Купить нельзя сэкономить:

Уже завтра, 2 декабря, в московском Гостином дворе начнется 23-я книжная ярмарка non/fiction. Мы решили рассказать о новинках, которые издатели привезут на ярмарку, в полюбившемся нам формате шопинг-листа и подготовили список того, что хотели бы купить на non/fiction редакторы и авторы «Прочтения». Тридцать шесть книг на наш субъективный вкус: от рисованного путешествия по мировым рынкам до исследования о средневековых женщинах, от дебютного романа Тарантино до сборника рассказов о современных семьях, от комикса о сексуальном рабстве в Японии времен Второй мировой до сборника политических эссе Льва Рубинштейна — ищите эти и многие другие издания в нашей подборке, а также на стендах ярмарки.

 
Главный редактор «Прочтения»
  • Линор Горалик. Имени такого-то. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 192 с.

Новый роман Линор Горалик. НОВЫЙ РОМАН ЛИНОР ГОРАЛИК. Примерно с такой бегущей строкой в глазах я планирую ворваться в Гостиный двор в первый день ярмарки non/fiction. Горалик стала одним из первых современных авторов, с текстами которых я познакомилась. Я смеялась над ее книжками в непростые моменты жизни. Поэтому мне, в общем, не столь нужно знать что-то о ее новой книге, чтобы ее хотеть. Действие ее второго романа разворачивается в октябре 1941 года, в центре сюжета — эвакуация психиатрической больницы имени такого-то. Звучит странно и круто, не правда ли? История и вымысел, подвиг и безумие сплетаются в этом аллегорическом повествовании.

  • Мария Бахарева. Фермерские рынки мира. Кругосветное путешествие / ил. А. Десницкой. — М.: Самокат, 2022. — 88 с.

Я обожаю рынки — от развалов и барахолок до современных рынков с фудкортами. И с детства обожаю рассматривать мелкие детали на картинках книг. Еще с «Историей старой квартиры» я поняла, что иллюстрации Ани Десницкой созданы как будто для меня, и, увидев в соцсетях, что она начала работу над «Фермерскими рынками», я приготовилась ждать — то есть буквально присела на низком старте. И вот она выходит, невероятно красивая книга (кажется, рисовка Десницкой не может не нравиться), которая открывается рассказом о моем самом любимом на свете рынке — Махане Йегуда в Иерусалиме. Все это буйство цвета и красок, обилие деталей и сведений, и даже рецепты (!) — не только возможность отправиться в путешествие в наши непростые времена, но и отличный способ сбежать от ноябрьско-декабрьской серости.

 
Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»
  • Тове Дитлевсен. Лица / пер. с дат. А. Рахманько. — М.: No Kidding Press, 2021. — 160 с.

По издательскому описанию роман «Лица» Тове Дитлевсен, авторки «Копенгагенской трилогии», напомнил мне знаменитую книгу Сильвии Плат, тематически так же сильно опередившую свое время. Муж главной героини «Лиц» Лизе Мундус, некогда успешной детской писательницы и матери троих детей, приходит к ней в поисках утешения после самоубийства своей любовницы — и Лизе накрывает собственным стеклянным колпаком ментального расстройства.

  • Розали Гилберт. Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях / пер. с англ. О. Медведь. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 336 с.

Публикация русского перевода книги Розали Гилберт «Интимное Средневековье» очень рифмуется, на мой взгляд, с выходом в отечественном кинопрокате нового фильма Ридли Скотта «Последняя дуэль», который реконструирует быт и нравы жителей Нормандии конца XIV века, затрагивая в том числе и проблематику сексуальности. Фильм я уже посмотрела, и теперь мне, как человеку, интересующемуся культурой повседневности и gender studies, любопытно провести фактчекинг и убедиться (или разубедиться) в достоверности увиденного на экране — и думаю, исследование Розали Гилберт о социальном воображаемом и сексуальных практиках Средневековья (преимущественно в отношении женщинах — пусть русскоязычное название не вводит вас в заблуждение) мне в этом поможет. К тому же в моей библиотеке это издание составит отличную пару с первой книгой гендерной серии НЛО «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков».

 
Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»
  • Алла Горбунова. Лето. — М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. — 320 с.

Перечислять регалии Аллы Горбуновой можно долго, но вряд ли это нужно; самое главное заключается в том, что она поэт, а значит, и ее проза на диво поэтична. В художественный мир писательницы погрузиться удивительно легко: сюжеты, даже сюрреалистические до крайности, все равно отзываются узнаванием, а точно — и при этом будто бы небрежно (как бывает небрежной укладка, которая куда естественнее и привлекательнее идеально гладкого узла) — подобранные слова неизменно оставляют след в мыслях и чувствах. Зима близко, и в такие дни всегда хочется погрузиться в атмосферу лета — времени не только года, но и взросления; времени, когда ты меняешься и растешь — и понимаешь: уже безвозвратно.

  • Виктория Базоева. Ботанический заговор. Почему растения так важны для нас и как за ними ухаживать. — М.: Individuum, 2021. — 224 с.

Не то чтобы я когда-то планировала разводить цветы — я с ними не дружу категорически, а если они попадают ко мне и выживают, то это происходит вопреки, а не благодаря. Но пару месяцев назад на меня свалилось 50+ горшков с цветами — от неубиваемого декабриста (это кактус, который похож на пальму) до фуксий на карантине (которые у моей мамы пытались умереть, а у меня начали бодро цвести) — и квест не дать им умереть (непрошенный лайфхак: сториз в инсте очень помогают вести график полива). Поэтому когда дорогие коллеги скинули ссылку со словами: «Арина, тебе это надо» — я сначала поплакала от безысходности, а потом поняла: да, пожалуй, мне это надо. Книга от ландшафтного дизайнера, который не требует от начинающих садоводов экспертности, а просто объясняет, как не дать зеленым питомцам бесславно погибнуть, даже если они очень пытаются, лишней не будет точно.

 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»
  • Нил Прайс. История викингов: Дети Ясеня и Вяза / пер. с англ. В. Степановой. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021. — 528 с.

Викинги — один из самых запоминающихся исторических образов, с которым связано множество мифов. Например, что они носили рогатые шлемы во время сражений, хотя это не так — очень уж неудобно в бою. Такой головной убор появился в XIX веке, как реквизит персонажа Худинга для оперы «Кольцо Нибелунга», в котором он и вышел на сцену. И это одно из самых распространенных заблуждений. Что же еще скрывают древние скандинавы? Именно на этот вопрос я хочу получить ответ, прочитав книгу Нила Прайса «История викингов: Дети Ясеня и Вяза», в которой автор анализирует быт и мировоззрение средневековых жителей северных стран и борется с различными стереотипами.

  • Джорджо Агамбен. Пульчинелла, или Развлечения для детей / пер. с ит. М. Лепиловой. — М.: Носорог, 2021. — 142 с.

Этим летом я внезапно увлеклась комедией дель арте и ее героями, особенно мне приглянулся образ Пульчинеллы — веселого персонажа из неаполитанского квартета. Возможно, вам вспомнится его маска с длинным носом, похожим на клюв, и белый наряд. И именно сейчас «Носорог» издал книгу Джорджо Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей» — своеобразное рассуждение о жизни и смерти маски, в которой диалоги с Пульчинеллой перемежаются поисками связи между философией и комедией, а сама книга иллюстрирована работами венецианского художника Джандоменико Тьеполо. Без нее мне, конечно, теперь никак не обойтись.

 
Алина Карпова
Редактор «Прочтения»

Настоящий интерес у меня чаще всего вызывают книги, написанные людьми примерно моего поколения, потому что есть какое-то странное ощущение, что мы «вместе», хотя пересечения — личные, интеллектуальные, эстетические, какие угодно — могут вообще не возникнуть. И так тоже бывает. Но книга Тимура Валитова — про смерть. А это то, что всегда привлекало и завораживало меня больше всего. И с каждым разом осмысление смерти происходит по-новому.

  • Алка Джоши. Художница из Джайпура / пер. с англ. Ю. Полещук. — М.: Эксмо, 2021. — 384 с.

Эта книга (даже если судить по отрывку) дает ощущение, что все возможно, если это действительно твой путь. И эта фраза, которая, вероятно, кажется шаблонной и клишированной, не отменяет значения самого пути: это не история успеха в привычном смысле этого слова. В ней много боли, испытаний и осознания того, что в любой момент все может рухнуть — а может оказаться так, что единственное, что не рухнет, будет твой внутренний стержень.

 
Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»
  • Бен Хейсеманс. Юбер / пер. с нидерл. Е. Торицыной. — СПб.: Бумкнига, 2021. — 88 с.

Если вам нравятся медитативные книги с картинками, которые нужно часами разглядывать, наслаждаясь цветом и линией, то «Юбер» Бена Хесеманса точно придется по душе. В очередном невероятно красивом бумкомиксе рассказывается о художнике, влюбленном в живопись и, кажется, именно поэтому бесконечно одиноком. Тот самый случай когда графический роман об искусстве сам по себе произведение искусства.

  • Джастин Хэнкок. НЕТ — всегда НЕТ. Путеводитель по уважению к своим и чужим границам, здоровым отношениям и умению договариваться / пер. с англ. К. Чистопольской. — М.: МИФ, 2021. — 160 с.

Так получилось, что все мы имеем очень разное представление о личных границах, продиктованное воспитанием, культурой, зоной комфорта и прочими социальными вещами. Тем важнее об этих границах говорить, что называется, словами через рот. Книга специалиста по сексуальному просвещению из Великобритании Джастина Хэнкока о том, как выстроить экологичные и здоровые отношения с собой, другими людьми и окружающим миром. А еще — о согласии и свободе.

 
Дарья Сотникова
Редактор «Прочтения»
  • Шанталь Акерман. Моя мать смеется / пер. с И. Кушнаревой. фр. — М.: No Kidding Press, 2022. — 168 с.

Читать тексты женщин — об их старших женщинах — для меня утробно важно. Как будто падаешь в новое пространство, где все странным образом напоминает тебя. Такое откровение. Шанталь Акерман — бельгийская режиссерка и родоначальница фем-кино — написала об уходе за болеющей матерью, ее истории спасения из Освенцима и поиске основания в мире, где мамы уже нет. Акерман покончила жизнь самоубийством в 2015 году. Ее последний документальный фильм No Home Movie посвящен диалогу с матерью.

  • Анна Соколова. Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР. — М.: Новое литературное обозрение, 2022 — 456 с.

Авторка книги — антрополог, исследовательница истории советской цивилизации. Сложные и травматичные социально-экономические процессы советского времени приводили к десяткам и сотням миллионов насильственных смертей. А исследования советской мортальности долгое время оставались в тени. В книге анализируется не только государственная политика в отношении смерти и погребения, но и трансформация похоронной культуры на фоне модернизационного перехода к советским обществам. Другими словами, таким ли откровением была для мира смерть «нового советского человека» и где исток такой новизны?

 
Галина Рулева
Корреспондент «Прочтения»
  • Марк Юргенсмейер. «Ужас Мой пошлю пред тобою». Религиозное насилие в глобальном масштабе / пер. с англ. А. Зыгмонта. — Москва: Новое литературное обозрение, 2022. — 496 с.

Не убий, не укради и возлюби ближнего своего — с религиозным мировосприятием все не так однозначно. О том, как милосердие и всепрощение сочетаются с террором и насилием в постулатах и практиках мировых религий, можно узнать из книги социолога Марка Юргенсмейера, которая наконец выходит в русском переводе. Глобальные переплетения политических течений, исторических кризисов и духовных исканий — вот то, что привлекло меня в этом исследовании.

Повествование о структурной лингвистике в Советском Союзе — радикально иной работы от исследователя и автора «Жизни Андрея Зализняка в рассказах ее участников» сложно ожидать, и именно поэтому книга видится ценным приобретением. Проследить историю зарождения и развития науки через разговоры с творцами этой истории — сама идея, вне зависимости от объекта исследования, меня впечатляет. Историкам, филологам, да и всем любителям документального подхода к отображению действительности посвящается.

 
Надежда Келарева
Стажер «Прочтения»
  • Антон Вотрин, Алексей Дёмин, Настасья Соломина. Хватит это терпеть. Как выбрать психотерапевта и научиться с ним работать. — М.: Individuum, 2022. — 256 с.

Авторы этой книги — три практикующих психотерапевта из объединения «Чистые когниции». Они отвечают на вопрос, как бороться с тревожным расстройством и помогают разобраться в причинах тяжелых психологических состояний. В наше время, когда вокруг слишком много негативной информации, такая книга становится спасительной соломинкой. «Хватит это терпеть» — не только заглавие, но и фраза, с которой начинается путь к освобождению. Прочитав эту книгу, Вы узнаете, в каких случаях необходима терапия, сколько времени нужно на нее ходить и можно ли справиться с депрессией собственными силами.

  • Наталья Ремиш. Просто о важном. Про Миру и Гошу. — М.: МИФ, 2022. — 152 с.

Сборник «Просто о важном. Про Миру и Гошу» — это десять светлых и поучительных историй, которые интересно читать взрослым и детям. В книге даются практические советы на совершенно разные темы, например, как ориентироваться в лесу, как выстраивать личные границы или что делать при столкновении с агрессией. Каждый рассказ — это повод для родителей поговорить со своим ребенком, услышать его мнение и сделать шаг навстречу. После историй авторы предлагают список вопросов для обсуждения тем, которые были затронуты. Кроме того, для родителей в книге даются советы психологов, помогающие найти подход к ребенку.

 
Артем Роганов
Куратор рубрики «Опыты»
  • Анна Матвеева. Каждые сто лет. — М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. — 758 с.

Проза Анны Матвеевой, за которой с подачи Виктора Топорова закрепилось понятие «уральский магический реализм», — это такие прогулки между простым и сложным. Тропа, которая начинается на земле и в какой-то момент от земли отрывается. Обычно в текстах писательницы присутствуют и тонкая ирония, и не слишком очевидные аллюзии, но в то же время сюжеты, как правило, прозрачны, а язык в положительном ключе прост и лаконичен. Так что от нового романа я жду многого, особенно он интересен, потому что считается, будто магистральный жанр Матвеевой — рассказы.

  • Кирилл Рябов. Фашисты. — М.: Ноократия, 2021. — 190 с.

Кирилл Рябов для меня один из лучших современных русских писателей. Его творчество соответствует духу времени — это эклектика в плане атмосферы и модуса. Циничные персонажи в следующую минуту становятся сентиментальны, диалоги а ля братья Коэны соседствуют с гиперреализмом российской глубинки. Повести и романы Рябова — черные комедии, где маргинальные герои пытаются найти свет тогда, когда искать его выглядит неприлично. Сборник «Фашисты» многие хвалили, говоря, что он отличается от предыдущих вещей Рябова в лучшую сторону. Надеюсь, мне удастся приобрести его на стенде магазина «Все свободны», потому что само издательство «Ноократия» отказалось от участия в ярмарке.

 
Куратор рубрики «Опыты»
  • Квентин Тарантино. Однажды в Голливуде / пер. с англ. С. Карпова и А. Поляринова. — М.: Individuum, 2021. — 416 с. 

Ну признайтесь — вы ждали ее в этом списке. 

Что из Тарантино получится классный романист, было понятно уже давно: в России издавался, например, сценарий «Бесславных ублюдков» отдельной книгой и было заметно, как сильно тяготеет режиссер к литературной форме — очень много ярких описаний, подробно выстроенные мизансцены. 
Но «Однажды в Голливуде» — это еще и исследование соотношения власти и насилия в индустрии развлечений (нам покажут, например, как каскадер Клифф Бут убил свою жену и это сошло ему с рук), и роман о «Семье» Чарльза Мэнсона, деструктивной секте, которая обнажила настолько темные углы человеческой природы, что к теме обращаются многие современные писатели: Эмма Клайн в «Девочках», Кристен Рупеньян в одном из рассказов, документальная Helter Skelter Джентри Буглиози — все это только за последние пять лет.

  • Людмила Петрушевская. Черное пальто. Страшные случаи. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 244 с. 

Петрушевская славится своей способностью из деталей быта собирать кошмар — такие «Очумелые ручки» от мира ужасов, ну или русский Стивен Кинг: он ведь тоже берет самые типичные для Америки вещи и превращает их в хоррор. Помимо опубликованных рассказов, в сборник вошли два новых — «Алло» и «Старый автобус». Петрушевская продолжает работать с тайнами постсоветского человека и превращать их в страшные сказки на ночь — хороший способ чуть-чуть оградиться от реальных ужасов повседневных российских новостей.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Одной цепью. Современные семьи в рассказах и стихах российских авторов. — М.: Есть смысл, 2021. — 360 с.

Семья — это нечто очень понятное и вместе с тем сложное. Семья — что-то очень личное, при этом зафиксированное в законах и кодексах, нечто, окруженное массой стереотипов, но уникальное. В русской литературе достаточно изображений семьи, но современной — не так много. Заполнить эту лакуну попытается сборник «Одной цепью», в который вошли и тексты уже известных авторов и авторок, таких как Полина Барскова, Ксения Букша, Евгения Некрасова и Оксана Васякина, и тексты начинающих писателей.

  • Мэгги Нельсон. О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении / пер. с англ. И. Редькиной, М. Захарова. — М.: No Kidding Press, 2022. — 320 с. 

«Измученная жестокостью, я взялась за свободу», — пишет Мэгги Нельсон на первых страницах этой книги. «О свободе» — это сборник эссе, в котором тема освобождения раскрывается в четырех аспектах: искусство, секс, наркотики и климат. Нельсон — большая американская писательница и мыслительница, которая работает в жанре theory fiction, и если сильно упрощать, в своей последней на этот момент работе она ищет ответы на вопросы «свобода — это хорошо или плохо?» и «что такое свобода и каковы ее практики?».

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Эндрю Шон Грир. История одного супружества / пер. с англ. А. Савиных. — М.: Popcorn Books, 2022. — 224 c.

Эндрю Шон Грир — лауреат Пулитцеровской премии и один из самых интересных авторов своего поколения. Почему? Потому что он умеет соединять типично американскую манеру письма — быструю, лаконичную, немного штампованную — с собственным тонким видением мира. Иными словами, использует привычные средства для очень непривычной цели, показывая не победителей, а побежденных, не «достигаторов», а растерянных людей перед лицом эпохи. «История одного супружества» — работа гораздо более серьезная, хотя, к счастью, не лишенная фирменной иронии. Главная героиня Перли несет на своих плечах заботу о слабом сердце мужа и о сыне, который болен полиомиелитом. Однажды на пороге ее дома появляется незнакомец, который переворачивает жизнь всей семьи и заставляет Перли задуматься: а знает ли она на самом деле человека, с которым живет? И что там с ее собственной жизнью — принадлежит ли она ей самой? Похоже на завязку голливудской мелодрамы, согласна, но не торопитесь с выводами. Просто посмотрите, что сделает с этим материалом Грир.

  • Дарья Пласкунова, Юлия Прохоцкая. Чем пахнут книги. — М.: Альпина Дети, 2022. — 72 с.

Все мы идем на non/fiction в том числе и чтобы купить подарки, чего уж греха таить. Один такой беспроигрышный вариант я и посоветую: книгу о книгах для людей всех возрастов. Авторы собрали всю «первичную» информацию вокруг таинства чтения: как рождаются книги в типографии, из чего они состоят, как выбрать издание в магазине и правильно обращаться с ним, как ходить в библиотеку, слушать запах страниц или нарисовать экслибрис. Есть и совсем актуальное — например советы, как собрать свой первый книжный клуб или начать вести блог о прочитанном. А есть — историческое, краткий экскурс в историю книги как объекта культуры. Идея составить такой детский гид родилась у редактора Дарьи Пласкуновой и художницы Юлии Прохоцкой на ярмарке в Болонье, и буквально за полгода воплотилась в жизнь, то есть в форму невероятно красивой книги с красочными иллюстрациями.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Ким-Жандри Кымсук. Трава / пер. с корейского Е. Похолковой, Ро Чжи Юн, А. Крапивиной. — СПб.: Бумкнига, 2021. — 480 с.

География изданий «Бумкниги» продолжает расширяться — на этот раз благодаря корейскому комиксу, для которого в мире рисованных историй есть особый термин «манхва». Документально-графический роман художницы Ким-Жандри Кымсук посвящен теме сексуального рабства на оккупированных Японией территориях во время Второй мировой войны. Среди японских военных была распространена чудовищная практика: девочек-подростков в открытую похищали и отдавали на «станции утешения» — специальные бордели, организованные армией. Совмещая историческую хронику с графическим символизмом, Кымсук рассказывает о судьбе Ли Оксон — бывшей секс-рабыни и жертвы имперского режима, дожившей до наших дней.

  • Уоллес Вуд. Рассвет близок. И другие истории, нарисованные Уоллесом Вудом / пер. с англ. А. Волкова, К. Кутузова. — М.: Белое Яблоко, 2021. — 208 с.

Вуд — знаковая фигура для американской комикс-индустрии с начала 1950-ых до 1970-ых. Книжный иллюстратор, независимый издатель, но прежде всего — узнаваемый художник-деталист, выстраивающий композицию рисунка с кинематографической изощренностью. В сборник «Рассвет близок» вошли двадцать шесть комиксов, проиллюстрированных Вудом, — здесь и хоррор, и криминальное чтиво, и социальный триллер, вскрывающий темные настроения послевоенной Америки. Помимо напряженного визуального сторителлинга, это еще и любопытный поп-культурный артефакт. Например, сюжет «Джуди, ты сегодня сама не своя» был экранизирован в сериале «Байки из склепа», на котором выросли многие миллениалы. А несколько историй сделаны в соавторстве с Гарри Гаррисоном, работавшим художником комиксов до своей карьеры писателя-фантаста.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Р. А. Лафферти. Дни, полные любви и смерти. — СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2021. — 544 с.

Рафаэль Алоизус Лафферти уникальный рассказчик высочайшего класса, не похожий ни на кого другого: его прозу не без оснований сравнивают с произведениями Франсуа Рабле, Джонатана Свифта, Амоса Тутуолы, Борхеса и десятков других авторов, но все это не полные и не точные референсы. В силу этой уникальности на грани притчи, гротеска, абсурда и научной фантастики, его литературная карьера сложилась неважно. На родине, в США, Лафферти известен преимущественно как фантаст и «писатель для писателей»: последние его прижизненные издания, опбуликованные малыми тиражами, так и не были раскуплены. «Дни, полные любви и смерти», подборка the best of the best, — первый его авторский сборник на русском языке. Зато с бонусом — краткими прочувственными вступлениями к каждому рассказу от писателей, на которых так или иначе повлиял Р. Л. Лафферти: Нила Геймана, Джеффа Вандермеера, Роберта Сильверберга, Сэмюела Дилэни, Харлана Эллисона и многих других.

  • Владимир Березин. Необычайное. — СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2021. — 496 с.

Владимир Березин — и жнец, и чтец, и на дуде игрец. Автор «премиальной прозы» и романов для трешевых межавторских проектов «Вселенная Метро 2033» и «S.T.A.L.K.E.R.», биограф Виктора Шкловского и книжный журналист с четвертьвековым стажем. Но такой книги, как «Необычайное», у него еще не выходило. На этих страницах собрана большая часть критики и публицистики Березина, имеющей отношение к фантастике в широком понимании: эссе, статьи разных лет, журнальные колонки, кинорецензии, отзывы участника жюри премии «Новые горизонты» и т. д. Материалы часто полемичные, спорные, всегда остроумные, с неким парадоксальным вывертом. Однако прежде всего это отличная проза, «замечательно точные при всей их метафоричности тексты», как сказал о сборнике писатель Леонид Юзефович.

 
Екатерина Агеева
Обозреватель «Прочтения»
  • Лев Рубинштейн. Время политики: эссе. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. — 432 с.

Льва Рубинштейна в текстах отличает афористичность, ироничное отношение к миру и удивительная наблюдательность. К счастью для читателя, всё это распространяется не только на поэзию, но и на прозу. Эссе — один из самых непредсказуемых жанров, так что даже в разговорах на политические темы, где, казалось бы, давно всё сказано, сложно предугадать, куда в итоге вывернет автор. Время политики — это вообще любое время, так что я уверена: у Рубинштейна можно будет найти массу остроумных замечаний о жизни и в историческом разрезе, и про пресловутое «здесь и сейчас». Идти за книгой стоит всем, кто неравнодушен к происходящему в стране и кому при этом поднадоела унылая кухонно-диванная риторика. Наконец, приятно читать автора, который своим примером показывает, что сходство между разными поколениями иногда сильнее, чем мы думаем.

  • Время вышло. Современная русская антиутопия. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 280 с.

Мир антиутопии максимально близок современной реальности. Расскажите себе из прошлого, что нынешний вы никто не без бумажки, но без qr-кода, и что шопинг теперь почти всегда включает покупку новой маски, — вас примут за сумасшедшего, но при этом испугаются. Впрочем, даже сейчас у нашего будущего возможны самые немыслимые сценарии. Именно о них рассуждают тринадцать совершенно разных российских писателей в сборнике «Время вышло». Рубанов, Сальников, Букша — одно только упоминание этих фамилий в одном ряду побуждает меня купить книгу. Ну и потом, жанр рассказа сам по себе при всей кажущейся легкости весьма обманчив, так что интересно, справятся ли прозаики, многие из которых известны как раз крупными формами, с этой ловушкой.

 
Вика Козлова
Обозреватель «Прочтения»
  • Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности. — Москва: Individuum, 2021. — 284 с. 

На non/fiction, как всегда, возьму с собой сумку-авоську и обещание не покупать ничего вне заранее составленного списка (обещание, конечно, нарушу). 

В первую очередь планирую купить книгу «Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности» — как редактора, меня очень волнует то, как быстро и удивительно меняется язык, реагируя на перемены в мире. Слова типа «абьюз» или «краш» выглядят чужеродно, но когда-то так же в языке смотрелись и «депрессия», и даже «любовь». Этот разговорник составил коллектив авторов с прекрасной Полиной Аронсон во главе.

  • Леонид Парфёнов. «Намедни. Наша эра. 2011–2015» — М.: Corpus, 2021. — 192 с.

А еще в списке покупок — новый том «Намедни» Леонида Парфенова. Не читала книги проекта раньше, но очень интересно как Парфенов описывает 2011–2015 годы. Там про #крымнаш, моду на ЗОЖ, оскорбление чувств верующих, Олимпиаду, Болотную площадь и Оксимирона.

 
Писатель
  • Тони Моррисон. Песнь Соломона / пер. с англ. Е. Коротковой. — М.: Эксмо, 2022. — 416 с.

Классический американский роман о том, как поиски материальных ценностей оборачиваются принятием собственной ценности и идентичности в меняющемся мире, был назван The Guardian одним из ста лучших романов, написанных на английском языке. На русском он был впервые опубликован в 1982 году в переводе Екатерины Коротковой и с тех пор не переиздавался. В конце ноября «Песнь Соломона» (в том самом переводе Коротковой) выходит в Inspiria и, на мой взгляд, станет достойным пополнением библиотеки.

  • Олег Ивик. Вокруг того света. История и география загробного мира. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 408 с.

Ольга Колобова и Валерий Иванов, пишущие под псевдонимом Олег Ивик и много лет принимавшие участие в работе археологических экспедиций, составили своего рода путеводитель по загробному миру Земли, не забывая о его культуре, политике, географии, флоре и фауне. Увлекательно и с долей иронии, они рассказывают об истории мира мертвых: от древнеегипетского Дуата до исламских семи небес и «научно-исследовательских» работ лютеранского ученого Эмануэля Сведенборга, который подрабатывал разговорами с усопшими.

 

Фото на обложке: Jorge Royan

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Non/fictionАлла ГорбуноваКвентин ТарантиноЛинор ГораликЛюдмила ПетрушевскаяТимур ВалитовЭндрю Шон ГрирКирилл РябовМэгги НельсонТове Дитлевсен
Подборки:
0
0
13874
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Созданный Надашем мир не абсурден, как, например, у Кафки, не лишен своеобразного юмора, даже надежда в нем не до конца вылиняла. Созданный Надашем мир удушлив, и приступ удушья переживает почти каждый герой его текстов.
«Лингвисты, пришедшие с холода» — книга о людях, которые стояли у истоков структурализма. Повествование выстроено как доверительная беседа, как разговор между единомышленниками. Мария Бурас — писатель, лингвист, переводчик, автор  книги «Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников» — преодолевает время, приглашая читателей присесть рядом с Вячеславом Ивановым, Владимиром Успенским, Игорем Мельчуком. Так происходит погружение в пространство научных конференций, лингвистических споров и филологических открытий.
Планируя литературный фестиваль и уже предвкушая праздник, рассказываем историю «Прочтения» и делимся воспоминаниями тех, кто когда-то был частью проекта. В новом материале мы собрали факты о третьем периоде существования журнала — который продолжается и сегодня!
Буллинг остается одной из наиболее острых проблем взросления в России: по статистике, 42% детей когда-либо в своей жизни становились жертвами буллинга, еще больше – наблюдали или участвовали в буллинге. Мы попросили издателей рассказать о «Тетради в клеточку» Микиты Франко, «Горьком шоколаде» Мириам Пресслер, «Королевишнах» Клементины Бове, «На волоске» Лизы Сивен, «Я выбираю Элис» Сьюзен Джуби и других новинках в жанре янг-эдалт и о том, как книги помогают бороться с социальными проблемами. 
Мы запускаем авторскую рубрику, посвященную обзору новых книг! Раз в месяц писательница Вера Богданова будет рассказывать, на какие новинки книжного рынка России и США стоит обратить внимание. Триллер от Хиллари Клинтон, история охоты на ведьм в послевоенной Германии, утешительный нон-фикшен от Стивена Пинкера о том, что жить становится лучше и веселее, и многое другое — в первом выпуске.