# Альпина нон-фикшн

Трагифарс, мистический триллер, петербургская буффонада — как только не называют «Комнату Вагинова» Антона Секисова. По сюжету Сеня, изнеженный родительской заботой филолог, работает над книгой о писателе Константине Вагинове. Герой поселяется в коммуналке, где его кумир снимал комнату в 1920-е, и оказывается втянут в жизнь странноватых соседей. Параллельно Нина, наделенная автором готическим эпитетом «блеклая красота», в самом начале истории предстает заложницей в явно нехорошей квартире. Истории переплетаются, и вот уже Сеня спасает девушку от маньяка, а она в полузабытьи отправляется на поиски некой «живой воды».
0
0
0
11022
По традиции перед отпуском мы подготовили список книжных новинок этого лета. Детектив об овцах, которые расследуют убийство своего пастуха, автофикшен о материнском опыте, летопись эволюции нейросетей, хоррор о фантомных встречах, шахматная антиутопия и многое другое — в новом материале от редакции и авторов «Прочтения».
24
1
0
15978
Хелена Побяржина принципиально предлагает читателю головоломку, где с каждой главой в текст вклиниваются новые — или уже знакомые? — персонажи: иногда они сами рассказывают о себе, иногда это делает автор. И раскрывать все карты — все равно что лишать далекую волшебную страну того самого волшебства — именно это слово, пожалуй, лучше всего описывает «Другие ноты». Никакой фантастики или морока магического реализма: люди — обычные, события — тоже. Просто язык — волшебный, лучше даже сказать колдунский, гипнотический. 
0
1
1
10006
В «Питерских монстрах» — романе в рассказах Веры Сороки — по любимому городу авторки разгуливают мистические существа. Хоть они и вымышленные, любой петербуржец наверняка встречал их, прохаживаясь вдоль Невы или по Литейному проспекту. Писательницы Яна Верзун и Вера Сорока тоже прошлись по городу в поисках монстров и поговорили о мифотворчестве и книжном бестиарии, об особенностях короткой прозы и о жанровой литературе, а также о том, почему нельзя верить во вдохновение.
0
0
0
3890
Роман «Раз мальчишка, два мальчишка» можно очень легко охарактеризовать с помощью ассоциаций: достаточно поместить «Цельнометаллическую оболочку» Кубрика в контекст волшебных, лучше даже сказать хтонических — о жизни, смерти и границе между ними — сказок. Ася Демишкевич по кусочкам деконструирует фольклорный канон, притом сразу на двух уровнях.
0
0
0
10826
«Другие ноты» — роман-пасьянс, 104 главы которого, подобно двум карточным колодам, складываются в определенную последовательность, но читатель вправе решить сам, придерживаться ее или собрать собственную комбинацию. Этот текст, оммаж «Игре в классики» Хулио Кортасара, — об истоках молчания и о разрушительной силе недосказанности, о рождении и смерти музыки и человека, а также о том, что порой нестерпимо хочется прожить жизнь иначе.
0
0
0
4138
«Питерские монстры» Веры Сороки — роман в двенадцати рассказах с бестиарием, «авторский миф о городе и его жителях — людях и монстрах». О тех, кто время от времени угоняет трамваи, кто держит магазин неизданных — а порой и недописанных — книг, кто знаком со всеми каменными львами, кто защищает горожан от дождя. Монстры здесь внешне почти неотличимы от людей — совсем как в обычной жизни.
0
0
0
4786
Читатель попадает, как бы странно ни звучало, в своего рода мрачную реалистичную сказку, где Анастасия Максимова вжилась в образ злой феи-крестной, превращающей пажей в мышей, а не наоборот. Автор буквально строит текст на тотальном расчеловечивании всех и вся — это не только один из главных смысловых уровней романа, но и, пожалуй, основной его прием.
0
0
1
8566
Оксана Кириллова, журналист по образованию, однажды заинтересовалась социальной психологией и историей XX века. И теперь, после скрупулезной работы с архивами, мемуарами и переписками, транслирует читателю события с 1930-х по 1940-е — широкими мазками показывает, как постепенно менялась Германия.
0
1
0
8546
«Картина Сархана» — психологический триллер, построенный на бесконечных играх с разумом персонажей и читателей. Рагим Джафаров вновь доказывает, что текст для него — анатомические театр, где препарируется не плоть, а сознание. В этом шоу иллюзий выверена каждая мелочь: с каждой сценой нарастает ощущение тревоги, а к концу читатель вместе с героиней впадает в безумие.
0
0
1
10154
Представьте, что вы заходите в ванную комнату старой коммуналки. Сперва вам бросается в глаза черная плесень, потом — ползущий по стене таракан, потом — обрезки чьих-то ногтей, потом — бело-желтая слизь; только после вы замечаете труп в эмалевой ванной. Примерно так работает и новый роман победительницы премии «Лицей», финалистки «Ясной Поляны» Екатерины Манойло.
0
0
0
12246
Главный герой первой книги Оксаны Кирилловой — немецкий школьник Виланд фон Тилл — хочет служить родине и поэтому становится охранником в концентрационном лагере. Однако вскоре юноша замечает: действительность расходится с тем, что он читал в газетах и слышал в заявлениях властей. Наблюдая насилие над узниками и бобмежку Берлина, Виланд все же остается верен своим идеалам — но когда, спустя много лет, он окажется в доме престарелых, охваченный воспоминаниями, ему многое предстоит осознать и переосмыслить.
0
0
0
5298
Лейтмотив «Темной Лиды» — смерть. Она поджидает на каждом углу, она — отдельный персонаж, касающийся героев костлявыми пальцами ветра и напоминающий, что их время еще не пришло: сперва надо испить чашу горя до дна, и только потом обретешь покой. Жители Лиды сами в той или иной мере ищут смерти, шагают с ней рука об руку, ведь знают, что умереть — и буквально, и образно, — необходимо, чтобы воскреснуть.
0
0
0
9462
Второй роман Екатерины Манойло напоминает по жанру и роуд-муви, и остросоциальный триллер. «Две сестры, вынужденные бежать из дома, мать, оставившая семью ради красивой жизни, отец, ищущий в старшей дочери замену предавшей его жены, обман, отчаяние, убийство, погоня» — через динамичный сюжет писательница ставит вопросы вины и ответственности, затрагивая, как и в первой книге, тему отцов и детей, но раскрывая ее под иным углом.
0
0
0
4822
«Бархатная кибитка» — новый роман Пепперштейна, посвященный детству, на первый взгляд, его собственному. Но это не обычные воспоминания, автор анализирует период взросления как культурный феномен, раскладывая его по типам: английский, французский, позднесоветский, русско-дворянский и скандинавский.
0
0
0
5958
Саше двадцать шесть. И Саша в отчаянии. Сначала, узнав о незапланированной беременности, ее бросает парень. Потом Саша рожает — и вместо счастья и облегчения чувствует страх, ведь ее сын — не такой, как другие дети. Кажется: все, что теперь ждет Сашу, — это вечная попытка удержать баланс между своими желаниями и пониманием, что как раньше уже ничего не будет. Но мрак, в который погружается героиня, не кромешен: можно принять себя, своего ребенка, неидеальность — свою и жизни.
0
0
0
5250
«Гнездо синицы» — дебютный роман Ромы Декабрева — начинается со сцены на столе морга, в которой свои ощущения от вскрытия читателю описывает труп. Шоковое погружение в текст, однако, оказывается лишь одной из множества иллюзий, возникающих в романе. Татьяна Соловьёва поговорила с Ромой Декабревым о том, чем писатель похож на патологоанатома, почему важно «не плодить апатию» и возможен ли выход из постмодерна.
0
0
0
9670
В романе «Гнездо синицы» главный герой пытается понять, почему его преследует образ, увиденный еще в детстве, — гнездо синицы. Поиск ответов проводит его через потайные ходы памяти, приближая к разгадке.
0
0
0
6114
Дебютный роман Екатерины Манойло стал лауреатом литературной премии «Лицей» в 2022 году сразу в двух номинациях — «Проза» и «Выбор книжных блогеров». Ещё до выхода в издательстве «Альпина. Проза» отрывки из книги публиковались на разных ресурсах, например, в журнале «Сноб». Чем же привлекает «Отец смотрит на запад», можно ли считать роман феминистским текстом и кому стоит его прочесть в первую очередь?
0
0
0
9298
Герои книги «Салюты на той стороне» — воспитатели и маленькие пациенты санатория на другом берегу реки, куда из эвакуировали из Города перед самым началом войны. Мост, соединявший их с внешним миром, взорван. Всё вокруг погружается во тьму, в которой иногда слышны залпы салютов — или взрывов.
0
0
0
8378
Международный день памяти жертв Холокоста ежегодно отмечают 27 января. Об этой страшной трагедии написано немало произведений. Мы выбрали восемь важных книг об ужасах, происходивших с ни в чем не повинными людьми. Людьми невероятной силы духа, самоотверженности и смелости, о которых должен знать каждый.
0
0
1
4606
Если в предыдущем «психиатрическом» романе «Сато» Джафаров препарировал процесс психотерапии и буквально на пальцах объяснял, как работают ее методы, то в «Его последних днях» он препарирует уже творческий процесс. Джафаров предлагает нам новый опыт: узнать, что происходит в голове — причем не самой здоровой — писателя во время работы над книгой.
0
2
1
15258
Завтра, 1 декабря, в московском Гостином дворе начнется 24-я книжная ярмарка non/fiction. Мы, уже по традиции, подготовили список новинок, которые хотели бы купить наши редакторы и авторы. Всего получилось тридцать две книги: от графического путеводителя по «Горю от ума» до хтонических романов, от исследования о женщинах-ведьмах до подростковых книг с волшебными вселенными, от маргинального комикса до серьезного анализа мира ясновидящих — все эти издания вы сможете найти не только в нашей подборке, но и на стендах ярмарки.
0
1
0
7730
Дебютный роман Екатерины Манойло «Отец смотрит на запад» в этой схеме оказывается где-то посередине. Главная героиня Катя растет на границе с Казахстаном в семье казаха и русской женщины. Сюжет романа сложно пересказать без спойлеров, потому что он не укладывается в какую-то формулу: героиня рождается, взрослеет, но будто бы не является актором происходящих событий, они с ней именно что происходят — как совершенно жуткие, так и в прямом смысле чудесные.
0
0
0
11170
В центре повествования дебютного романа Екатерины Манойло — девушка Катя, воспитанная в диалоге и противоречии двух культур, русской и казахской, которые в равной степени оказали влияние на ее личность. Пытаясь сбежать от личной трагедии, героиня переезжает в Москву, но опыт прошлой жизни настигает ее — и роман становится высказыванием на вечную тему конфликта «отцов» и «детей», в котором в итоге побеждает любовь.
0
0
0
8958
«Русская теория заговора» — научное исследование теорий заговора на постсоветском пространстве. В книге Илья Яблоков объясняет, откуда в информационном поле берутся такие громкие и абсурдные термины, как «враг народа», почему даже оппозиционеры считают, что мировая политика творится руками конкретных кланов или людей и почему подобная вера в «тайный умысел» на деле оказывается способом политического воздействия элит на население страны.
0
0
0
9226
«​​​​​​​Марк и Эзра» — это история о хозяине антикварного магазина Марке Кауфмане, который торгует чудесами со всего мира, не разбираясь в современной жизни и изучает прошлое по подшивкам старых газет. Однажды он принимает в ученики воспитанника приюта Эзру, которому предстоит познать азы работы лавки и стать преемником Марка. Во второй части книги новому хозяину придется столкнуться с серьезными испытаниями, предотвратить катастрофу и, возможно, изменить ход истории.
0
1
0
6586
Дети — самые беззащитные существа, сильнее всего страдающие в моменты кризиса. Ко Дню защиты детей мы решили сделать подборку книг про ситуации, в которых дети не должны оказываться, среди них — война, сиротство, насилие и нелюбовь. Но в каждой из этих книг есть и надежда — на преодоление травм и усвоение уроков в будущем.
0
0
0
6078
«Земля, одержимая демонами» — книга об оккультных науках Третьего рейха. Ученая, анализируя социально-психологический контекст послевоенной Германии, дает тяге к колдовским и ведьминским практикам рациональное объяснение.
0
0
0
5330
«Типа я» написана от лица восьмилетнего Артура. Его детство оказалось отнюдь не таким, какого желаешь восьмилетнему мальчику. При этом психика ребенка отчаянно сопротивляется и не может принять трагическую смерть самого важного для него человека. Тех же, кто добр к Артуру, он представляет себе злодеями. А еще он боится монстра, которого называет Баха...
0
0
0
11994