План максимум:

В стране объявили внеплановые десятидневные выходные, а любой мало-мальски длинный отдых для книголюба — это, конечно же, повод прочитать новые книги (и, желательно, побольше). Редакция и авторы «Прочтения» решили поделиться своими планами на грядущие майские. Здесь и блокадные записки Лидии Гинзбург — как нельзя более уместное чтение в преддверии Дня Победы, и своеобразный гид по петербургским некрополям, и семейная сага о таинственном маяке, и даже объемная аудиокнига, чтобы у вас точно был выбор. Ну или не было никакого, потому что захочется осилить все и сразу и, возможно, не только на праздниках.

 
Главный редактор «Прочтения»

Новый роман Антона Секисова — о московском литераторе, переехавшем в Петербург, и неожиданно обнаружившем в «Википедии» фотографию своей могилы. Текст многослойный — тут и поиски таинственной могилы по Петербургским кладбищам, и автобиографические зарисовки о писательской среде в духе начала XX века. Тонкий юмор и отсылки к произведениям Серебряного века — то, что непременно должно мне понравиться, а лишние выходные — чем не повод прогуляться по городским кладбищам (даром, что в Петербурге это распространенная практика), нанести в том числе визиты любимым авторам прошлого.

 
Алина Карпова
Редактор «Прочтения»

Благодаря аннотации к книге Николая Болошнева заранее известно, что она рассчитана на любителей антиутопий, а также на всех, кто хочет представить в деталях, что скрывается за тотальным контролем правительства. Увидев, что в прологе стоит эпиграф из сатирической пьесы Маяковского «Баня», от книги начинаешь ждать чего-то схожего — абсурда государственной системы, которая постепенно сходит с рельс. Болошнев имеет опыт работы в госорганах, а соответственно материал и образы романа не навеяны фантазией автора, а имеют под собой прочную основу, например, как в «Немцах» Терехова. На фоне всех апрельских событий тема этой книги звучит особенно актуально.

 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»
  • Шарль Левински. Кастелау / пер. с нем. М. Рудницкого. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. — 424 с.

Я готовила отрывок из этой книги для публикации на нашем сайте. Я редактировала рецензию Николая Родосского на эту книгу для публикации на нашем сайте. И я точно хочу ее прочитать для публикации на нашем сайте. Подготовка материала для «Географии» ясно дала понять, что из всех мировых литератур интереснее всего мне именно немецкая. Тем более, если она издана в «Издательстве Ивана Лимбаха». К сожалению, чтение «Кастелау» приходилось все откладывать и откладывать, но вот они — майские праздники! Когда с чистой совестью можно окунуться в абсурдный и занимательный мир, созданный Шарлем Левински. Что самое интересное — знакомство с историей про съемки патриотического фильма в поддержку Гитлера, которые проходили перед самым поражением фюрера, выпадает как раз на День Победы. Совпадение ли это или роман-коллаж просто терпеливо дожидался своего часа?

 
Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»
  • Кармен Мария Мачадо. Дом иллюзий / пер. с англ. Л. Сумм. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 320 с.

«Терапевтический поворот» открыл нам, что любовь в стиле советских фильмов «Девчата» и «Москва слезам не верит» — это не романтично, а как минимум сомнительно (как максимум — ужасно), но на этом открытия не заканчиваются. На очереди — опыт, который, несмотря на свою многовековую историю, только сейчас начинает в полной мере проявляться в общекультурной повестке, — квир-опыт. Именно о квир-опыте говорит Кармен Мария Мачадо в «Доме иллюзий» — романе, в котором через топосы и архетипы мировой культуры (в том числе массовой) осмысляются травматические отношения между женщинами.

 
Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»
  • Антонио Муньос Молина. Зима в Лиссабоне / пер. с исп. А. Горбовой. — СПб.: Polyandria NoAge, 2021. — 287 с.

Несмотря на то, что название романа предлагает с разбега нырнуть в сугроб, а потом, уже дома, вооружиться горячим чаем и томно смотреть в окно, читать (а точнее — дочитывать) «Зиму» я собираюсь сейчас. Автор, Антонио Муньос Молина, написал когда-то, что на его становление повлияли Сервантес, Толстой, Борхес, — и это заметно. Немного джаза, щепотка детективной интриги, горсть любви — самое то, чтобы в разгар весны вспомнить особенно долгий, но хороший зимний вечер и ненадолго вернуться в это состояние: когда за окном бушует метель, но не трогает тебя — всего лишь наблюдательницу.

 
Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»
  • София Синицкая. Безноженька. — СПб: Лимбус Пресс; ООО «Издательство К. Тублина», 2021. — 237 с.

Чтение книг петербургской писательницы Софии Синицкой — это всегда погружение в невероятную фантасмагорию, где не просто сталкиваются часто противоположные миры, но кипит невероятный коктейль из будто бы театральных персонажей, абсурдных ситуаций и чудных диалогов, приправленный немалой долей юмора. В «Безноженьке», в отличие от большинства предыдущих ретроспективных повестей Синицкой, мы встретимся с героями вполне себе современными, живущими в двух мирах — Сети и реале. Так и хочется выяснить, какой из них двух чудесатее! Что-то подсказывает, что настоящая жизнь по яркости, праздничности и невозможности ни на каплю не будет уступать виртуальной игре.

 
Галина Рулева
Корреспондент «Прочтения»
  • Брайан Бойд. По следам Набокова: Избранные эссе / пер. с англ. Г. Креймера. — СПб.: Симпозиум, 2020. — 616 с.

Мне всегда было интересно заглянуть в «лабораторию» писателя — особенно такого многогранного, как Владимир Набоков. Один из самых верных способов это сделать — прочитать работу исследователя, историка и теоретика литературы, который большую часть своей жизни посвятил изучению творчества этого автора. Новозеландский литературовед Брайан Бойд последовательно раскрывает связь фактов из биографии Набокова с сюжетом и метафизическими изысканиями в его произведениях. Сохранять объективность, перебирая воспоминания и выстраивая ассоциативные ряды, нелегко — потому чтение обещает быть действительно увлекательным.

 
Артем Роганов
Куратор рубрики «Опыты»
  • Ален де Бенуа. Как можно быть язычником / пер. с фр. С. Петрова. — М. : Русская правда. 2004. — 240 с.

В длинные выходные хочется отвлечься от современной художественной литературы и от художественной литературы в целом. Эту книгу я буду дочитывать. Столкнуться с ней мне пришлось случайно в конце прошлого года, и она стала для меня открытием — первым системно оформленным позитивным, но осмысленным метафизически, не запачканным фантасмагорическим «родноверием» и примитивным природопоклонством взглядом на язычество. Ален де Бенуа критикует монотеизм, противопоставляет его языческому восприятию мира, описывает язычество и христианство как два разных способа познания, две психологии, на деле во многом определившие и эпоху модерна, и современные глобальные проблемы.

 
Куратор рубрики «Опыты»
  • Ребекка Куанг. Пылающий бог / пер. с англ. Н. Рокачевской. — М.: Эксмо: fanzon, 2021 — 640 с.

На сайте издателя «Пылающего бога» — заключительную книгу трилогии «Опиумная война» молодой писательницы и историка Ребекки Куанг — обозначили «романтическим фэнтези». Кажется, нельзя промахнуться еще больше: фэнтези, в котором древнекитайские мотивы смешиваются с отсылками к бомбардировке Хиросимы, Нанкинской резне и другим событиям Второй мировой, никак нельзя назвать романтической сказкой. Скорее уж — историей о власти: как однажды обретенные сила и связь с божественным помощником могут стать не спасением для народа, а обернуться произволом, если окажутся в руках одного человека, даже если этот человек — талантливая и храбрая воительница Рин. Можно, конечно, назвать «Опиумную войну» ответом западной саге о Скайуокерах, но скорее это — история о ранах прошлого, которые не залечить нанесением новых ран тому, кто их причинил.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Кордвайнер Смит. Инструментарий человечества / пер. с англ. К. Егоровой, А. Комаринец, Т. Перцевой. — М: АСТ, 2021. — 672 с.

Кордвайнер Смит — одна из самых колоритных фигур в истории американской фантастики XX века. Полиглот, профессиональный психолог, дипломат и разведчик, синолог, пацифист, один из первых теоретиков «психологической войны», профессор Гарварда и Университета Джона Хопкинса, свои энциклопедические знания он свободно использовал в научно-фантастическом цикле «Инструментарий человечества». Часть повестей и рассказов, вошедших в этот омнибус, неоднократно издавалась в России (а некоторые еще в СССР), но под одной обложкой в таком составе они публикуются впервые. Интересно посмотреть, как справилась с игрой слов на нескольких языках, многочисленными культурными аллюзиями и раскавыченными цитатами, щедро рассыпанными по тексту, переводчица Ксения Егорова. 

 
Николай Родосский
Обозреватель «Прочтения»
  • Георгий Чернавин. Философия тролля: Феномен платных ботов. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — 368 с.

