Дневник читателя: Ольга Брейнингер

В шестом, и последнем, выпуске рубрики «Дневник читателя» Ольга Брейнингер рассказывает о кавказской теме в русской литературе – от Пушкина и до наших дней.

  • Марина Ахмедова. Камень Девушка Вода
     

«Новая волна» на Кавказе

До недавнего времени русская литературная традиция в изображении Кавказа была преимущественно мужской. Мужчины писали тексты, в текстах, по большей части, тоже фигурировали герои-мужчины, а женщинам отводилась второстепенная, инструментальная роль. Об этом очень точно написала Стефани Сэндлер, поясняя роль девушки-черкешенки в пушкинском «Кавказском пленнике»: женщина, «которая ничего не говорит и, по сути, ничем не является».

Причина маскулинизации кавказского топоса во многом состояла в том, что Кавказ пришел на страницы наших книг в байроновском обличье. Пушкин, восхищавшийся Байроном во время свой первой ссылки, привнес в изображение Кавказа ярко выраженные ориенталистские черты. Их сочетание с горским материалом вылилось в клишированные образы – «пленника» или «горца» – которые оказались настолько стойкими, что продолжили доминировать и в литературе советского периода, и особенно в новой волне литературе о чеченских войнах – «новой военной прозе» (по определению Валерии Пустовой) Бабченко, Прилепина, Геласимова, Садулаева, Карасева, Ибрагимова и многих других.

Отчасти именно с этим связаны тенденции, пришедшие в русскую литературе о Кавказе на рубеже 2010-х. Эти изменения – сдвиг фокуса внимания с конфликта на мирную жизнь, с войны на быт и общая попытка показать регион c «домашней» стороны – связаны с именами женщин-писательниц, работавших с кавказской тематикой в этой время. В первую очередь это, конечно, Алиса Ганиева, чьи романы стали своего рода визитной карточкой нового изображения Кавказа – но также и Марина Ахмедова, и Полина Жеребцова, и Ольга Лизункова, и Ася Умарова. Хотя ни одна из этих писательниц не отходила от разговора о самых острых вопросах на кавказской повестке дня – включая войну, терроризм и социальную неустроенность региона – все они стремились к тому, чтобы показывать его через частные истории и драматизм повседневной жизни, пусть даже разворачивающийся на фоне религиозных конфликтов в Дагестане или бомбежек Грозного.

Новый роман Марины Ахмедовой «Камень Девушка Вода» номинально тоже построен вокруг остросоциальной проблематики – распространения экстремизма в маленькой деревушке в горах Дагестана. Но внимание писательницы сосредоточено не на главном герое-подпольщике Расуле Бороде, а на двух учительницах, Джамиле и Марьям, которые ради своих чувств готовы пойти на жертвы разной силы – и кто из них остановится первой?

«Камень Девушка Вода» – это страшная история, рассказанная неторопливо и медитативно, время в которой – замедленное, сказочное. Затерянная в горах деревня живет своей жизнью, и, возможно, ее история – не самая «большая литература», и не главная книга Марины Ахмедовой – но в ней есть и мрачноватое очарование, и ощущение темного омута, и тот взгляд на Кавказ изнутри, который так важен для современной русской литературы.

Читать книгу Марины Ахмедовой стоит вкупе с двумя другими – пестрым, веселым и страшным сборником рассказов «Ружья и скалы» дагестанца Саида Ниналалова и дерзкими историями из книги «Холодный день на солнце» осетинца Азамата Габуева. Это, пожалуй, самое интересное, что было написано о Кавказе в этом году. А в следующем, уверена, литература о Кавказе станет еще увлекательнее.

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Герман СадулаевЗахар ПрилепинМарина АхмедоваОльга БрейнингерКамень Девушка Вода
Подборки:
0
0
6834
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь