Закрытый клуб: регистрация или вход с паролем
Планы по захвату литературного мира: «Прочтение» в последние пять лет

Текст: Юлия Коровкина

Планируя литературный фестиваль и уже предвкушая праздник, рассказываем историю «Прочтения» и делимся воспоминаниями тех, кто когда-то был частью проекта. В новом материале мы собрали факты о третьем периоде существования журнала — который продолжается и сегодня!

«Прочтение» остается некоммерческим проектом, и, чтобы отпраздновать наш день рождения вместе с друзьями и устроить традиционный литературный фестиваль и вечеринку с призами и книжным стендапом, нам нужна ваша помощь. Поддержать нас можно по ссылке.

 

В 2016 году в жизни «Прочтения» начался очередной этап. Елена Васильева, Надежда Сергеева и Анна Рябчикова покинули редакцию. Им на смену пришла новая команда редакторов, заряженных на работу: Анастасия Житинская в качестве главного редактора, а также Полина Бояркина, Дарья Облинова, Анастасия Сопикова и Анна Гулявцева. Директором журнала по-прежнему оставалась Анастасия Бутина. Этот период стартовал со значимого события: 6 декабря был обновлен сайт издания. Именно эту дату мы считаем днем нашего рождения. А 13 декабря в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме была представлена новая концепция «Прочтения». 

К старым рубрикам «Рецензии», «Отрывки», «Ремарки» и «События» добавилась рубрика «Опыты», в которой стали публиковать прозаические и поэтические тексты молодых авторов. Вообще, художественные тексты приходили на почту журнала регулярно и до этого, однако ресурсов, чтобы отбирать и рецензировать их, у редакции не было. Идея создать рубрику «Опыты» принадлежала Анастасии Житинской, которая в то время работала с молодыми авторами в издательстве «Геликон Плюс». Руководство рубрикой взяла на себя Анна Рябчикова. Она тогда уже перестала быть литературным редактором журнала, а позже, в мае 2019 года, насовсем покинула проект. Сегодня прозу в рубрике «Опыты» курируют писатель Сергей Лебеденко и литературный обозреватель Артем Роганов, а поэзию — поэт и литературный обозреватель Борис Кутенков. 

Тогда же, в конце 2016 года, появились первые идеи проекта «География», однако отдельным разделом на сайте он обзавелся гораздо позже. Нынешний главный редактор Полина Бояркина рассказала о первом замысле «Географии»: «Мы просто хотели делать материалы, посвященные литературе разных стран. Думали публиковать, например, на протяжении месяца рецензии на переводные книжки с какого-нибудь языка». Затем, несколько позже, возникла идея создавать большие материалы о современной переводной литературе той или иной страны.

Спустя полгода, летом 2017-го Анастасия Житинская тоже ушла из журнала и главным редактором стала Полина Бояркина. В апреле 2019-го покинула проект и Анастасия Бутина. 

«Прочтение» сегодня — по-прежнему некоммерческое издание о литературе, где все — редакторы и авторы — работают, не получая гонораров, поскольку у журнала нет постоянного источника финансирования. Еще Анастасия Бутина в слове редактора по случаю перезапуска сайта отмечала: «Никто из нас не получал зарплату, все это было, как говорится, не за деньги, а по любви. Этой любовью к книгам и литературному процессу мы заражали всех новеньких, присоединявшихся к проекту». 

Созданием и поддержкой сайта «Прочтения» с перезапуска журнала в 2016 году занимались и занимаются разработчики компании Websovet. Они делают это, как и авторы с редакторами, исключительно на волонтерских началах. И с этой точки зрения журнал представляет собой невероятное явление: будучи абсолютно невыгодным финансово проектом, он продолжает существовать на энтузиазме большого количества людей, которые пишут статьи и рецензии, оформляют журнал и курируют его работу. 

Сегодня в «Прочтении» в качестве постоянных редакторов работают Арина Ерешко, Ольга Мигутина, Анна Журавлева, Юлия Коровкина, Алина Карпова, Дарья Сотникова, а также корреспондент Галина Рулева. Как авторы регулярно публикуются Елена Васильева, Надежда Каменева, Анастасия Сопикова, Виктор Анисимов, Борис Кутенков, Вика Козлова и Николай Родосский. В качестве приглашенных критиков и обозревателей для «Прочтения» пишут Василий Владимирский, Ольга Балла-Гертман, Ольга Брейнингер, Сергей Лебеденко, Мария Лебедева, Ксения Грициенко и другие обозреватели. 

Еженедельно мы публикуем обновленный дайджест событий на ближайшую половину месяца, несколько рецензий и отрывков из книжных новинок, один или два больших материала — например, интервью, обзоры, эссе. Кроме того, мы активно ведем соцсети — «Телеграм», «Фейсбук», «Инстаграм» и «ВКонтакте», — чтобы нас могли читать на всех доступных платформах.

Журнал «Прочтение» существует на протяжении пятнадцати лет, и это довольно внушительный срок для любого литературного интернет-проекта. Ежедневные публикации, размещение отрывков, тематических подборок, дайджестов событий и новостей, активное использование социальных сетей для продвижения публикаций — все это появилось во многих изданиях подобного типа. Сейчас «Прочтение» — один из множества литературных журналов, но процесс его трансформации из бумажного издания в сетевое — уникальный опыт. Это единственное на сегодняшний день издание, которое постепенно из глянцевого литературно-общественного журнала стало литературно-критическим журналом в сети.

 
Анастасия Житинская
Главный редактор «Прочтения» с 2016 по 2017 годы

Период, связанный с «Прочтением», считаю очень важным для себя. Он был недолог — где-то полгода, — но я вспоминаю его с благодарностью.

«Прочтение» прошлого сезона находилось на этапе пересборки, переосмысления. Главные редакторы Настя Бутина и Аня Рябчикова думали то ли закрыть проект, то ли дать ему новую жизнь и бросили клич прямо в соцсетях журнала. Я уже была немного с ними знакома: однажды Аня предложила мне попробовать писать для них. В тот момент у меня не было опыта в книжных рецензиях, я просто любила читать — поэтому ее предложение было честью. Я откликнулась.

Девушки не спешили мне отвечать, но потом мы встретились втроем. К сожалению, уже не вспомню, о чем мы говорили. Но именно в тот день было заложено основание рубрики «Опыты» для начинающих авторов, пишущих не критику, а прозу или стихи. Я горела идеей, что писателям нужна хорошая площадка для (первых и не только) публикаций, — так мы и решили попробовать.

Потом у проекта постепенно стала набираться редакция. Присоединились Полина Бояркина, Даша Облинова, Аня Гулявцева и Настя Сопикова — до сих пор, спустя пять лет, все девушки так или иначе связаны с книгами. Несмотря на то что у всех тогда был небольшой опыт, они оказались очень сильными редакторами. Помимо высокого уровня в работе с текстами, у каждой был свой талант: Полина — гений организации, Даша умела находить потрясающие иллюстрации, Аня лучше всех писала короткие подводки для публикаций, а у Насти — шикарные шутки. Это была серьезная команда, к сбору которой я не имела никакого отношения. С нами оставалась Настя Бутина — приглядывать и помогать с сайтом (новый сайт «Прочтения» — во многом ее заслуга).

Полгода я называлась главным редактором, и самый кайф получала от поиска авторов и общения с ними. Внутри текстов не копалась — тогда я этого практически не умела, да и девушки разбирались в редактуре в сто раз лучше меня. Я считала, что говорить (как и писать) о книгах может каждый, вне зависимости от образования, опыта и всего такого, главное — импульс, желание. Любишь книги? Значит, наш человек. Значит, мы сработаемся. Поэтому я искала авторов даже в неожиданных местах — не только среди тех, кто уже зарекомендовал себя в нашем маленьком книжном цеху.

Так я предложила писать для «Прочтения» своей бывшей одногруппнице по Институту кино и телевидения Саше Першиной (мы учились на кафедре киноведения). Она быстро нащупала для себя узкую тему и переключилась на рецензирование женской прозы — потом мы с ней также пересечемся и снова разойдемся на писательских курсах для девушек Write like a Grrrl, где обе поработаем кураторами. Чуть ли не в очереди в копицентре я найду очаровательную девушку Виолетту Полякову с журфака СПбГУ — сейчас она участвует в программе «Учитель для России» и преподает русский язык и литературу во Владивостоке, а тогда она писала нам про новинки кино. Уже не помню, как я нашла Сережу Васильева из Новосибирска — потом он пойдет учиться в Pro Arte на культурного журналиста. В «Прочтении» он писал про такие книги, о которых мало кто слышал. Немного для нас писала Натали Трелковски — это были не классические рецензии, а скорее поэтические эссе. Натали — пронзительный верлибрист, с ней я познакомилась в издательстве, в котором тогда работала.

Еще помню забавный случай. У нас вышла рецензия Насти Сопиковой на книгу Сергея Лебедева — и я хотела отправить писателю текст. Это важно: авторы должны знать, что их читают, что они пишут не в стол. Но в «Фейсбуке» я ошиблась в Сергеях Лебедевых и отправила ссылку его полному тезке. Мой новый знакомый Сергей Лебедев оказался драматургом, и я, ни секунды не раздумывая, предложила ему что-нибудь написать для «Прочтения». Он согласился. Так из нелепой случайности родилась интересная публикация — рецензия на «Маленькую жизнь» в форме пьесы.

Сила «Прочтения» — создавать сообщество единомышленников, о котором слышишь на каждом углу, но нигде не встречаешь, потому что оно не берется из ниоткуда. Его надо по кирпичикам собирать самим. За те полгода в журнале были и кайф, и труд, и слезы, и радость — и так по кругу. Не понимаю, откуда черпают силы нынешние редакторы — у меня в какой-то момент они кончились. Думаю, секрет успешного существования любого проекта в том, чтобы четко понимать, что это командный спорт, а не соревнование в личных достижениях. Я же сама оказалась не лучшим командным игроком.

 
Редактор «Прочтения» с 2016 по 2017 годы

Я начала работать в «Прочтении» осенью 2016 года, когда только-только поступила в магистратуру СПбГУ для будущих редакторов и критиков. Кажется, о возможности попасть в команду журнала я тоже узнала в университете. Хорошо помню первую встречу с редакцией в маленьком кафе «Тапиола» и свое волнение перед ней. Все казалось новым и удивительным: и возможность общаться с известными авторами, и простор для инициативы, который дали нам, новичкам. Сайт тогда только-только перезапустился, у всех был фонтан идей, хотелось попробовать все и сразу.

Это был мой первый опыт постоянной редакторской работы вообще, поэтому на первых порах я меньше занималась текстами и больше — технической работой: собирала дайджест событий, писала новости, верстала разные визуалы. Потом я начала смотреть рецензии в качестве второго редактора, потом самостоятельно редактировать тексты. Многому коллеги учили прямо по ходу — от мелочей вроде правильной экранной типографики до тонкостей коммуникации с авторами.

Помню смешной случай: однажды я вызвалась сделать репортаж с ночной лекции Дмитрия Быкова. Жила я тогда в общежитии для магистрантов в Петергофе и приехала в центр специально, чтобы сделать текст. Организаторы обещали мероприятие на всю ночь, прямо до шести утра, пока не откроется метро — идеальный вариант для таких, как я. Но что-то пошло не так: лекция закончилась в начале третьего, и в итоге я оказалась вместе со своим диктофоном на декабрьском кусачем морозе. Пришлось срочно обзванивать всех знакомых и искать хоть какой-нибудь ночлег. Но текст, кажется, получился хороший.

У нас была небольшая команда: директором издания была Настя Бутина, главным редактором — Настя Житинская. В редакции работали Полина Бояркина, Анна Гулявцева, Дарья Облинова и я, а корректировала все тексты Анна Рязанова. Каждый месяц мы встречались в каком-нибудь уютном кафе и обсуждали планы, статистику и — обязательно — все новые книжки. Помню одну такую предновогоднюю встречу на Невском, когда только-только вышла «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары — и очень хорошо помню жаркие споры по поводу этой книги. Кажется, где-то даже есть фотография.

У нас были дежурства по верстке, мы вели пополосник и контент-план для соцсетей — все четко, как часики. В какой-то момент мы завели телеграм-канал и передавали его ведение каждую неделю друг другу анонимно. Я тогда подрабатывала в букинистической лавке и старалась приносить читателям какие-нибудь смешные инсайды оттуда.

Аудитория у «Прочтения» была очень разной: за нашей работой следили и преподаватели СПбГУ, и наши собственные однокурсники, и просто люди извне, которые читали новинки вместе с нами. Тогда еще не открылся «Горький», не было такого количества телеграм-каналов о книгах, было чуть меньше премий — вообще, мир литературы казался чуть более закрытым. Мы были юные, дерзкие и в то же время получили достаточную базу, чтобы держаться на очень хорошем уровне. Есть ощущение, что за последние пять лет аудитория очень сильно расширилась, и теперь в нее включено чуть ли не все литературное комьюнити обеих столиц.

Помню, что лично мне часто хотелось выйти за пределы формата рецензии и насочинять что-нибудь уж совсем из ряда вон, налепить хулиганского фарша. Однако не помню, в чем именно заключалась суть этих моих задумок. В целом мне кажется, что тогда «Прочтение» было, по сути, изданием о культуре вообще: у нас регулярно были рецензии на киноновинки, был театральный критик, был специальный критик в области детских книг, Настя Бутина регулярно писала о новых графических романах. Мы много чего пробовали и запускали — было весело и любопытно.

Причина покинуть проект была банальной донельзя — перестало хватать времени и ресурсов. Я совмещала учебу в магистратуре, работу в «Прочтении» и еще писала на заказ тексты всяким ресторанам и магазинам. Потом стала подрабатывать у букинистов, потом писала статьи детскому центру — и в какой-то момент поняла, что совмещать пять работ уже не получается. Летом 2017 года я перестала быть редактором «Прочтения», но осталась обозревателем и регулярно пишу в журнал до сих пор.

Это было очень уютное и страшно интересное время. Мой первый год в Петербурге, моя первая работа в редакции, первые опубликованные рецензии, первые профессионалы, с которыми я знакомилась. Помню, как мы отмечали вместе дни рождения и ездили на всякие лекции, до сих пор храню маленькую визиточку со своим старым номером, логотипом «Прочтения» и должностью новостного редактора. Вообще, воспоминания о том времени окрашены каким-то очень приятным светом. Ну и, конечно, я научилась огромному количеству вещей, и чисто профессиональных, и чуть более тонких. 

Сейчас я продолжаю следить за журналом. Мне нравится, что приходит много интересных авторов, как молодых, так и именитых, очень нравится обновленная рубрика «Опыты», нравится спецпроект «География». Чего мне бы хотелось как читателю — так это возродить старые рубрики о культуре. Если у «Прочтения» появится свой кинокритик и даже, возможно, критик музыкальный — это будет очень и очень здорово. В конце концов, само понятие прочтения — нового, интересного, тонкого и смелого — может быть у чего угодно: хоть у толстого романа, хоть у выставки, хоть у экспериментальной постановки в театре.

 
Главный редактор «Прочтения» с 2017 года

Я пришла в «Прочтение» осенью 2016 года — по рекомендации Лены Васильевой (за что ей огромное спасибо) и приглашению Насти Бутиной. Летом того же года предыдущая команда ушла в традиционный отпуск, но не вышла из него — что, кстати, с тех пор один из моих самых больших страхов. Перед тем, как это произошло, я опубликовала в «Прочтении» свой первый текст (до этого год писала в журнал «Звезда») — рецензию на «Десять посещений моей возлюбленной» Василия Аксенова. Я очень хотела писать еще — но в редакции сказали, что они разошлись. 

Осенью, однако, стали набирать новую команду, в которую вошла и я. Мы начали работать где-то в ноябре, и я сразу же с головой погрузилась в процесс, мне очень нравилось редактировать и быть частью проекта. Чуть позже, 6 декабря, мы перезапустили сайт, а 9-го, кажется, презентовали его в Музее Ахматовой. Я тогда впервые в жизни вела такую встречу, дрожала от страха, но даже умудрялась шутить. Забавно, что мой день рождения — 8 декабря, мне кажется, они не случайно оказались рядом с «Прочтением».

Я была редактором где-то пять-шесть месяцев, а потом довольно неожиданно Настя Житинская приняла решение уйти. Опять встал выбор: либо закрывать журнал, либо мне стать главным редактором. Я очень не хотела, чтобы «Прочтение» закрывалось, мне нравилось в нем работать. С тех пор уже четыре с половиной года я главред. Скажу честно, я не была готова тогда им становиться. По образованию я литературовед и долго планировала заниматься только наукой, журналистские навыки у меня отсутствовали на корню. Но, как оказалось, было чутье — и стремление делать очень качественный проект.

Еще при Насте Житинской появились первые задумки «Географии», но не в том виде, в котором она есть сейчас. Мы просто хотели делать материалы, посвященные литературе разных стран. Думали публиковать, например, на протяжении месяца рецензии на переводные книжки с какого-нибудь языка. В итоге благодаря одному из наших бывших редакторов — Валерию Отяковскому — «География» оформилась в лонгриды, а затем и в отдельный раздел.

Первые полгода-год я все делала на интуиции. По поводу каких-то вещей советовалась с Настей Бутиной, которая очень многому меня научила как редактор. Но когда поняла, что я уже более-менее справляюсь, перестала участвовать в жизни проекта. Я руководствовалась исключительно тем, что казалось мне правильным. Как показала практика, провалов почти не было. Медленно, но верно, учитывая наши возможности и ресурсы, проект развивался и рос. 

Я старалась участвовать во всех мероприятиях, куда меня приглашали — хотя поначалу мне это давалось очень нелегко — и знакомиться с разными представителями литературного сообщества. Постепенно вокруг журнала сформировался дружественный круг, как в Петербурге, так и в Москве. Состав редакции при этом менялся (как и состав авторов) — это абсолютно нормально для некоммерческого проекта, плюс бывают какие-то личные причины, но мне все равно очень грустно, когда редакторы уходят или авторы перестают для нас писать. Дело не в том, что нам не хватит публикаций или рук. Грустно оттого, что хороший автор перестанет писать хорошие тексты, а проект останется без классного человека. Но при этом люди остаются с нами как в качестве авторов, так и просто друзей. 

Нынешний состав редакции задержался надолго — и дал возможность ощутить, каково это — работать в команде самых классных единомышленников, людей, которые всегда тебя поддержат и впишутся в любую авантюру. Такой жизненный опыт дорого стоит. При этом, мне кажется, мы вместе растем и приносим в «Прочтение» свой опыт извне.

«Прочтение» сегодня — это журнал, который готов к тому, чтобы интегрировать разные форматы и жанры и за счет этого обращаться к более широкой аудитории. Мы можем публиковать и что-то остро полемичное, и что-то — просто для помощи читателю в ориентации в литературном пространстве. Мы пытаемся представлять максимально широкую выборку максимально широкому читателю, но не за счет упрощения, а за счет совмещения разных форматов.

Мы занимаемся тем, что картографируем текущий литературный процесс. И это одна из важнейших миссий журнала. Понятно, что современной литературой интересуется меньшее количество людей, чем классикой. Более того, есть люди, которые не любят современную литературу, относятся к ней очень предвзято. Наша задача в том числе — рассказывать, что современная литература не заканчивается на нескольких громких именах. Про нее сложно делать какие-то выводы: она живая и творится прямо сейчас. Сложно говорить о том, что какие-то авторы останутся в истории, а какие-то нет, мы на себя такую ответственность не берем. Зато стараемся сформировать горизонтальные связи внутри сообщества, стать центром притяжения для коллег и начинающих авторов. Надеюсь, нам это удается.

Я мечтаю, чтобы журнал стал более известным, чтобы у него появилось больше читателей. Хочется делать больше проектов с регионами, записывать подкасты, начать уже, наконец, издавать книги. Захватить литературный мир! В этом году мы запустили «Редакторское бюро», сейчас готовим первый обучающий курс. Конечно, мне бы очень хотелось сделать так, чтобы редакторы получали зарплату, а авторы — гонорары. Это та цель, которую я всегда держу в голове.

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Анастасия ЖитинскаяПрочтениеПолина БояркинаАнастасия СопиковаИстория Прочтения
Подборки:
0
0
758
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
По сравнению с романами самого Рябова, особенно «777», в этих рассказах гораздо меньше насмешки и гораздо больше печали и даже — местами, только-только зарождающегося — сочувствия к своим героям. Это уже не балабановский «Брат», а скорее полузабытый сегодня фильм «Полеты во сне и наяву», снятый Романом Балаяном в 1982 году.
«Мы думаем, что знаем тех, кого любим» — так начинается роман «История одного супружества» Эндрю Шона Грира о жизни молодой семьи в послевоенной Америке 1950-х годов. Однажды на пороге дома Перли — молодой домохозяйки и жены бывшего военного — появляется незнакомец, который одной фразой практически разрушает ее брак. И героине приходится признать, что люди только думают, что знают своих партнеров и любят их.
В этом году мы планируем провести уже третий фестиваль «Прочтения», на этот раз он приурочен к пятнадцатилетнему юбилею проекта и продлится два дня офлайн — на площадках в центре Петербурга — и неделю онлайн — на базе литературного сообщества КЛКВМ. Наш литфест-2021 — одновременно для молодых авторов, и о молодых авторах, ведь их поддержка — одно из важнейших направлений нашей работы.
В ожидании празднования юбилея продолжаем рассказывать об истории «Прочтения» и делимся воспоминаниями тех, кто когда-то был частью проекта. В новом материале мы постарались собрать факты о втором периоде существования журнала — когда у него было целых два главных редактора!
В этом году наш журнал празднует юбилей. Уже 15 лет «Прочтение» остается маяком в океане литературы для своих читателей. Поэтому мы решили рассказать об истории проекта и поделиться воспоминаниями тех, кто когда-то был его частью. В этом материале мы постарались собрать факты о первом периоде существования журнала — когда он был еще бумажным.