Тролли — один из тех почти незаметных стежков, на которых держится наша политическая и информационная культура. В середине XVII века Декарт задавался вопросом — где гарантия, что под шляпами и плащами, которые он видит из окна, не скрываются автоматы, только притворяющиеся людьми? Сегодня эти сомнения подстерегают нас всякий раз, когда мы листаем новостную ленту. Кроме философского анализа феномена и оригинальной авторской гипотезы, объясняющей идеологию троллей, Чернавин предлагает подборку интервью с сотрудниками «фабрики», а также отзывы на свой текст от именитых коллег-философов. 

 
Обозреватель «Прочтения»

Для ценителей прозы Рябова каждая его книга — повод для радости. Зная, как Рябов пишет, приходится помнить, что удовольствие будет кратким. Зато послевкусие — длительным: заряда хватит на пару-тройку споров, а при желании — и на драку. Новая книга Рябова «777» начинается со слов «Папаша хотел, чтобы я работал забойщиком на местной скотобойне». «Вот закончишь ПТУ, я тебя сразу и пристрою», — продолжает отец главного героя, не догадываясь, что скоро его сыну выпадет баснословный куш в банкомате. Но даже столь удачное событие (в отличие от неудач, преследовавших персонажей в «Псе» и «Никто не вернется») не сможет удержать действующих лиц от попадания в ту поразительную хтонь, в которую их обычно и отправляет автор. На этот раз завязка парадоксальна, но тем еще более интригующа.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Тове Дитлевсен. Зависимость. — М.: No Kidding Press, 2021. — 192 с.

На праздниках хочу, наконец, осилить Копенгагенскую трилогию Тове Дитлевсен. Это такой женский вариант Горького или Толстого: «Детство», «Юность», а вместо «Университетов» — «Зависимость» от мужа и домашней работы, а позже — от наркотиков и алкоголя. И, конечно, книги Тове сильно уступают классикам в объеме. Это ранний образец автофикшена, история девочки из рабочей семьи на фоне Дании начала прошлого века. От детских надежд на счастье ее героиня движется к разочарованию в жизни и браке, к неуверенности в своем призвании и даже к депрессии. Современники не очень-то признавали талант Тове, ее тексты казались им слишком исповедальными и сентиментальными. Для меня же искренность — стопроцентное достоинство текста, и начну я, пожалуй, с последней книги — той самой «Зависимости», которая в апреле вышла в издательстве No Kidding Press.

 
Мария Закрученко
Обозреватель «Прочтения»
  • Джонатан Литтелл. Благоволительницы. Чтец: Иван Литвинов. — Storyside, 2021. — 45 часов 3 минуты.

Долгие выходные — повод для большой книги! Теперь, когда в аудио появилась одно из самых значимых произведений XX века — «Благоволительницы» Джонатана Литтелла, — можно заняться ликвидацией пробела в своем читательском образовании. Целых сорок пять часов Иван Литвинов читает историю о «банальности зла» и превращении посредственного человека в монстра. Книга мрачная и жестокая, как и вся Вторая Мировая война. В каком-то смысле символично познакомиться с «Благоволительницами» как раз в годовщину Победы. Точно не возникнет желания отвлечься на шашлычок. А по длительности книги точно хватит на все праздники!

 
Арсений Гончуков
Писатель, поэт, режиссер
  • Лидия Гинзбург. Проходящие характеры: Проза военных лет. Записки блокадного человека. — М.: Новое издательство, 2011. — 597 с.

Убежден, такой писатель как Лидия Яковлевна Гинзбург и ее книга «Записки блокадного человека» обязательны к изучению. Тем более наследие Гинзбург невелико, фрагментарно, с трудом поддается структурированию. Голос ее необычен, ее слово не только драматично на особой невиданной глубине, это редкая философская проза, уникальная проницательностью к людям своей эпохи. Так не писал на русском никто. Это первое научное издание текстов Гинзбург, где есть вещи, опубликованные впервые за семьдесят лет. Читать их подчас тяжело и больно, но необходимо детям XX века.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Гвидо Згардоли. Остров Немого / пер. с ит. А. Строкиной. — М.: КомпасГид, 2020. — 320 с.

Семейная сага, в которой жизнь поколений норвежской семьи закручена воронкой, как стая птиц вокруг маяка на пустынном острове. Автор — эмоциональный итальянец, но он не побоялся поселить своих героев в суровую северную Норвегию и тщательно описать норвежский быт, медленное и тягучее течение северных дней, волны мировой истории, набегающие на одинокий маяк. Жизнь людей, родившихся на острове, подчинена противоречивым стремлениям: одним хочется покинуть маяк, уехать в большой мир, другим — вернуться в точку отсчета, где время, кажется, остановилось, и только могилы напоминают о тех, кто здесь когда-то жил. За столетия в Норвегии будут меняться политический строй, вкусы, мода, технические достижения полностью изменят быт и людей, а на маяке все так же лежит в игрушечной колыбели кукла с печальным лицом, да ветер кружит по щелям между камнями в поисках легендарного сокровища жившего здесь пирата.

 
Надежда Александриди
Обозреватель «Прочтения»
  • Сакагути Анго, Ода Сакуноскэ, Дадзай Осаму. Гудбай. — СПб.: Icebook, 2021 — 336 с.

В праздники в Москве цветет сакура, идеальное время для погружения в мир японского декаданса. Рассказ «Гудбай», давший название сборнику, оставил на столе Осаму Дадзай перед тем как совершить двойное самоубийство вместе со своей любовницей, другие рассказы написаны не менее яркими и противоречивыми личностями из литературного объединения «Бурайха» («декадентская школа»). Осаму Дадзай — один из моих любимых авторов, так мог бы писать Достоевский, если бы он родился японцем, курил опиум и пережил Вторую мировую войну, от текстов Сакагути Анго и Оды Сакуноскэ я жду не менее сильных впечатлений: блеск и нищета японского «потерянного поколения», прозрения, бездны, экзистенциальные кризисы, сто сортов отчаяния по дороге к Фудзи.

 
Вика Козлова
Обозреватель «Прочтения»
  • Уильям Дерезевиц. Экономика творчества в ХХI веке. Как писателям, художникам, музыкантам и другим творцам зарабатывать на жизнь в век цифровых технологий / пер. с англ. Д. Ивановской. — М.: Лайвбук, 2021. — 672 с.

Меня, как представителя творческой профессии, конечно волнуют взаимоотношения искусства и денег — кажется, установка «художник должен быть голодным» не только окончательно устарела, но даже стала вредной. Американский писатель и эссеист Уильям Дерезевиц поговорил с разными писателями, художниками, артистами, режиссерами и музыкантами и написал злободневную книгу о том, как они себя идентифицируют, чем занимаются, как продвигают свои работы и удается ли им зарабатывать творчеством в эпоху цифровых технологий. Особые надежды возлагаю на главу «Что делать?» — рассчитываю, что Дерезевиц и его собеседники предложат несколько рабочих формул.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Тана Френч. Сходство / пер. с англ. М. Извековой. — М.: Фантом Пресс, 2021 — 512 с.

Если и есть время для gulity pleasure, то это точно майские праздники. И Тана Френч — безусловно, писательница, с которой всегда особенно приятно провести два дня, наблюдая за детективными интригами. «Сходство» входит в «дублинскую» серию романов, посвященных работе Дублинского отдела убийств. В этот раз в центре внимания почти петербургский сюжет — двойничество. Бывшая следовательница обнаруживает, что убитая на месте преступления точь-в-точь напоминает ее саму. Роман уже издавался в 2010 году под названием «Мертвые возвращаются», в этот раз издательство обещает новый перевод. 

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Елена ВасильеваПолина БояркинаАртем РогановСергей ЛебеденкоЮлия КоровкинаАлина КарповаАнна ЖуравлёваОльга МигутинаАрина ЕрешкоГалина Рулева
Подборки:
0
0
10366
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Для Зорина, специалиста по русской литературе конца XVIII — начала XIX века, обращение к биографии Льва Толстого стало заходом на новую территорию. Первым делом он отринул многострадальные противоречия как основу личности Льва Толстого и отказался от привычного для советской биографической традиции разделения жизни и творчества.
Анна Козлова на прошлой неделе стала лауреатом премии «Национальный бестселлер». Ее книгу «F20» в новостях окрестили «романом о шизофрении», проигнорировав определения «роман о подростках» и «роман о мире, в котором мы живем».
«Быстро открыл! Бегом, лошара! Бегом я сказала!» – так или примерно так кричит интеллигентного вида блондинка в очках с переднего пассажирского сидения черного Мерседеса S‐класса. Охранник суетится. По инструкции, прежде чем открывать шлагбаум, он должен сверить номера со списком приглашенных. Но ведь и глаза у него есть. Он видит, что автомобиль непростой. Черный новый Мерседес значит – государева служба. Но почему тогда не чиновного вида господин на заднем сидении, а блондинка с айпадом на переднем?
Рейтинг «Пурпурного легиона» c 29 июня по 5 июля 2009 года