Колонка главреда: итоги года

Чтобы немного замедлиться и выдохнуть в предпраздничной суете, подводим книжные (и не только!) итоги уходящего года. Наш главный редактор Полина Бояркина рассказывает, что нового отечественному литпроцессу принес 2021 год и каким он был для журнала «Прочтение».

Принципиально не хотела в этом году подводить никаких итогов, потому что главные — внутренние, но тут вспомнила, что на свою беду завела колонку главреда — и написала туда всего один раз. Придется теперь отдуваться. В свете последних событий (да и вообще последних лет) трудно сохранять оптимистичный настрой, но один из способов борьбы с энтропией, противостояния горящему в огне миру — продолжать с муравьиным упорством делать свое дело. И кажется, литература сейчас занимается именно этим.

Пандемия увела нас всех в онлайн, и за 2020 год мы успели так сильно соскучиться по живому общению, что 2021-й, несмотря на все его продолжающиеся ограничения, запомнился всплеском офлайн-мероприятий. Особенно очевидно стало, что в таком формате проще выстраивать диалог, приходит больше инсайтов, ну и, конечно, сильнее чувствуется любовь.

В этом году стало больше книжных фестивалей (во многом благодаря работе Михаила Фаустова и его команды) и расширилась их география: Архангельск, Благовещенск, Новосибирск, Владимир, Самара, Казань. Главным для команды журнала в этом году стал третий, приуроченный к пятнадцатилетнему юбилею «Прочтения» литфест. Мы смогли совместить онлайн- и офлайн-форматы, привезти коллег из Москвы и даже организовать целый аукцион плохих книг с участием стендаперов из проекта «Кот Бродского»!

Но уходящий год принес не только новые фестивали — количество литературных инициатив в целом выросло: открылись новые независимые книжные (например, «Игра слов» во Владивостоке), частные библиотеки («Библиотека ПМ» в Нижнем Новгороде) и резиденции («Переделкино»), возникли новые зины (например, КЛКВМ-зин, «Бетон», «Иначе», «Ямма»), множились книжные клубы и литературные объединения. Появились новые литагенства («Голова»), редакции («Альпина. Проза») и другие проекты для поддержки авторов вроде онлайн-лагеря Проекта литературных инициатив или Редакторского бюро «Прочтения». Во многом в литературе восторжествовал принцип «не нравится — сделай сам», подразумевающий появление множества новых инициатив. Причем возникающие по этому принципу институции предлагают все больше разнообразных форм экспертности.

На другом полюсе от нарастающей конкуренции локальных проектов наблюдается тенденция к объединению в мегакорпорации: холдинг Эксмо-АСТ покупает «Азбуку», окончательно монополизируя рынок, появляется Ассоциация писателей и издателей во главе с Сергеем Шаргуновым, намеревающаяся продолжать традицию литературных семинаров для молодых авторов.

Верим мы в разницу поколений или нет, отрицать тот факт, что молодые авторы стали обсуждаться как отдельная группа писателей, нельзя. Имена молодых авторов составили подавляющее большинство шорт-листов «Нацбеста» и «НОСа». В «Большой книге» — в разы меньше, но значим сам факт попадания в короткий список этой скорее консервативной премии. Именно тексты молодых — «Риф» Алексея Поляринова, «Рана» Оксаны Васякиной, «Кожа» Евгении Некрасовой, «Стрим» Ивана Шипнигова, «Павел Чжан и прочие речные твари» Веры Богдановой, «Плейлист волонтера» Мршавко Штапича, «Покров-17» Александра Пелевина, «Инверсия Господа моего» Владислава Городецкого, «Душа и пустыня» Алины Гатиной — стали одними из самых обсуждаемых в уходящем году. Между ними, кажется, мало общего, но именно эта принципиальная неуниверсальность и становится маркером, если угодно, поколения тридцатилетних.

Вместе с их текстами пришел ответ на запрос на разговор о современности. И среди актуальных тем появились те, что раньше считались табуированными для публичного высказывания: травма, насилие (впрочем, дискуссия о них в российском литературном пространстве все еще подчас приобретает неожиданный оборот), ЛГБТК+, смерть и, в частности, смерть родителей — тема, неразрывно связанная с ковидными потерями последних двух лет. Все громче звучат голоса разнообразных писательниц.

Свобода говорить и писать о личном опыте стала фундаментом для развития автофикшена — жанра, определить который в его соотношении с автобиографической прозой и литературой.doc мы пытались в течение всего года.

Неравнодушие к окружающему миру и невозможность закрывать глаза на его проблемы легли в основу еще одного тематического тренда, вполне распространившегося уже за рубежом и распространяющегося у нас, — экопрозы (уместно вспомнить запуск Экологической школы литературных практик и лекцию Евгении Некрасовой об экописьме).

Возникали и эксперименты с новыми форматами, а также попытки переосмыслить старые. Сервисы Bookmate и Storytel активно развивают направления книжных и аудиосериалов. Одним из самых громких проектов года стала «Кожа» Евгении Некрасовой — а саундтрек к ней написала группа АИГЕЛ. Концептуализируются сборники рассказов, из так называемых братских могил превращаясь в пространства для кросс-жанровых, кросс-видовых и кросс-тематических экспериментов (коллективные сборники «Время обнимать и уклоняться от объятий» и «Одной цепью», сборник рассказов Евгении Некрасовой «Домовая любовь»).

Невозможно не отметить, что многие российские издательства в том или ином формате обратились к современной русской прозе, хотя и каждое со своей спецификой: «Альпина.Проза» больше ориентируется на живых классиков, хотя и интересуется начинающими авторами, No Kidding Press — на привычный для него в зарубежном формате theory fiction, а Jaromir Hladik Press скорее на андеграунд.

Если подытоживать, то, кажется, что, двигаясь в сторону дифференциации литературного поля, мы постепенно уходим от каких-то непреложных для всех истин, общих культурных кодов, универсальных must-read книг, но приходим к множеству небольших сообществ, горизонтальные связи внутри которых оказываются невероятно прочны. Хочется верить, что перед лицом общих невзгод мы сможем найти и точки пересечения. Ведь главный итог этого года (для команды «Прочтения» уж точно) — это люди вокруг.

А если говорить о «Прочтении», то мы в этом году опубликовали 82 рецензии, 86 отрывков, 11 интервью, 43 рассказа и стихотворные подборки молодых авторов, 7 статей, 7 подборок, цикл материалов об истории журнала, одну «Географию» — о переводной детской литературе Германии, запустили рассылку и новые рубрики на сайте (колонку главреда, авторскую рубрику Веры Богдановой с ежемесячным обзором новинок российского и американского книжных рынков), стали активно вести инстаграм-аккаунт, открыли Редакторское бюро, организовали литературный фестиваль и с размахом отметили пятнадцатилетие, а на следующий год у нас еще больше идей и планов. Мы уверены, что и вы, оглянувшись на прошедший год, обязательно найдете, чем гордиться.

Спасибо, что читаете нас, с наступающим Новым годом и до встречи в 2022-м!

 

Фото на обложке: Наталия Соколова

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Полина БояркинаКолонка главреда
Подборки:
1
0
3022

Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь