Закрытый клуб: регистрация или вход с паролем
Пока еще можно:

Завтра, 1 декабря, в московском Гостином дворе начнется 24-я книжная ярмарка non/fiction. Мы, уже по традиции, подготовили список новинок, которые хотели бы купить наши редакторы и авторы. Всего получилось тридцать две книги: от графического путеводителя по «Горю от ума» до хтонических романов, от исследования о женщинах-ведьмах до подростковых книг с волшебными вселенными, от маргинального комикса до серьезного анализа мира ясновидящих — все эти издания вы сможете найти не только в нашей подборке, но и на стендах ярмарки.

Купить книги подборки можно, перейдя по ссылкам в названиях.

 
Главный редактор «Прочтения»

Если вы видите в каком-нибудь из наших списков переиздание, переложение или переосмысление классики, будьте уверены — его добавила туда я. На этот раз выбор оказался трудным: между очередным томом Набоковского корпуса, книгой «Франкенштейн и его женщины» об отношения Мэри и Перси Шелли и путеводителем по Грибоедовской комедии. Но больше, чем саму классику, я люблю только попытки вписать ее в современный контекст, уменьшить временную дистанцию между читателем и текстом и показать, почему классику все же не стоит скидывать с парохода современности. И кажется, графические путеводители в комиксовом формате, написанные учителем и прозаиком Алексеем Олейниковым, справляются с этой задачей на все двести.

«Не дай мне бог сойти с ума» — так писал в 1833 году Пушкин. В 2022 Рагим Джафаров пишет роман о границах психической нормы и природе творчества. Главный герой — писатель, который имитирует психическое расстройство, чтобы попасть в клинику и на реальном материале создать книгу. Его герой — ни за что не догадаетесь — тоже писатель, страдающий от психического расстройства. (Дальше можно повторять бесконечно.) Но герой вскоре понимает, что попасть в клинику — это одно, а выйти из нее — уже совсем другое, особенно если врач методично докапывается до самых глубин твоих сложных отношений с отцом. Ну и, конечно же, в финале выяснится, что все совсем не то, чем кажется — и психологический триллер обернется настоящей драмой.

 
Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»

Книга австралийского и британского журналиста Гэри Нанна — результат настоящего полевого исследования: автор провел несколько лет, общаясь с ясновидящими, тарологами и астрологами, и даже сам попробовал себя в роли медиума, чтобы понять, как устроен мир экстрасенсов и их клиентов. Ценность подхода Нанна — в его изначальной позиции open-minded скептика, верного своим ценностям, но при этом открытого к новому опыту. Такого обычно не ожидаешь от нон-фикшена, но «Битвы с экстрасенсами», помимо того, что это попросту увлекательное чтение, выполняют и вполне традиционную для художественной литературы моральную функцию: это еще один шаг на пути к принятию и пониманию другого, который всегда так тяжело дается и который так важно сделать — особенно сейчас.

Есть в современном литературоведении такое направление — возвращение имен. Точнее, возвращение голосов — тем, кого заглушили авторы, составившие литературный канон, знакомый нам со школьной скамьи. И поскольку канон — явление не только эстетическое, но и социальное, голос обретают целые социальные группы — в том числе женщины.
«Пути, перепутья и тупики русской женской литературы» — сборник статей разных лет филолога Ирины Савкиной, доктора наук университета Тампере. Именно она была одной из первых исследовательниц, обратившихся к феномену женского письма в русскоязычной культуре, и взяла на себя труд по разработке адекватной объекту методологии. Повести об институтках, детективы Марининой и Донцовой, поиск исчезнувших из поля зрения писателей бабушек, дневник советской девушки и многое другое — в выбранных местах из «женской» истории русской литературы.

 
Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»

Возьмите процветающее королевство, добавьте щепотку магии, одну часть коварных заговоров, пару скрытых угроз и любимую многими динамику «любовь/ненависть» или «от врагов к друзьям» — и вы получите фэнтези средней темности, с которым можно приятно провести пару вечеров. «Предвестники Мельтиара» — это история не только о любви, дружбе и отношениях или волшебных мирах, в которые нам всем порой так хочется сбежать, но и о трудном, иногда единственно верном выборе; о том, что ничего нельзя знать наверняка — ни о друге, ни о враге.

Туманный Альбион, мистика, разлитая в воздухе, мрачные семейные особняки и прошлое, которое лучше не ворошить, актуальны всегда — неважно, готовитесь вы к Хэллоуину или Новому году. Виктор Кэндл получает загадочное письмо и возвращается в родной город, чтобы встретиться с родственниками, которые ведут себя страннее обычного, и гостями, одного из которых окружающие уж слишком старательно не замечают. Как полагается, вопросов больше, чем ответов, а оных катастрофически не хватает. И это особенно опасно, когда планы ведьм и чересчур мистических мистеров осуществиться. Зима близко, а ночь темна и полна ужасов — значит, самое время проводить осень и напоследок окунуться в жутко таинственную историю.

 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»

Несколько лет назад в издательстве «Самокат» стартовала подростковая серия с очень удачным названием «Меня это касается». В этом году в ней выходит книга о необходимости митингов (хотя, конечно, не только об этом, а еще о правах человека, о важности сменяемости власти, об умении читать законы и прочее, и прочее). Но в основном о том, насколько гражданам демократической страны важно свободно собираться и выражать свое мнение, ведь «неслучайно, когда Адольф Гитлер пришел к власти, он первым делом запретил митинги и демонстрации». Надеюсь, когда-нибудь на школьных «Разговорах о важном» будут подниматься именно такие вопросы.

Дамир Соловьев, сотрудник Пушкинского Дома, собрал путевые заметки, мемуары, письма и дневники иностранцев с VI века до конца ХVIII-го, в которых они высказываются о русском народе. Правда, по утверждению автора, национальный портрет получился совсем не лестным. И кажется, лучше всего об этой книге расскажут цитаты, вошедшие в нее: «главнейший недостаток их есть пьянство, которым они, впрочем, хвалятся и презирают тех, кои не следуют их примеру»; «этот народ находит более удовольствия в рабстве, чем в свободе»; «…но по существу они не плохие и совсем не злобные». Изменилось ли что-нибудь со временем, пусть каждый читатель решает для себя сам.

 
Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»
  • Нора Круг. Родина / пер. с нем. Е. Креславской. — СПб.: Бумкнига, 2023. — 288 с.

У меня до сих пор есть сомнения в том, что я смогу открыть и прочитать «Родину», но это именно та книга, которую я дала себе обещание прочесть еще год назад, когда война была словом из учебников истории. Без «Родины» — если бы не эмиграция — я не ушла бы с ярмарки. В почти трехсотстраничном графическом эссе немецкая художница Нора Круг осмысляет страшный факт о своей семье, многие представители которой были участниками Второй мировой войны и членами нацистской партии. Как принять подобное? Как поверить в то, что ты — пусть косвенно — часть государства, которое способно развязать войну из-за тяжелой «болезни покорения мира»? Ответов, кажется, не будет. Но задавать такие вопросы — это путь к исцелению.

Самое трудное в эмиграции, оторванности от родины и семьи — сохранять себя, свое уникальное видение мира, человечность и сострадание, особенно в тех случаях, когда жизнь прошлая кажется отнятой или брошенной. В книге Николая В. Кононова глазами потомков, оказавшихся в подобных ситуациях, мы наблюдаем истории людей, живших между Первой и Второй мировыми войнами, — перемещенных лиц, эмигрантов, апатридов, двойных агентов — тех, кто стремился выжить, несмотря ни на что. «Ночь, когда мы исчезли» — это повествование о времени, когда нельзя называть черное черным, а плохое — плохим, о том, в которое выпало жить именно нам.

 
Елена Груздева
Редактор «Прочтения»
  • Дженни Оффилл. Бюро слухов / пер. с англ. Ю. Змеевой. — М.: Лайвбук, 2023. — 208 с.

«Бюро слухов» — это история одной супружеской пары, которая проходит все этапы совместной жизни от влюбленности до разочарования и пытается спасти свой брак. Дженни Оффилл до мелочей описывает быт и распорядок супругов и их ребенка, их радости и горести. Размышляя о семейной жизни, она поднимает такие важные темы, как доверие и близость — то, что сохраняет целостность семьи и демонстрирует, как непостоянны они могут быть. Ей с легкостью и юмором удается показать повседневные бытовые проблемы, разваливающийся брак и сложности материнства, разбавляя их цитатами великих людей, женскими советами XIX века и практическими рекомендациями из книги о супружеских изменах.

Ольга Сорина — клинический психолог, имеющий большой опыт работы с выгоревшими людьми. В книге она рассказывает о том, как возникает мотивация помогать и к какому стрессу может привести, объясняет, что такое выгорание, чем оно отличается от депрессии и почему не лечится отдыхом и может привести к недееспособности. На основе анализа собственного опыта и опыта клиентов автор смогла найти ответ на вопрос «Как помогать, не выгорая?» и теперь делится результатами своего исследования, а также объясняет, какие действия следует предпринять, если вы чувствуете, что уже выгорели. В дополнение к каждой главе идут упражнения для работы со стрессом. Эта книга поможет изменить взгляд на жизнь, найти баланс между рабочим и личным, а также научит бережно относиться к себе.

 
Галина Рулева
Корреспондент «Прочтения»

Символист-идеолог и искатель идеалов, таинственный мистик и самый обычный человек со своими слабостями — таким многогранным Андрей Белый видится исследовательнице Монике Спивак. Таким же неоднозначным поэт представляется и мне — еще с тех школьных лет, когда я впервые прочла «Петербург». Жду от книги если не ответа, то подсказки: где в случае Белого заканчивается реальная жизнь и начинается мифотворчество — и можно ли вообще провести эту границу?

Говорят, что империи в наш век остались только на киноэкранах и страницах книг, — правда, профессиональные историки с этим не согласятся. Словно примиряя обе позиции, Мартин Рейди перевел результаты своих многолетних исследований Центральной Европы на язык научно-популярной литературы. Габсбурги создали одну из крупнейших мировых империй, а убийство наследника австро-венгерского престола привело к началу Первой мировой войны. Книга Рейди позволит подсмотреть, как связаны личности и глобальные исторические процессы, которые часто кажутся неизбежными.

 
Ульяна Бельтюкова
Редактор инстаграма* «Прочтения»

«Это книга не только о Байкале, но и о людях, которым он дорог» — в книге собрано все-все-все, что есть Байкал. И это не нудный рассказ о «самом глубоком озере на планете и крупнейшем природном резервуаре пресной воды». Эта книга о том, как появилось самое известное в мире озеро. О том, как его изучали, и о тех, кто живет на берегу и под водой. О Баргузине, Святом носе, Селенге и Хамар-Дабане. О маршрутах, по которым ходят туристы, и об опасностях, которые этих туристов там поджидают. Эта книга о том, что угрожает озеру, и как можно помочь Байкалу, где бы ты ни находился.

«Не переходи черту!» — притча, нарисованная фломастерами на сорока страницах. Генерал приказал солдату: никто не должен переходить черту и правая страница ВСЕГДА должна оставаться пустой, чтобы генерал мог появиться на ней, когда пожелает. Звучит абсурдно, не правда ли? На правой стороне нет ни опасностей, ни демонстраций, туда просто НЕЛЬЗЯ. И солдат исполняет приказ — никого не пускает. Но устроит ли это горожан? И будут ли генералу сопереживать читатели?

 
Куратор рубрики «Опыты»

Давайте так: книг вроде «Комитета» скоро может и не быть — самое время прикупить экземпляр. Не факт, что к следующей ярмарке издадут нечто похожее. Это триллер о сфабрикованном деле, основанном на процессе «Нового величия» и еще пачке громких судебных прецедентов последних лет. Тут есть характерная для Захарова хтонь, такая маккартиевская: жесткая, мрачная, но очень увлекательная. И Сибирь — с горящими лесами, задыхающимися от смога городами и пробудившимся Зимним Прокурором. Захаров показывает современную Сибирь какой есть — без туристически-колониального флера — и, кажется, замахнулся на универсальный роман о России десятых.

В последние годы идет бум нон-фикшена по антропологии колдовства и демономании: на ум сходу приходят книги Сергея Зотова об истории магии и алхимии, «Магия отчаяния» Валери Кивельсон, «Колдуны и жертвы» Ольги Христофоровой. Книга Воробец выделяется фокусом: ее интересует кликушество, своеобразная российская форма одержимости. На обширном материале авторка показывает, что кликуши — не некая аномалия, а целая ритуальная практика, связанная с контекстом жизни крестьянок в Российской империи. Еще одно интересное пополнение в «гендерной» серии НЛО.

 
Обозреватель «Прочтения»

Кажется, что день за днем люди отдаляются все сильнее — разъезжаются и просто перестают общаться. В год, когда эта тенденция приобрела поистине глобальные масштабы, детское издательство «Самокат» выпустило взрослую книжку о единении вопреки сложным обстоятельствам. Здесь Кристина Гептинг рассказывает о шелтере для девушек в Киргизии, Евгения Некрасова начинает текст со слов «Дети взяли и объединились», а Наташа Подлыжняк затрагивает сложную тему лагерей для беженцев. «Сообщники» внушают надежду, что единомышленников можно найти везде и всегда; а еще — что мир огромен и прекрасен, Россия многогранна и неизведанна, и важнейшее, что мы можем продолжать делать, — это говорить друг с другом.

О романе Ильи Техликиди «Антонов коллайдер» я впервые услышала на питчинге, который проводило «Прочтение» на своем прошлогоднем фестивале. Тогда эта история напомнила мне не то новеллизацию компьютерной игры, не то вариацию «Павла Чжана» Веры Богдановой, а в самом тексте нашлись прямые отсылки к работам отца киберпанка Уильяма Гибсона. Главный герой «Коллайдера» Антон живет в той версии будущей России, которая во всем зависит от Китая, и работает курьером — он должен доставлять по двенадцать зашифрованных сообщений за день. И еще на него охотятся хакеры. В финале гонки по кольцу московского метро выяснится, сколь могущественно человеческое сознание.

 
Обозреватель «Прочтения»

Евгений Клюев — это такой современный Льюис Кэролл по-русски. Он постоянно экспериментирует: то напишет абсурдный текст «Между двух стульев», где вместо героев действуют всякие фразеологизмы, то играет литературными архетипами в «Книге теней», а то вдруг изобретет собственный жанр «социофренического» романа. Детские сказки Клюева такие же остроумные, хитро устроенные, нежные и слегка старомодные, как и «взрослые» тексты. Помимо всего прочего, в них ощущается ностальгия по языку позапрошлого века, его манерности и неторопливости. В общем, отличный вариант, чтобы познакомиться с автором, который незаслуженно мало известен, и заглянуть в его уникальные миры.

Каково это — быть вундеркиндом? С одной стороны, судьба Полины Осетинской — один сплошной повод для зависти: первый сольный концерт в шесть лет, дебют в большом зале Московской консерватории — в одиннадцать. Слава, награды, постоянное внимание миллионов — и ежедневный каторжный труд. «Прощай, грусть» — переиздание автобиографии, которая в свое время наделала много шума. В ней Осетинская откровенно рассказывает о методах воспитания (порой очень жестоких), которые использовал ее отец, о детстве, которого не было, о сложном становлении личности. Это история об одиночестве, о силе характера и о любви — к искусству, людям, музыке. «И еще я поняла, зачем люди пишут мемуары, когда им едва за тридцать: в этом случае они обладают возможностью закончить книгу счастливой, хотя и не вполне правдивой фразой ‘’Моя жизнь только начинается’’».

 
Обозреватель «Прочтения»

Провокационный комикс без тормозов, в котором черный юмор хлещет через край, а прицелы экстремальной сатиры направлены на религиозных манипуляторов, использующих людскую веру ради собственной выгоды. Выдумщик этого американского путешествия в поисках Бога — сценарист Гарт Эннис, язвительный панк среди коллег по цеху. Сохраняя смеховую основу, он устроил фееричный парад жанров, совмещая хоррор, фэнтези, южную готику, детектив и даже вестерн. Работы автора уже стали достоянием поп-культуры: «Проповедник» подтолкнул Стивена Кинга к написанию графической адаптации «Темной Башни», по комиксу «Пацаны» снят одноименный сериал, лихо деконструирующий супергеройское кино.

  • Томас Бернхард. Бетон / пер. с нем. П. Тропинина, А. Матвеевой. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. — 144 с.

«Я разрушитель историй», — говорил о себе австрийский прозаик и драматург Томас Бернхард, не особо расположенный к сюжетной литературе. Классик послевоенного модернизма, мизантроп-затворник, создатель фирменных романов-монологов с гипнотическим музыкальным синтаксисом, — его прежде всего интересовали пугающие лабиринты человеческого мышления. Написанный в 1982 году «Бетон» сегодня впервые появляется на русском языке, в полной мере демонстрируя особенности бернхардовской прозы. Эта книга о музыковеде, который все никак не может начать текст про композитора Феликса Мендельсона, — погружение в тревожное сознание человека пишущего, закошмаренного одиночеством, болезнью и помехами шумного мира.

 
Елена Чернышева
Обозреватель «Прочтения»

Пока наш мир все больше приобретает черты оруэлловских вселенных, издательство Popcorn Books и вебзин Autovirus объединили двадцать молодых авторов и дали им волю рассказать, каково это — быть поставленным в самый дальний ряд показательно-нормативного хора той школы жизни, которую мы все сейчас проходим. Бедность, травля, неизлечимые болезни — эти и, увы, другие триггер-ворнинги, щедро описываемые в книге, для многих и так реальность, и, казалось бы, зачем об этом еще и читать? Как минимум для того, чтобы не проморгать тщательно скрываемую боль близких людей. Сейчас это опасно как никогда.

  • Рэйчел Смайт. Предания Олимпа / пер. с английского М. Климашёнок, А. Ермулиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 368 с.

Потрудившейся над названной выше книгой душе явно потребуется увесистый кусок торта — им могут стать «Предания Олимпа», уже покорившие сердца миллионов пользователей WEBTOON. Рэйчел Смайт, комиксистка из Новой Зеландии, переписывает историю любви Аида и Персефоны на новый лад. И меняется тут не только фон, например, Царство мертвых предстает в виде ультрасовременного мегаполиса, а вся коммуникация между богами проходит в Fatesbook, но и сам подход к многочисленным героям и их отношениям, учитывающий все общественные настроения. Впрочем, суть остается прежней: мифологической и знакомой с детства, а значит, дарящей читателю долгожданный отдых и покой.

 
Андрей Верещагин
Обозреватель «Прочтения»
  • Кирилл Рябов. Лихо. — М.: ИД «Городец», 2023. — 264 с.

Исследователь (простите) «русской хтони» Кирилл Рябов продолжает ее исследовать, но теперь несколько иначе, чем прежде. Рябову, кажется, стало тесно в рамках абсурда бытового, поэтому обе повести и рассказ, вошедшие в «Лихо», полны абсурда совершенно невероятного, однако от этого не менее завораживающего, смешного и одновременно печального. Это все еще рябовские тексты — тут давние поклонники могут быть спокойны, — только теперь писатель будто глядит на нелепицу жизни через широкоугольный объектив, сталкивая персонажей уже не только с отдельными психами, но и с безумием целых институтов. Как, например, в титульной «Лихо», где главный герой вынужден спасать задержанного полицией кота.

  • Дмитрий Гаричев. Lakinsk Project. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 200 с.

Проза Дмитрия Гаричева — тяжеловесная и метафоричная, возможно, даже сверх меры. Его совсем небольшие книги по-хорошему выматывают едва ли не сильнее, чем иные заумные талмуды, где на страницу пятьсот отсылок, которые улавливают полтора землекопа. Гаричев, что в «Сказках для мертвых детей», что в «Мальчиках» не выпендривался, а говорил честно и открыто, пускай гипнотизировал необычным синтаксисом и витиеватыми фразами. В повести Lakinsk Project, сделанной как письмо умершему другу, автор продолжает изъясняться невероятно сложно — предложение на двенадцать страниц как доказательство, — но в искренности и изобретательности ему, как и раньше, точно не откажешь.

 
Юля Измайлова
Обозреватель «Прочтения»
  • Виолен Беро. Как звери / пер. с фр. М. Пшеничниковой. — СПб: Polyandria NoAge, 2023. — 126 с.

Маскирующаяся под поэтичную притчу, история о несправедливости одержимого правилами общества, и о тех, кому в нем нет места. Мариэтта и ее особенный сын по прозвищу Медведь тихо и уединенно живут в горах. На протяжении многих лет местные старались их просто не замечать, но все меняется, когда в пещере, расположенной неподалеку от дома Мариэтты, находят маленькую девочку. Как она там оказалась? Уж не Медведь ли украл ее и силой там удерживал? Писательница Виолен Беро стала известной во Франции благодаря романам о праве женщин на свое тело и, в частности, о неприятии материнства. И хотя в «Как звери» фокус внимания несколько смещен в сторону жестокости общества, которое осуждает тех, кто не соответствует пресловутым нормам, эта тема здесь также имеет важное значение: ключ — в показаниях свидетелей, которых вызывают на допрос в местную жандармерию.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Эмили Сент-Джон Мандел. Море спокойствия / пер. с англ. А. Оганян. — М.: Эксмо, 2022. — 256 с.

Новый роман Эмили Сент-Джон Мэндел представляет собой яркий
эксперимент на грани между трансгрессией и архаикой. Напоминающий все сразу — и классический стимпанк (антураж начала прошлого века играет на руку хронологическому монтажу), и ловко скроенный бестселлер-для-экранизации, и суконную притчу, — ближе к финалу он оборачивается прощанием с классическим целеполаганием литературы, признанием иных поисков — и нежеланием проговаривать очевидное. В «Море спокойствия» необычайно живо и свободно дышится; это проза открытого к росту будущего.

  • Антти Туомайнен. Фактор кролика / пер. с фин. Н. Головина. — М.: Синдбад, 2023. — 384 с.

Игровая природа «Фактора кролика» пленяет, раззадоривает; читать этот роман интересно. Легкий по духу, математически выверенный, ни на секунду не отступающий от своей же веселости, он, тем не менее, привносит в коммерциализированный мир «беготни» нотки отстранения, ломающей декорации грусти. Ничего нового в этом нет — мы читали «101 Рейкьявик», смотрели фильмы Каурисмяки, — однако возобновление далекой традиции наверняка порадует не слишком привыкшего к ней русского читателя.

 

Фото на обложке: фотоархив ярмарки non/fiction


* организация, запрещенная на территории РФ.

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: CorpusNon/fictionАльпина нон-фикшнНЛОСамокатСиндбадРЕШМИФPopcorn Books
Подборки:
1
0
3826
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Встречи с Аллой Горбуновой и Дмитрием Даниловым, дискуссия с участием Кирилла Рябова и Александра Пелевина, презентация книги Булата Ханова и писательский марафон от CWS – весна приносит новые книги и впечатления. Подробности – в мартовском дайджесте «Прочтения».
Рассказ о человеке, который не нашел сил превозмочь прошлое и сознательно выбрал жизнь на улице.
Бывший в прошлом году на волосок от закрытия, «Нацбест» воспрял духом и выдал сильнейший шорт-лист.
23 июня в лекционном зале ПРО АРТЕ
27 апреля в 18.00 на малой сцене АБДТ им. Г. А. Товстоногова (наб. реки Фонтанки, д. 65) издательство «Вита Нова» представит новое издание книги театрального художника, главного художника АБДТ им. Г. А.. Товстоногова, писателя Эдуарда Кочергина «АНГЕЛОВА КУКЛА». В презентации примет участие художник этой книги Борис Заборов (Франция).