Новейшее литературное обозрение: главные книги ноября и декабря по версии Веры Богдановой

Вера Богданова, писательница, литературный обозреватель и автор блога «Богданова и Таймс», рассказывает о самых интересных новинках художественной литературы и нон-фикшен в России и США — взгляд на российский книжный рынок в контексте мирового литературного процесса. В этом выпуске: новые романы Анны Матвеевой и Джоди Пиколт, карантин на райском острове, средневековый секс и неудобные женщины.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РОССИЯ) 

Анна Матвеева

«Каждые сто лет»

(Редакция Елены Шубиной)

Валерий Печейкин

«Стеклянный человек»

(Inspiria)

Новый роман финалистки премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер», автора книг «Завидное чувство Веры Стениной» и «Перевал Дятлова», неспешная, почти медитативная проза — два дневника, две героини, голоса которых переплетаются между собой. Как пишет автор в благодарностях, роман посвящен памяти бабушки Ксении Михайловны, и некоторые описанные события происходили в реальной жизни.

Ксеничка Лёвшина начинает вести свой дневник в 1893 году в Полтаве, а Ксана Лесовая — в 1980-м в Свердловске. Они продолжают свои записи всю жизнь, и взрослая Ксана продолжает искать следы Ксенички. Судьба водит героинь одними и теми же путями и упорно пытается столкнуть, несмотря на то, что между ними — почти сто лет.
Вторая книга колумниста изданий Москвич Mag, GQ, S7, Forbes, Коммерсант Lifestyle, Storytel, лауреата премии «Дебют» (2007) в номинации «Драматургия». Дебютная книга Печейкина «Злой мальчик» — сборник эссе и рассказов — вошла в короткий список премии НОС-2021. 

«Стеклянный человек» тоже является сборником зарисовок о жизни, написанных в стиле баек, которые рассказывают на кухне, без купюр (за что на обложке поставили 18+) и с хорошим чувством юмора. Издатель в аннотации сравнивает «Стеклянного человека» с «Бесами» Достоевского. Критик Владислав Толстов — со сборниками Павла Селукова, составленными из фейсбучных постов.

Катерина Кожевина

«Лучшие люди города»

(Редакция Елены Шубиной)

Людмила Петрушевская

«Черное пальто. Страшные случаи»

(Альпина.Проза)

Дебютный роман лауреатки премии «Лицей» (2021) рассказывает о столкновении двух миров и систем взглядов: столичного и провинциального. Москвичку Лену, как самое слабое звено, отправляют в маленький город Крюков на Сахалине: крупная нефтяная компания, где Лена работает, решает построить в Крюкове новый завод, для которого нужно найти рабочих. Но город живет по собственным законам, по сути до сих пор находится на рубеже девяностых и нулевых, московский подход здесь не работает. И, чтобы спасти карьеру, Лене придется завоевать доверие местных жителей, попутно попадая в разные нелепые ситуации. Переиздание лучших страшных историй писательницы за последние сорок лет: рассказы, ставшие абсолютной мировой классикой. Также в сборнике опубликованы два новых рассказа — «Алло» (2019) и «Старый автобус» (2020).

Людмила Петрушевская — классик современной мистической прозы, лауреат Всемирной премии фантастики (World Fantasy Award, 2010). Ее рассказы переведены на множество иностранных языков, получили Всемирную премию фантастики (2010) и стали бестселлерами «Нью-Йорк Таймс» и Amazon.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
(США) 

Аманда Горман

Call Us What We Carry

(Viking)

Эймор Тоулс

The Lincoln Highway

(Viking)

Аманда Горман — молодая американская поэтесса, общественная активистка, включена в «Список 100 будущих лидеров» по версии журнала Time, студентка года по версии Glamour, ну и действительно красавица. В 2021 году она выступила со своим стихотворением The Hill We Climb на инаугурации президента Джо Байдена, и этот факт теперь указывают после каждого упоминания Горман в медиа.

Call us what we carry — дебютный сборник стихов, сразу же ставший бестселлером «Нью-Йорк Таймс». В нем Горман пишет об истории, языке, идентичности и глобальной пандемии, которая стала общемировым горем.
Уже 11-ю неделю в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» держится последний роман Эймора Тоулса, американского писателя и магистра английского языка в Стэнфордском университете.

1954 год. Начальник колонии для несовершеннолетних отвозит только что освобожденного 18-летнего Эммета Уотсона домой на ферму в Небраску. Семейная ферма конфискована банком, Уотсон — сирота, поэтому он хочет забрать восьмилетнего брата и отправиться в Калифорнию, чтобы начать жизнь заново. Но когда надзиратель уезжает, Уотсон обнаруживает, что в багажнике машины прятались двое друзей из колонии, вместе они придумывают новый план и решают отправиться в Нью-Йорк.

Джоди Пиколт

Wish You Were Here

(Ballantine)

Си Джей Вашингтон

The Intangible

(LittleA)

У Дианы О’Тул жизнь распланирована от и до: к 30 годам она выйдет замуж, к 35 нарожает детей, она делает карьеру и знает, что ее парень собирается сделать ей предложение во время их совместного отпуска на Галапагосских островах.

Но, разумеется, все планы идут по известному адресу. Начинается пандемия, парень Дианы — врач и остается работать в больнице, но убеждает Диану лететь без него. Вай-фай на островах не работает, багаж теряется, отель закрыт из-за пандемии, границы тоже, и Диана застревает на острове мечты наедине со своими мыслями. Она размышляет об отношениях, своем выборе и самой себе и приходит к неожиданным выводам.
Дебютный роман о двух семейных парах, переживающих кризис.

Аманда Джексон долго пыталась забеременеть, и вот, казалось бы, у нее получилось. Но врачи ставят ей ложную беременность, говорят, что ребенка нет, хотя сама Аманда убеждена в обратном и обращается — нет, не к психотерапевту, а к нейробиологу Патрику за ответами.

Мрачноватая романтическая история о тайнах разума и сердца, несовершенстве человеческой природы, последствиях насилия и о том, что путь к исполнению наших желаний далеко не всегда соответствует нашим планам.

 

ПЕРЕВОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РОССИЯ) 

 Рейчел Каск

«Контур»

(Ad Marginem, пер. с англ. С. Кузнецовой)

Анни Эрно

«Событие»

(No kidding press, пер. с фр. М. Красовицкой)

Ad Marginem продолжают переводить знаковые романы в жанре автофикшен, за что спасибо им большое, и после Оливии Лэнг на русском выходят тексты канадско-британской писательницы Рейчел Каск, лонглистера Букеровской премии 2005 и 2021 годов. «Контур» — первая книга трилогии, экспериментальный роман без сюжета и с молчаливой героиней, которая бесконечно наблюдает и слушает.

Известная писательница Фэй читает курс creative writing в Афинах, знакомится с людьми и пропускает речь собеседников сквозь себя, являясь для них не личностью, а лишь контуром.

На вторую часть трилогии («Транзит») открыт предзаказ.  
В 1963 году двадцатитрехлетняя Анни Эрно обнаружила, что беременна.

Во Франции того времени аборты были запрещены, поэтому в течение нескольких месяцев Анни скрывала беременность от родителей, искала помощи у знакомых и врачей и тщетно пыталась сделать аборт вязальной спицей.

Лауреат многих французских литературных премий, Эрно пишет, в первую очередь, о своем опыте. Каждый из ее романов так или иначе отражает действительные эпизоды ее биографии, а личные воспоминания накладываются на коллективную память поколения.

Орхан Памук

«Чумные ночи»

(Азбука-Иностранка, пер. с тур. М. Шарова)

Пола Хокинс

«Тлеющий огонь»

(АСТ, пер. с англ. В. Антонова)

Новый роман известного турецкого писателя и лауреата Нобелевской премии по литературе.

1901 год. На небольшой средиземноморский остров Мингер, на котором проживают греки (православные) и турки (мусульмане), приходит чума. Прибывает врач-эпидемиолог со своей женой, племянницей султана Абдулл-Хамида Второго. Однако далеко не все на острове готовы следовать предписаниям врача и карантинным мерам: ведь на все воля Аллаха и противиться этой воле может быть опасно. Как говорит Памук в своем интервью, «как и сегодня, народ <…> не соблюдает „социальную дистанцию“. Затягивание с применением карантина приводит не только к увеличению страха и числа смертей, но и открывает путь к авторитаризации государства, которое сначала вводит запрет на выход на улицу, а потом ужесточает запретительные меры».
В плавучем доме находят тело молодого художника Дэниела, и у полиции есть все основания предполагать, что это жестокое убийство совершила женщина.

Подозреваемых трое: Лора, проблемная девушка на одну ночь, которую видели у лодки последней и у которой проблемы с управлением гневом; Карла, тетя Дэниела, которая считает его мать виновной в гибели своего сына; Мириам, любопытная соседка, которая просто выглядит подозрительно. Когда дело доходит до мести, даже хорошие люди могут быть способны на плохие поступки.

Пола Хокинс — британская писательница, автор культового романа «Девушка в поезде». Ее книги переведены на 40 языков и разошлись по миру тиражом в 27 млн экземпляров.

 

ПЕРЕВОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
(США) 

  Андрей Белый

The Symphonies

(Columbia University Press, пер. с русск. Дж. Стоуна)

Махса Мохебали

In Case of Emergency

(Feminist press, пер. с фарси М. Рахмани)

На английский переведены «Симфонии» Андрея Белого — одного из самых известных символистов начала XX века. Четыре симфонии — «Северная симфония (1-я, героическая)», «Симфония (2-я, Драматическая)», «Возврат. III симфония» и «Кубок метелей. Четвертая симфония» — образцы особого словесно-музыкального жанра, созданного Белым, в которых он стремился подчинить литературный материал законам музыки.

Как пишет издатель, Columbia University Press, «симфонии изображают серость повседневной жизни, а затем возносятся от Москвы рубежа веков к царству бесконечного и вечного».  
Сатирический портрет современного Ирана, «полный черного юмора взгляд на авторитарное государство, глобальный капитализм и гендер».

В Тегеране землетрясение, город рушится и погружается в хаос. А богатая и разочарованная жизнью наркоманка Шади переодевается мужчиной, чтобы обойти закон о хиджабе, и разрывается между своей неблагополучной семьей и поисками новой дозы.

Махса Мохебали — иранская писательница, лауреатка литературной премии Хошанга Гольшири 2010 года, — одной из немногих литературных премий Ирана, которая не спонсируется государством.

Карла Гельфенбейн

One in Me I Never Loved

(Other Press, пер. с исп. Н. Дэвидсона)

Лю Синьу

The Wedding Party

(Amazon Crossing, пер. с кит. Дж. Тианга)

Сборник историй о женщинах, женской свободе, сексуальности — и о следах, которые оставляют люди в наших жизнях, прежде чем исчезнуть.

Маргарите пятьдесят шесть, она живет в Нью-Йорке, боится старения и подозревает, что ее муж спит с одной из своих студенток. Анна, работающая консьержкой в доме Маргариты, куда-то пропадает (до того она зачитывалась книгой «Как исчезнуть в Америке без следа»), и ее мать пытается ее найти. А восьмидесятилетняя Джулиана разыскивает женщину, в которую влюбилась более шестидесяти лет назад.

Карла Гельфенбейн — чилийская писательница, лауреатка премии Альфагуара 2015 года. Ее работы переведены на четырнадцать языков и регулярно возглавляют списки бестселлеров в ее родном Чили.
Лю Синьу — один из основоположников «литературы шрамов» — реалистического направления в китайской литературе, попытки осмысления последствий Культурной революции. Лауреат Премии Мао Дуня 1985 года, престижной литературной премии в Китае.

Декабрь 1982 года. В одном из пекинских двориков готовятся отмечать свадьбу — сын тети Сюэ женится, и она готова на все, чтобы этот праздник запомнился надолго. Но, как водится, все пойдет не по плану.

Все повествование укладывается в один день, описывая который автор делает точный слепок столицы, подмечая даже самые незначительные детали быта и образа мыслей типичных пекинцев 80-х годов.

 

НОН-ФИКШЕН
(РОССИЯ) 

Коллектив авторов

«Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности»

(Individuum)

Сергей Беляков

«Парижские мальчики в сталинской Москве»

(Редакция Елены Шубиной)

Сборник статей под редакцией журналистки и социального антрополога Полины Аронсон, разъясняющий самые актуальные и проблемные из терминов «новой этики», такие как ресурс, абьюз, харассмент, травма. Эти слова пришли из психологии, но в повседневном употреблении утрачивают первоначальный смысл — или приобретают дополнительные значения. Как язык «новой этики» влияет на общество и язык? Об этом и многом другом рассказывают антропологи, социологи, журналисты, психологи и психотерапевты.

Авторы: Полина Аронсон, Илья Будрайтскис, Елизавета Великодворская, Кристин Годси, Жанна Чернова, Владислав Земенков, Юлия Лернер, Елена Миськова, Оксана Мороз, Юлия Пирумова, Жюли Реше, Наталья Савельева, Юрий Сапрыкин, Ольга Соловьева, Ольга Страховская, Анна Темкина, Марина Травкова, Лариса Шпаковская, Григорий Юдин, Дуэйн Руссель, Гасан Гусейнов.
Сергей Беляков — историк и писатель, лауреат премии «Большая книга», финалист премий «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна» — рассказывает историю жизни сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона, более известного под домашним именем «Мур».

Георгий родился в Чехии, вырос во Франции, но считал себя русским. Однако в Москве все видели в нем иностранца, парижского мальчика. Беляков описывает странный, жестокий, но яркий мир предвоенной столицы, где утром шли в приемную НКВД с передачей для арестованных родных, а вечером сидели в ресторане «Националь» или слушали Святослава Рихтера в Зале Чайковского.

Андрей Журавлёв

«Похождения видов»

(Альпина нон-фикшн)

Александра Баркова

«Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы»

(Манн, Иванов и Фербер)

Сравнительно недавно молекулярная биология объяснила нам, кто чей родственник — что птицы ближе к крокодилам, чем к черепахам, а киты — к бегемотам, чем к медведям. Но как выглядели эти переходные формы, вымершие виды, «птицекрокодилы и китобегемоты»?

Андрей Журавлев — палеонтолог, доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и научный редактор «National Geographic Россия», — составил перечень всех трилобитов и мечехвостов в хронологическом порядке возникновения и вымирания, сопроводив все это картинками и схемами.
Александра Баркова — фольклорист и кандидат филологических наук, — рассказывает о мифологии древних славян, о которой нам известно не так уж много, если сравнивать с тем, что известно о мифологии Древнего Египта или Древней Греции. Автор перечисляет реальные факты о славянском язычестве, развеивает популярные заблуждения, перечисляя подделки славянской истории и мифологии, — такие как «Велесова книга», якобы сохранившаяся с IX века, а по факту написанная в середине XX века писателем Ю. П. Миролюбовым, — и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Станислав Дробышевский

«Палеонтология антрополога. Том 3. Кайнозой»

(Бомбора)

Елена Осокина

«Золото для индустриализации: Торгсин»

(НЛО)

Кайнозой — время заката планеты и расцвета разума. Гигантские ящеры вымерли, «Индия дрейфует посреди будущего Индийского океана, поперек Сахары досыхает огромный залив Средиземного моря». В борьбе со все более суровым климатом, хищниками и мощными конкурентами на Земле возникает новое явление, какого еще не знала планета — человеческий разум.

Заключительная часть трилогии «Палеонтология антрополога» известного российского популяризатора науки Станислава Дробышевского рассказывает о флоре и фауне того периода, появлении разума и о том, как за неполные семь десятков миллионов лет мы успели вырасти, спуститься на землю, встать на ноги, взять в руки палки и камни, поумнеть, заговорить и начать писать. Первый том трилогии посвящён докембрию и палеозою, второй — мезозою.
В самом конце Арбата, у Садового кольца, располагался столичный магазин «Торгсин», в котором советские граждане и иностранцы могли купить «жирную розовую лососину», миткали, шифоны и другие модные товары ширпотреба и деликатесы в обмен на драгоценности и валюту.

Елена Осокина, доктор исторических наук, профессор, автор работ по социально-экономической истории 1920–1930-х годов, рассказывает о целой сети торгсинов, куда в 1931–1935 годах советские люди приносили золото, серебро, бриллианты и валюту, спасаясь от голода. Это в свою очередь позволило руководству страны закупить иностранное оборудование для Магнитки, Уралмаша, Днепростроя и других гигантов зарождавшейся советской индустрии.

 

ПЕРЕВОДНОЙ НОН-ФИКШЕН
(РОССИЯ) 

Петер Хоэнхаус

«Атлас мрачных мест»

(Манн, Иванов и Фербер, пер. с англ. И. Матвеевой)

Хелен Льюис

«Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах»

(Альпина нон-фикшн, пер. с англ. А. Мороз)

В «Атласе мрачных мест» собраны более 300 пугающих объектов в 90 странах (включая Россию, Украину и Беларусь): медицинские музеи и склепы, города-призраки, места военных действий и ядерные полигоны, тюрьма Алькатрас и парижские катакомбы, мемориал цунами на Шри-Ланке — дом отдыха, в котором погибло 47 человек и от которого остался лишь фундамент, так как бóльшую часть здания смыло.

Лингвист, музыковед, создатель сайта dark-tourism.com и, собственно, составитель книги Петер Хоэнхаус побывал почти во всех описанных местах, а фотографии, использованные в книге, сделаны им лично.
«Если мы повышаем голос, нас называют „крикливыми“. Наши амбиции вызывают подозрения. Наш гнев изображается неестественным, жутким, безобразным: кто будет слушать „клячу“, „истеричку“ или „злую черную грымзу“?»

Журналист и штатный автор журнала The Atlantic Хелен Льюис рассказывает 11 историй о том, как феминистки добивались прав распоряжаться своим телом, временем, голосом и доходами: прав на развод, аборт, свободу любить и получать образование. Героини книги ломали стереотипы, заставляли общество пересматривать гендерные конвенции, меняли уклад, юридические нормы и государственные институты — в интересах остальных женщин.

Майкл Остерхолм, Марк Олшейкер

«Заклятый враг: Наша война со смертельными инфекциями»

(Альпина нон-фикшн, пер. с англ. О. Корчевской)

Розали Гилберт

«Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях»

(Манн, Иванов и Фербер, пер. с англ. О. Медведь)

Всемирно известный эпидемиолог Майкл Остерхолм и режиссер-документалист, лауреат премии «Эмми» Марк Олшейкер рассказывают о страшном вероятном будущем — реальности, в которой антибиотики больше не действуют, акты биотерроризма стали повседневностью, а риск возникновения пандемий непрерывно растет. Материала для вдохновения у авторов было достаточно: они задумали эту книгу во время эпидемии лихорадки Эбола в 2014—2016 годах, писали ее во время вспышки лихорадки Зика. Ну, а в 2020-м добавили предисловие, в котором говорят о COVID-19. Последние же главы книги посвящены способам предотвращения страшных сценариев повторяющихся и усиливающихся пандемий и борьбе с резистентностью к препаратам.

Не рекомендуется к прочтению ипохондрикам.
Носили ли средневековые женщины поясы целомудрия? Был ли секс обязанностью или удовольствием? Умели ли женщины того времени читать и пользовались ли косметикой?

Гилберт пишет о зове плоти, церковной исповедальне, блудницах, болячках, о том, что можно и чего нельзя было делать в спальне, о правилах первой брачной ночи, способах забеременеть и не забеременеть и о рецептах снадобий, которые лучше не пробовать дома.

Увлекательная книга о сексуальных практиках Средневековья. С картинками.

 

НОН-ФИКШЕН
(США) 

 Алекс Данчев, Сара Уитфилд

Magritte: A Life

(Pantheon)

Энн Пэтчетт

These Precious Days: Essays

(Harper/Harper Collins)

Биография Рене Магритта — великого бельгийского художника-сюрреалиста, оказавшего значительное влияние на художников второй половины XX века, главным образом, на концептуалистов и представителей поп-арта.

Когда Магритту было 14, его мать утопилась в реке — после нескольких попыток самоубийства, которые она предпринимала до этого. Об этой трагедии Магритт никогда не говорил, да и в целом большую часть жизни старался быть как можно неприметнее: носил неприметную одежду, жил в благообразном домике. Но когда в его руках оказывалась кисть, он помещал эту обезличенную обыденность в странные ситуации, создавая магические, завораживающие картины.  
В новом сборнике эссе американская писательница, финалистка Пулитцеровской премии и лауреатка литературной премии «ПЕН/Фолкнер» Энн Пэтчетт откровенно рассказывает о том, как она попробовала грибы, в 19 лет оказалась в зоне боевых действий и дружбе с Томом Хэнксом и его помощницей, талантливой художницей, одна из работ которой использована для обложки книги. Пэтчетт исследует, «что же это значит — быть замеченным, найти кого-то, с кем можно стать лучшей, наиболее полной версией себя».

В одном — на мой взгляд, самом личном — эссе Пэтчетт говорит о своем решении не иметь детей и реакции общества. Она вспоминает интервью на радио, в ходе которого ведущий прямо спросил у нее, не боится ли она состариться в одиночестве. «Задаете ли вы тот же вопрос Джонатану Франзену? — поинтересовалась Пэтчетт. — У него тоже нет детей».

Уилл Смит, Марк Мэнсон

Will

(Penguin Press, Бомбора, пер. с англ. Е. Кваши)

Энн Маркс

Vivian Maier Developed: The Untold Story of the Photographer Nanny

(Artia Books)

«Я всегда считал себя трусом. Большая часть моих детских воспоминаний так или иначе связана со страхом — я боялся других детей, боялся покалечиться или опозориться, боялся, что меня будут считать слабаком. Но сильнее всего я боялся своего отца».

В своей автобиографии актер, продюсер и музыкант Уилл Смит рассказывает о детстве в опасном районе Филадельфии, побоях отца, слезах матери, непростом взрослении и сложной личной жизни. Ну и, соответственно, о том, как ему, мальчишке из неблагополучной семьи, удалось покорить миллионы зрителей и слушателей. Уже шестую неделю «Уилл» находится в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» и успел выйти на русском в «Бомборе».
Биография Вивиан Майер, самого загадочного фотографа XX века, «няни-фотографа», как ее прозвали за то, что фотографию она всегда совмещала с работой няней.

Самоучка Майер родилась в 1926 году, жила в Нью-Йорке, затем перебралась в Чикаго, всерьез увлекалась уличной фотографией. Она состарилась и умерла в нищете, и ее работы получили известность лишь после того, как коробку с негативами приобрел Джон Малуф, бывший агент по недвижимости в Чикаго. Он выложил купленные фото на Flickr. Работы понравились пользователям, и уже в 2011 году в Чикаго состоялась первая выставка работ Майер. После неожиданно нашлись родственники Майер, которые до этого даже не знали о ее существовании, началось судебное разбирательство, и теперь ее снимки считаются общественным достоянием.

 

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Альпина нон-фикшнЛюдмила ПетрушевскаяОрхан ПамукВалерий ПечейкинЭнн Пэтчетт No Kidding PressAd MarginemВера БогдановаХелен Льюис
Подборки:
1
0
1550

Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь