, книга написана так, что необязательно знать содержание предыдущего тома. Взросление Соголон и ее превращение в защитницу женщин — ту самую Лунную Ведьму — занимает большую часть текста. А вот сюжет про поиски мальчика оставлен на финальную треть и в целом повторяет события «Черного Леопарда», отличаясь лишь в деталях, ведь у всех участников этой авантюры своя правда.   
0
0
0
11682
Истинный герой этого текста — пустота, она же — конечный пункт назначения. Странствие по малодеятельной железной дороге становится метафорой жизни, суть которой — стремление к пустоте и мучительная невозможность ее достичь.
0
0
0
12306
Монументальная дилогия Эдуарда Веркина «снарк снарк» это 1472 страницы вялокипящей на медленном огне совести, запаянной в два пухленьких кирпича.  Многослойный, вязковатый с непривычки, наполненный причудливыми метафорами, ехидными отсылками, меткими наблюдениями, ироническими сценками и дискретными приветами коллегам по писательской ниве, гибрид детективного, мистического и канонического провинциального романа похож на это громоздкое предложение. Но тем не менее читается проза Веркина легко, незаметно втаскивая читателя в сюжет, как бесконечная лента в визуальной соцсети: ничего не понятно, но дико занятно.
0
0
0
11398
Волшебный хор» — настоящая ода мужской дружбе в изводе российского масскульта. Повзрослевшие приятели детства и юности не общались четыре года, но, узнав, что один в беде, другой сразу спешит на помощь: сам погибай, а товарища выручай. Чиновник Дмитрий Баврин хочет во что бы то ни стало спасти Михаила Протасова, учителя истории, обвиненного по статье об оправдании нацизма. Жизнь, разрушенная несправедливыми обвинениями и личность, уничтоженная системой — сюжет страшный и актуальный.
0
0
1
9198
Лейтмотив «Темной Лиды» — смерть. Она поджидает на каждом углу, она — отдельный персонаж, касающийся героев костлявыми пальцами ветра и напоминающий, что их время еще не пришло: сперва надо испить чашу горя до дна, и только потом обретешь покой. Жители Лиды сами в той или иной мере ищут смерти, шагают с ней рука об руку, ведь знают, что умереть — и буквально, и образно, — необходимо, чтобы воскреснуть.
0
0
0
9470
Неоновые огни ночной Москвы, желтое такси, на скорости пересекающее экран, и нарастающее напряжение между двумя главными героями, которым есть что скрывать друг от друга — вот квинтэссенция «Кентавра». Стартующий как психологический триллер, фильм Кирилла Кемница ожидаемо эскалирует до неонуарного автомобильного экшна, в котором вовремя раздавшийся скрип тормозов гораздо информативнее и важнее, чем псевдофилософское пустословие персонажей.
0
0
0
6218
Конечная цель такова: увлечь. Благородно, действенно. Раскаляя до невозможного сказку о прошлом — далеком от нас, гетевском, шиллеровском и, безусловно, фаустовском, — Уна Харт говорит о неизбывных человеческих страстях, которые, к счастью или сожалению, у всех народов одинаковые. Вопрос лишь в мере и предпочтениях.
0
0
0
8246
За некоторое время до публикации романа в сеть был выложен список книг, «рекомендованных к прочтению» для лучшей подготовки к чтению «Путешествия». И он оказался не просто шуткой, как думали многие. Пелевин не был бы Пелевиным, если бы не пропустил значившиеся в списке «Лолиту» и «Преступление и наказание» через призму индийской легенды о сети Индры. Как в каждом мгновении жизни, согласно этому мифу, отражается другое ее мгновение, так и в каждом произведении русского литературного канона отражается другое такое произведение.
0
0
0
7574
Почти каждая часть «В тайниках памяти» тянет на самостоятельную книгу. Сарр будто бы скрестил несколько разнородных произведений, скрепив их для надежности общей темой эмиграции, изгойства и географической разлуки. Колониальная история — «о шипе белой цивилизации», вонзившемся в африканское тело — совмещена с постколониальной, показывающей, как спустя много лет выглядит культурный мостик между Францией и Африкой.
0
0
0
6262
«Хорея» — текст-воспоминание об отце, которого не было. О том, кто много лет находился рядом физически, но так и не стал заметным. Отец — важная фигура в жизни ребенка, но часто дети мало что знают о своих папах. Отцы редко о себе рассказывают, почти ни о чем не спрашивают, бывает, не особо участвуют в делах семьи. Когда близости нет, составить полноценный образ родителя не получается — не хватает информации — и приходится додумывать.
0
1
0
11426
Признаваясь в любви самому бытию, режиссер видит прелесть и грубость мира, а потому его сказку можно назвать сразу и счастливой, и чудовищной. Неслучайно в идиллические пейзажи то и дело вклиниваются архивные кадры возвращающихся с войны солдат: играя на контрастах, режиссер игрового кино, который ранее был известен как киноархивист, реставратор пленочных фильмов и документалист, создает собственную действительность.
0
1
0
6050
Если верить рассказам Бергера, не так страшен черт, как его окруживший люд. Рядом с агрессивными властолюбцами представители нечистой силы выглядят невинными ребятами, пусть и с хулиганскими замашками. Потусторонних созданий люди воспринимают как само собой разумеющееся явление. Кто-то помогает им устроиться в быту, кто-то использует в корыстных целях. В этом видится некое утешение: несмотря на сверхспособности, даже волшебные существа теряются в трудных условиях исторических перемен — что уж говорить о нас самих?
0
0
0
11478
Новый фантастический боевик Роберта Родригеса вышел странноватым кентавром. Он соединил в себе дефолтный для режиссера мексиканский антураж и бесчисленные, легко считываемые оммажи Нолану: как сюжетные, так и чисто формалистские. Наблюдать откровенную мимикрию Родригеса, его — буквально — игру в Нолана и удивительно, и любопытно: несмотря на слишком напряженные лица героев и зашкаливающий местами пафос их реплик, боевик у мастера жанра получился бодрый. Не слишком уж веселый, зато с лихой чередой крутых сюжетных поворотов и мозголомных перевертышей — скучать зрителю не придется все полтора часа.
0
0
0
8678
В 2021 Абдулразак Гурна получил нобелевскую премию по литературе «за бескомпромиссный и исполненный сочувствия подход к последствиям колониализма и судьбах беженцев между культурами и континентами». Каждый его роман — попытка осмыслить путь «стран третьего мира», поразмышлять о последствиях колонизации и о национальной идентичности родных африканских краев. «Посмертие» — пусть и весьма опосредованное, но все же продолжение «Рая», поэтому две эти книги нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Это диптих африканской жизни.
0
0
0
11366
«Все не то, чем кажется» — так звучит рекламный слоган этнического триллера Ильшата Рахимбая «Микулай». С первых кадров глухая татарская деревня Сарсаз Кул предстает как таинственное и в некоторой степени потустороннее место. Она не отпускает ни своих жителей, ни приезжих. И главного героя, Микулая, и его неожиданно приехавшего сына, который хочет увезти отца в город, Сарсаз Кул просто так Большой земле не отдаст. Однако все это справедливо до одного сюжетного поворота, превращающего мистический триллер в мрачную психологическую драму. О главной тайне кинокартины — в рецензии обозревателя «Прочтения» Наталии Соколовой.
0
0
0
16242
На литературном семинаре рассказчик — он же альтер эго самого писателя — встречает (или придумывает) Гаустина — мистификатора, психиатра-геронтолога и человека, «меняющего десятилетия, как мы меняем самолеты в аэропортах». Вот он в конце восьмидесятых вместе с рассказчиком раскуривает сигарету и рассуждает о философии, а через год отправляет тому черно-белую открытку прямиком из 1929 года.
0
0
0
16154