Заходит как-то в бар Кристофер Нолан
«Гипнотик»
Режиссер: Роберт Родригес
В ролях: Бен Аффлек, Алиси Брага, Уильям Фихтнер, Дж. Д. Пардо, Дайо Окенийи, Келли Фрай и другие
Страна: США
2023
Если к «Началу» Кристофера Нолана прибавить его же «Мементо» — перемешав в одном сюжете взлом подсознания, искривление пространства и историю о бесконечном блуждании в зеркальном лабиринте собственной памяти, — то можно сотворить главную премьеру последних дней в российском прокате — «Гипнотика».
Новый фантастический боевик Роберта Родригеса вышел странноватым кентавром. Он соединил в себе дефолтный для режиссера мексиканский антураж и бесчисленные, легко считываемые оммажи Нолану: как сюжетные, так и чисто формалистские (костяшки домино, снятые в фильме Родригеса крупным планом, сродни маленькому металлическому волчку из «Начала», вот только их символическое значение куда скуднее). Наблюдать откровенную мимикрию Родригеса, его — буквально — игру в Нолана и удивительно, и любопытно: несмотря на слишком напряженные лица героев и зашкаливающий местами пафос их реплик, боевик у мастера жанра получился бодрый. Не слишком уж веселенький (суровый квадратный подбородок Бена Аффлека недвусмысленно намекает, что и протагонисту, и его врагам будет не до хихонек), зато с лихой чередой крутых сюжетных поворотов и мозголомных перевертышей — скучать зрителю не придется все полтора часа.
Детектив Дэнни Рурк, каменнолицый альфа-самец, в глубине души (где-то очень глубоко) переживает семейную драму: похищена любимая дочка Мими. Расследуя абсурдное ограбление банка, Рурк вдруг понимает, что главный фигурант дела Лев дель Рейн (Уильям Фихтнер), классический зловещий незнакомец в дорогом костюме, как-то связан с пропажей его дочери. Извилистый ход расследования приводит детектива к гадалке Диане Круз (Алиси Брага), которая делится с ним тайным знанием: оказывается, в США функционирует специализированный отдел, изучающий и регулирующий гипнотиков — людей с выдающимися экстрасенсорными способностями. Забираясь в головы окружающих, гипнотики легко подменяют реальность: они создают перед глазами жертвы абсолютно правдоподобный образ, из плена которого обычный человек выбраться не в состоянии. Находясь под мороком, жертва стремится выполнить преступные приказы гипнотика любой ценой — чаще всего ценой собственной жизни. Выяснив, что мощнейший и опаснейший гипнотик — это ушедший от бабушки, дедушки и спецотдела Лев дель Рейн, Рурк убеждается: противостояние с этим человеком приведет его к дочери.
...А потом история делает поворот на сто восемьдесят градусов — и «совы» вновь оказываются «не тем, чем кажутся». Реальность «Гипнотика» распадается на части, деструктурируется, превращаясь в огромную картонную декорацию, словно в «Шоу Трумена», — и вот уже все не так однозначно. Дель Рейн и Рурк меняются в зрительском восприятии местами — как и остальные «условно плохие» и «условно хорошие» персонажи. В финале картины Родригес, впрочем, все же расставляет четкие акценты, довольно патетично воспевая главные традиционные ценности американской культуры: семью и свободу личности. Однако, для протокола, — путь героев к обретению этих ценностей пролегает через гору трупов.
Актерский диапазон Аффлека по-прежнему где-то на нуле, но для этой роли и небогатого функционала — смены пары-тройки масок — исполнителю вполне хватило. Драма Рурка и его блуждания по волнам своей памяти особого интереса не представляют (в отличие от потрясающей работы Гая Пирса во взятом Родригесом за эталон «Мементо» — там у героя тоже большие проблемы с памятью). Завлекательным и динамичным фильм делают внешние события, неожиданные сюжетные повороты и с огоньком поставленные погони. Новой классикой «Гипнотику» становиться не с чего, хотя амбиция у авторов картины ощущается, — но симпатичным приветом Нолану он в зрительском сознании вполне может отложиться.
Правда, ненадолго.
войдите или зарегистрируйтесь