Таксующий в темноте

«Кентавр»

Режиссер: Кирилл Кемниц

В ролях: Юра Борисов, Анастасия Талызина, Сергей Гилев, Григорий Верник, Кирилл Мелехов, Ксения Кутепова и другие

Страна: Россия

2023

Неоновые огни ночной Москвы, желтое такси, на скорости пересекающее экран, и нарастающее напряжение между двумя главными героями, которым есть что скрывать друг от друга — вот квинтэссенция «Кентавра». Стартующий как психологический триллер, фильм Кирилла Кемница ожидаемо эскалирует до неонуарного автомобильного экшена, в котором вовремя раздавшийся скрип тормозов гораздо информативнее и важнее, чем псевдофилософское пустословие персонажей.

Преуспевающая эскортница Лиза (Анастасия Талызина), дерзкая очаровашка в мини и чулочках, припертая к стене серьезными ребятами на черном рендж ровере, садится в машину к ночному бомбиле Саше (Юра Борисов). Ее задача — «укатать» парня по городу, от одного клиента к другому, и соблазнить на попытку нового убийства, чтобы затем сдать правоохранителям с поличным. В последнее время в столице по ночам стали пропадать девушки, и одинокий, странноватый, по-крокодильи непредсказуемый Саша (поди догадайся по его отсутствующему выражению лица, чего ждать в следующую секунду) во всей этой истории — главный кандидат в записные маньяки. И для Лизы, и для стоящего за ней жесткого решалы на рендж ровере (Сергей Гилев), и для зрителей. Ведь даже начинается фильм с вполне однозначной сцены: мужчина, похожий на Сашу, вытаскивает из такси бездыханное тело девушки и волочет его в лес. Или… не так уж эта сцена и однозначна?

Что режиссеру «Кентавра» действительно хорошо удалось, так это до самой развязки выдерживать градус вот этой неопределенности: вроде бы все ясно как день — а вроде бы закрадываются сомнения. Однако саспенс этот — во многом, конечно, заслуга не одного лишь Кемница, но и Юры Борисова. Его пугающе внимательный к деталям герой видит своих пассажиров насквозь («Просто много людей вожу», — в проброс оправдывает он свои индуктивные способности), а сам при этом не спешит раскрываться в ответ, — и явно полон секретов. Рассказывая Лизе о проблемах со здоровьем, едва переставляющий ноги Саша неоднократно — и предельно подозрительно — путается в причинах своей инвалидности. И улыбка его порой поблескивает такой зашкаливающей жутью, что вжимаешься поглубже в кресло. Да и шуточки — запереть заговорившую о таксистах-маньяках Лизу в машине — у персонажа, прямо скажем, неприятные. Ну чем не высокофункциональный психопат — с то потухающим, то вновь нездорово загорающимся взглядом, сросшийся по воле судьбы со своей машиной (вот она, метафора из названия) и зверски отыгрывающийся на беззащитных пассажирках? Кажется, все и впрямь сходится. Одно к одному. Да, наверняка.

А может, и нет.

Да нет, вроде нормальный парень.

Столичная ночь в «Кентавре», посреди которой люди выхвачены лаконичными цветовыми пятнами (оператор — Роберт Саруханян), темна и полна ужасов — и чем дальше от городских огней, тем мрачнее и гуще, как и полагается в нуарах, становится замес. Экшн у Кемница (под внимательным продюсерским надзором Ильи Найшуллера) получился плотный и захватывающий, хотя не слишком оригинальный — опытный зритель обязательно вспомнит и «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, и «Таксиста» Мартина Скорсезе, «и много, много, и всего», даже финчеровский «Бойцовский клуб».

По сравнению со своими кинопредшественниками «Кентавр», увы, непоправимо вторичен — что, однако, не делает его скучным. Ощутимо портят ситуацию лишь плоские, как планета Земля по версии Юрия Лозы, душеспасительные беседы, которые Саша и Лиза неожиданно заводят друг с другом по дороге в направлении смерти. Прописаны эти «глубокомысленные» рассуждения формально, как в плохом комиксе, но их, к счастью, сравнительно немного — в отличие от зрелищных погонь и стильно снятых автомобильных поединков, которые, вкупе с мощно разрешающейся в конце основной интригой, дадут зрителям огоньку.

Дата публикации:
Категория: Кино
Теги: КентаврКирилл Кемниц
Подборки:
0
0
5310
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь