Книжная полка non-fictioN весна:

Завтра в московском Гостином дворе стартует Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictioN весна. По традиции мы — редакция и авторы «Прочтения» — подготовили список новинок, за которыми хотели бы туда отправиться. Всего в подборке 32 пункта — от романов в духе Донны Тартт и в эстетике dark academy до комикса, в котором библиотекари правят миром, от руководства по воспитанию собак до сборника статей, лекций и эссе по истории русской словесности, от псевдобиографии Лимонова до культовых книг японской и латиноамериканской литературы. 

Но, кроме книг, которые мы купим, есть книги, которые мы в этом году на ярмарке купить не сможем: их наличие на стендах и участие их авторов в основной программе не были согласованы. Чтобы поддержать издательства PopcornBooks и Individuum и их авторов, можно заказать их книги в магазине «Киоск» или напрямую на сайте (перейдя по ссылкам в назании). Также 6 апреля в рамках параллельной программы «Редакции Елены Шубиной» состоится презентация сборника Евгении Некрасовой, а 8 апреля в пространстве «Поляндрия. Letters» будет представлен роман Ильи Мамаева-Найлза «Год порно».

 

Полина Бояркина, главный редактор «Прочтения»

«Пути сообщения» — третий роман пистельницы и поэтессы Ксении Буржской. В нем для разговора о современности она отправляется сразу в прошлое и в будущее: «историческая утопия молодого советского государства» соседствует с «жесткой антиутопией будущего». В книге две героини: Нина из XX века — жена высокопоставленного чиновника — и Нина из века XXI-го — искусственный интеллект, который, как и Клара у Исигуро, оказывается человечнее своих создателей. Обе они готовы пойти наперекор закону и собственному предназначению, чтобы спасти другого — и кажется, тема жертвенности становится одной из ключевых в нынешних текстах.

  • Од Пико. Высокие стандарты. — СПб.: Бумкнига, 2023. — 180 с.

Захотела эту книгу сразу, как узнала, о чем она. К женщинам во всем мире предъявляют очень высокие требования (взять хотя бы знаменитый ролик «Будь леди»): быть красивыми, умными, одинаково успешными и в семейной жизни, и на работе. «Высокие стандарты» Од Пико выросли из ее многолетнего исследования отошений в паре и материнства. Главной героине Клэр тридцать два года (как и мне), и она одинока (как и я). Решив, что из-за высоких стандартов она рискует остаться одна, Клэр старается приглядеться к новому знакомому Франку. Но хороший ли фундамент для отношений — отчаяние? Это честный, полный остроумия и участия графический роман о давлении социальных и гендерных норм, с которым сталкивается каждая современная женщина.

 

Ольга Мигутина, редактор «Прочтения»

  • Дмитрий Данилов. Как умирают машинисты метро: Стихотворения 2015–2022 годов. — М.: ИД «Городец», 2023. — 176 с. 

Помнится, в школе 
Учили, внушали 
Пионер
Ты за все в ответе 
А уж тем более 
Комсомолец
И в хорошей, светлой песне 
Были такие слова 
Страшноватые
А сегодня что для завтра 
Сделал ты

Дмитрий Данилов, автор абсурдистской драмеди «Человек из Подольска» и антиутопии «Саша, привет!», работает во всех трех литературных родах — в издательстве «Городец» вышел его стихотворный сборник. Аннотация гласит, что «поэзия Данилова — первооснова его творческого метода», но, на мой взгляд, справедливо и обратное: его поэзия испытывает влияние других литературных форм. Поэтому книгу «Как умирают машинисты метро» можно читать как роман и даже как пьесу: в ней почти нет рифмы, но есть сквозной сюжет и внутренняя драматургия. Один текст перетекает в другой, наращивая сценическое напряжение — и трансформационное событие преодолевает границы текста, совершаясь не на страницах сборника, но в сознании читателя.

«Иногда я спрашиваю у себя, почему для письма мне нужна фигура извне: мать, отец, Светлана. Почему я не могу написать о себе? Потому что я — это основа отражающей поверхности зеркала».

У Сьюзен Зонтаг есть серия эссе, объединенных заглавием «Болезнь как метафора», — о культурном восприятии рака, СПИДа и туберкулеза. Автофикшен-трилогия Оксаны Васякиной воспроизводит ту же структуру: первый роман «Рана» был о смерти матери писательницы от рака, второй, «Степь», — о смерти отца от СПИДа, и вот вышел последний, третий, — о смерти тети Светланы от туберкулеза. Как и в двух предыдущих книгах, через фигуру другого — в этот раз почти невесомой, исчезающей женщины с большими карими глазами — и образы памяти о нем героиня исследует природу собственного письма, отвечающего зову внутренней тьмы, которая принадлежит мертвым.

 

Арина Ерешко, редактор «Прочтения»

Проза Марго Гритт удивительно точно цепляет и вытягивает на свет страхи и переживания, которые есть, кажется, в каждом человеке. Во мне так уж точно. Страх изменений, боязнь, что как прежде уже не будет, переживания, которые вызывают новые люди и все то, что они приносят с собой, и хорошее, и плохое, и просто непонятное — во вроде устаканившейся жизни. Кажется, «Вторжение» — это книга о последствиях и о том, что иногда не так уж и важно, какие они, эти последствия. Важно, что они есть, — и с этим надо работать. А чудящийся флер weird fiction и магреализма, возможно, сделает принятие этой мысли интереснее.

  • М. Л. Рио. Словно мы злодеи / пер. с англ. Е. Ракитина. — М.: Эвербук/Дом историй, 2023. — 528 с.

Шекспир, студенты, кровь-любовь-морковь — продано, дайте два. Издательская аннотация обещает мне дивную смесь текстов Тартт и Стоппарда с его несчастными Розенкранцами и Гильдестернами и «Эйфории» или любого другого кинопродукта о школьниках, которые ставят пьесу, не подозревая, что «играют жизнь». Впрочем, эти герои как раз таки наверняка подозревают — и будет интересно посмотреть, как они планируют разбираться со своими проблемами, перемежая прозу жизни вставками из Шекспира.

 

Юлия Коровкина, редактор «Прочтения»

В этой книге есть Город, есть война, а еще есть маленькие дети — пациенты и воспитанники санатория, эвакуированные на другой берег реки. Каждый день дети слышат звуки салютов по ту сторону — или взрывы? У них нет возможности узнать наверняка, они отрезаны от того мира. В этой изоляции тоже как будто бы идет война: напуганные и одинокие воспитанники и воспитатели ступают на тропу насилия и жестокости. Кажется, важная мысль тут такая: война — это плохо всегда, ради любых идей и ценностей, потому что жертв в любой войне гораздо больше, чем победителей. 

  • Том Голд. Месть библиотекарей. — СПб.: Бумкнига, 2023. — 180 с.

Одно из самых эффективных лекарств в борьбе с безумием и абсурдом происходящего сегодня — это смех. Поэтому комикс британца Тома Голда — одна из самых ожидаемых мною книг на ярмарке. Я уже вижу, как она разлетится на мемы и цитаты! В ней собраны лучшие шутки из мира литературы, а еще размышления о том, что случилось бы, если бы миром правили библиотекари. Кажется, он точно был бы веселее.

 

Елена Груздева, редактор «Прочтения»

Недавно я была в Эрмитаже на экскурсии, которую провела для нашей небольшой группы искусствовед. После окончания увлекательного маршрута мне захотелось лучше разбираться в искусстве, и я присмотрелась к книгам издательства Ad Marginem которые будут представлены на ярмарке.

  • Ричард Осборн, Дэн Стёржис. Теория искусства. Краткий путеводитель / пер. с англ. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 192 с.

Книга Ричарда Осборна и Дэна Стёржиса «Теория искусства. Краткий путеводитель» — результат коллаборации образовательного проекта Masters и издательства Ad Marginem и первая книга капсульной коллекции об искусстве, которую планируют выпустить весной и летом 2023 года. Соблюдая хронологию событий от палеолита до постмодернизма, авторы рассказывают о ключевых вопросах искусства, значение которых менялось в зависимости от эпохи, и показывают, как с ходом времени трансформировался смысл таких понятий, как «красота», «истина» и «форма». А цитаты искусствоведов, художников и философов объясняют аспекты различных теорий искусства и помогают читателю составить более полное представление о развитии искусства минувших тысячелетий.

  • Калум Сторри. Музей вне себя. Путешествие из Лувра в Лас-Вегас / пер. с англ. — Ад Маргинем Пресс, 2023. — 344 с.

Эта книга родилась из разговоров Клума Сторри с коллегами на тему доступности музеев и их коллекций. Через искусство он погружается в отношения между музеем и городом. Совершая путешествие по Парижу, Лондону, Лос-Анджелесу и Лас-Вегасу, автор посещает выставки, изучает архитектуру, анализирует творчество Дюшана, Лисицкого, Соуна, Скарпа и многих других. «Музей вне себя» — это увлекательные истории и познавательные факты о мировых музеях, выставках, необычных проектах, которые составляют концепцию выставочного пространства как продолжения улицы и позволяют размывать границы между городами и музеями.

 

Елена Чернышева, обозреватель «Прочтения»

  • Викрам Паралкар. Пороки и наваждения / пер. с английского Л. Полещук. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 256 с.

Первый роман Паралкара «Ночной театр», выпущенный также МИФом пару лет назад, был проглочен мной за один пандемийный день (помните, были же времена?). Так что к стенду издательства и к сборнику полувыдуманных болезней от индийского писателя с медицинским и фронтовым бэкграундом я подойду с немалым кредитом доверия в рюкзачке. Может быть, он наконец объяснит мне, почему меланхолия заразна, как на самом деле работает память и с какими еще людскими пороками предстоит разобраться медицине?

  • Роман Михайлов. Праздники. — М.: Individuum, 2023. — 240 с.

Похоже, одиннадцать рассказов, вошедших в сборник «Праздники» Романа Михайлова идеально лягут по одному на каждый день длинных майских выходных и безвременье между ними. Аннотация обещает, что каждый «праздник» в исполнении автора (как и каждый майский день в так называемой реальной жизни) может превратиться и в фильм, и в рыбу, и в сон, что заранее будоражит воображение, а вложенная карта «местности» — что все читатели обязательно найдут дорогу домой. Хочется немедленно проверить, насколько захочется возвращаться.

 

Кирилл Ямщиков, обозреватель «Прочтения»

«До февраля» — пример нового для русской литературы типа письма. Попытка говорить о «здесь и сейчас» (что ясно уже из названия), невозможная напрямую и осуществляемая посредством двухфакторной аутентификации. Эзопов саспенс, жанровый шифр, сплошная транскрипция, в которую замурованы боль и отчаяние. У нас на глазах рождается абсолютно иная литература — «До февраля» Идиатуллина позволяет предположить, какой она станет весьма скоро (или не станет никогда). 

  • Александр Тимофеевский, Татьяна Толстая. Истребление персиян. — М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 432 с. 

Книга-воспоминание, книга-реквием, исполненная великой нежности. Редкая теперь возможность отвлечься, выдохнуть, подслушав беседу двух выдающихся друзей, оборачивается чем-то большим — экскурсией в отсутствующее время стиля, в далекие контексты жизни. Тем удивительнее, как сильно резонируют «потоки сознания» Толстой и Тимофеевского с тем, что происходит сейчас, — тем очевиднее, почему эта книга не могла выйти раньше. 

  • Василий Авченко. Красное небо. — М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 512 с. 

Повествующая о частных судьбах времен «непокоя», прослеживающая маршруты тайного родства — что антропологического, что философского, — книга Авченко в первую очередь поражает стилем, авторской зачарованностью материалом. Неважно, о чем конкретно вы здесь прочитаете — свежесть и легкость, с которыми Авченко препарирует историческую матрицу, неминуемо обнадеживает и воодушевляет.

 

Юля Измайлова, обозреватель «Прочтения»

  • Георги Господинов. Времеубежище / пер. с болг. Н. Нанкиновой. — СПб: Polyandria NoAge, 2023. — 285 с.

Амбициозный мистификатор Гаустин открывает клинику, где пожилых пациентов с болезнью Альцгеймера лечат с помощью прошлого. Применяемый метод представляется поистине революционным: каждый этаж здания стилизован под то или иное десятилетие ХХ века, что позволяет воскрешать в памяти минувшие времена. Число желающих попасть в это лечебное заведение стремительно увеличивается — среди них и вполне здоровые люди, которые просто хотят спрятаться от неопределенности настоящего. События принимают опасный оборот, когда целые страны решают повернуть время вспять и переписать историю. Включенный в лонг-лист Международной Букеровской премии (2023), роман Господинова, хоть и был написан в 2020-м, в наши дни читается как предупреждение о грозящей катастрофе. Если постоянно цепляться за прошлое, в котором ты не жил вовсе, будущее окажется под угрозой. 

 

  • Ито Огава. Кацтовары Цубаки / пер. с яп. Д. Коваленина. — СПб: Polyandria NoAge, 2023. — 288 c.

Давно ли вы писали письма от руки? Вкладывали их в конверт, а затем шли на почту, чтобы отправить кому-то близкому? Главная героиня романа двадцатипятилетняя Хатоко — мастерица юхицу, каллиграф. Она составляет за других людей идеальные послания самого разного характера, в различных стилях и по любому случаю: поздравления с радостным событием, соболезнования в связи с кончиной любимой обезьянки, признания в любви и даже письма с того света. В таком важном деле каждая деталь — от выбора бумаги и чернил до почерка и правильной марки — имеет значение. Отличный повод отвлечься от высоких технологий и сделать перерыв на медитативное, умиротворяющее чтение о торжестве доброты.

 

Дина Озерова, обозреватель «Прочтения»

  • Юмэно Кюсаку. Догра Магра / пер. с яп. А. Слащевой. — СПб.: Издательство книжного магазина «Желтый двор», 2023. — 544 с.

Впервые на русском публикуется культовый роман, вошедший в список «трех великих странных книг» японской литературы. Псевдоним автора переводится как «мечтательный бездельник», а название романа — «кручу-верчу, запутать хочу». Главный герой «Догры Магры» погружается в безумный мир психиатрической лечебницы, мучается воспоминаниями тысячелетней давности и стремится решить головоломку, сводящую его с ума. Причудливая смесь детектива, научной фантастики и древних преданий. 

  • Дэвид Хоупен. Пардес / пер. с англ. Ю. Полещук. — М.: Фантом Пресс, 2023. — 560 с.

Кажется, ни одна подборка не может обойтись без книги в духе «Тайной истории» Донны Тартт. «Пардес» — как раз такой случай. Семья главного героя — застенчивого ученика еврейской школы Арьи Идена — переезжает из Бруклина во Флориду, и Арья из ультраортодоксальной среды попадает в незнакомую ему прежде атмосферу свободы. Роман Дэвида Хоупена — это история в эстетике «темной академии» о взрослении, духовном кризисе и его преодолении.

 

Елена Васильева, обозреватель «Прочтения»

  • Дани Редд. Арктический клуб любителей карри / пер. с англ. М. Виноградовой. — М.: Дом историй, 2023. — 480 с.

Кажется, ни одно новое издательство за последние годы не ждали так, как «Дом историй». Его создатели, команда ушедшего из России сервиса Storytel, пообещали читателям максимально комфортное чтение, интересные сюжеты и хорошие переводы. Из всех новинок я выбрала мелодраматический и шутливый «Арктический клуб любителей карри» — о переезде в другую страну, пронизывающем холоде, вкусной еде, тревожности и осознанности. Эта книга не войдет в список «Обязательно нужно прочесть до конца жизни» (и ее обложка, если честно, откровенно разочаровала), но наверняка скрасит несколько вечеров — и сподвигнет приготовить карри.

  • Марина Мизерницкая, Карина Пинтийская. Пес со мной. Как понять собаку и сделать ее счастливой. — М.: Individuum, 2023. — 368 с.

На пути между мной и карри, правда, есть одно маленькое препятствие — месячный щенок, который на днях переместился с улицы ко мне в квартиру. Последние пару лет я ищу идеальную книгу для начинающих собаководов, и сейчас настал буквально критический момент. Популярных книг для владельцев псов много, но интонация некоторых из них скорее раздражает, чем веселит. Возлагаю надежду на книгу «Индивидуума», потому что авторам этого издательства всегда удается уважать своего читателя, не впадая в занудство и не усеивая страницы кринжовыми шутками.

 

Мария Фадеева, обозреватель «Прочтения»

  • Хулия Альварес. Девочки Гарсиа / пер. с англ. Л. Карцивадзе. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 320 с.

Первый роман Хулии Альварес, уже вошедший в списки латиноамериканской классики. История четырех сестер, покинувших родную Доминикану и пытающихся обжиться в Нью-Йорке. У них одна семья, одно на всех детство, общая драма. Но у каждой — свой голос и разная оптика восприятия одной и той же истории. Книга о проблемах миграции, о том, как важно для нас быть частью группы и как не потерять себя в попытках приспособиться к чужой культуре.

  • Ивонн Адхиамбо Овуор. Голос моря / пер. с англ. О. Бурдовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 512 с.

История взросления девушки из Кении, которая, узнав о своих восточных корнях, отправляется в Китай. С одной стороны, книга о личном: о потерянном чувстве дома, о поисках себя и обретении семьи. С другой — о глобальном: о разнице культур, жесткости, терроре. Но, несмотря на различия, все мы хотим ощущать свою принадлежность, найти свою стаю. Роман охватывает несколько историй жизни, два континента, один океан и шесть языков, и дарит ощущение, что каждый из — часть удивительной Вселенной.

 

Пётр Устинов, стажер «Прочтения»

  • Эммануэль Каррер. Лимонов / пер. с фр. Н. Чесноковой. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 424 с.

Издательство Ad Marginem в год восьмидесятилетия Эдуарда Лимонова подготовило второе издание книги Эманнуэля Каррера, рассказывающей о писателе в его разных ипостасях — в том числе как об одном из лидеров российской оппозиции. Первое издание появилось на полках книжных магазинов еще в 2012 году, при жизни Лимонова, и получило одобрение с его стороны. Здесь и детство в Харькове, и московские диссиденты, и попытка свести концы с концами в Нью-Йорке. Однако роман Каррера — это не подлинная биография политика, это стремление автора запечатлеть развитие Лимонова в контексте разных исторических событий.

Под эгидой NoAge и «Есть смысл» в этом году начинается выпуск художественных произведений молодых русскоязычных авторов. Одно из них — дебютный роман Ильи Мамаева-Найлза «Год порно». Это история о простом парне, которому не интересны атрибуты молодежной жизни — он увлекается чтением Томаса Вульфа, Салли Руни и беседами с бродячим художником. А работает герой бариста, параллельно переводя порнофильмы и пытаясь разобраться с девушками и в себе. Обозреватели сходятся во мнении, что «Год порно» пробивает окно в новую русскоязычную литературу о миллениалах.

 

Анфиса Юркова, стажер «Прочтения»

Школьницу Леру пытаются похитить в самом начале летних каникул. На защиту девушки приезжает ее крестный с сыном Эриком, и вместе они пытаются выяснить, кто за ней охотится. Но дело принимает гораздо более серьезный оборот, когда крестный Леры внезапно перестает выходить на связь...
«Пятая бездна» — подростковое фэнтези, вдохновленное городскими легендами. Закрученный сюжет, магия, мистика и любовь — в этом романе есть все, что нужно для приятного чтения.

  • Дж. М. Миро. Обыкновенные монстры / пер. с англ. О. Перфильева. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 672 с.

Институт Карндейл — благотворительная организация, собирающая со всего света детей с необычными болезнями. Некоторые из них могут трансформироваться или залечивать себе раны, другие — стоять в огне и не обжигаться. Поиском таких «талантов» занимаются детективы Элис Куик и Фрэнк Коултон. Их задача — защищать и оберегать этих детей. Но за ними по пятам следует загадочный Джейкоб Марбер, которому тоже нужны «таланты» и мотивы которого довольно туманны.

 

Борис Кутенков, куратор рубрики «Опыты» (поэзия)

  • Ольга Седакова. О русской словесности. От Александра Пушкина до Юза Алешковского. — М.: Время. — 608 с.

Для поэта, мыслителя, эссеиста Ольги Седаковой сюжет андерграундной поэзии, «замолчанной» в советское время, и противопоставление ее официальной, не встречающей понимания у автора, — личная боль. «Как те самые, с первых лет обреченные на литературную смерть сочинители сравнят ее с физической гибелью, которой награждали за ошибки в форме и содержании в годы черного, а не серого культурного террора?» Это — о Леониде Губанове, которому в книге посвящено самое болевое эссе, уморительно смешное (в рассказах о встречах), притом что невозможно трагичное. Всем нам сегодня необходим этот развернутый свидетельский очерк о поколении, в истории которого «литературная смерть в форме абсолютного замалчивания <...> впервые была применена так последовательно».

 

Артем Роганов, куратор рубрики «Опыты» (проза)

  • Татьяна Ильдимирова. За горизонтом. Две повести. — М.: КомпасГид, 2023. — 240 с.

О подростках, но не «подростковое» — так можно назвать эту книгу, внутри которой две на первый взгляд очень разных истории. И если вторая — о катастрофе в торговом центре — местами кажется предсказуемой, то «140 ударов в минуту» убедительна и при мнимой простоте вызывает немало эмоций. Это повесть о старшекласснице, которая стала мамой, не закончив школу. Сверхмолодая семья быстро начинает разваливаться. Манипуляции возлюбленного и его нежелание брать на себя обязанности, стигматизация со стороны прежних знакомых — сумрачный тоннель, в конце которого тем не менее мерцает свет.

  • Исабель Альенде. Виолета / пер. с исп. Надежды Беленькой. — СПб.: Азбука-Аттикус ; Иностранка. — 384 с.

Новый роман самой известной чилийской писательницы выдержан вполне в духе ее ранних текстов: борьба с тиранией, борьба за права женщин и за справедливость в целом. Даже форма узнаваемая. В «Доме духов» у Альенде было письмо дедушке, здесь — письмо внуку, своего рода предсмертная записка длиною в жизнь. Но именно последнее делает книгу уникальной. «Виолета» — столетняя история женщины, которая родилась в разгар испанки, а умерла в разгар коронавируса, застала землетрясение и диктатуру Пиночета — звучит как оправдание самой жизни, демонстрация ее красоты и порыв к бессмертию с помощью слова.

 

Сергей Лебеденко, куратор рубрики «Опыты» (проза)

  • Евгения Некрасова. Золотинка. Рассказы и поэмы о женщинах, медведях и магических существах. — М.: Редакция Елены Шубиной, 2023. — 288 с.

Мордвинку, оказавшуюся без паспорта, задерживает полиция, приняв ее за нелегальную мигрантку — и лучше бы полиция этого не делала. Группа подростков вместе с загадочным сказочным существом организует вебкам-студию, на их след выходят силовики — и лучше бы они этого не делали. Новоиспеченный муж одержим духом «Домостроя» и решает применить его нормы на практике — и лучше бы он этого...

Есть такой стереотип, что магические истории нам даны для того, чтобы заниматься эскапизмом. Мол, вот есть реальный мир, а есть эти ваши Бабы Яги и единороги. Не говорю, что эскапизм — это плохо, но Некрасова очередным своим сборником продолжает свою главную мысль: наши мифы подчас реальнее самой реальности, и лучше доверять им, чтобы если не убить дракона, то найти свет в темные времена.

 

Гвен Кирби признается, что не задумывала свой сборник как набор рассказов о женщинах, которые дают отпор — но таким уж он получился. Эти истории, написанные с юмором, — о королеве бриттов Боудикке, о неудачливом отце семейства, который пишет негативные отзывы на сайте объявлений вместо похода к терапевту или о призраке из XVIII века, который оскорбляет арендаторку, — выводят на первый план героинь, которые долго оставались в тени мужских персонажей, и дают им слово. Название заглавного рассказа сборника, которое буквально переводится как «Хрень, которую увидела Кассандра, но не сообщила троянцам, потому что да пошли они на ***», пожалуй, лучше всего подчеркивает юмористический и метафикциональный дискурс этого дебюта.

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Non/fiction
Подборки:
0
0
6106
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
В романе «Гнездо синицы» главный герой пытается понять, почему его преследует образ, увиденный еще в детстве, — гнездо синицы. Поиск ответов проводит его через потайные ходы памяти, приближая к разгадке.
Изначально ChatGPT создавался как чат-бот, но сейчас активно используется для создания контента, написания эссе, рефератов, дипломов... А может быть, даже текстов для Тотального диктанта? Вместе с организаторами просветительской акции, в ходе которой каждый год по всему миру проводятся диктанты (в этом году он состоится 8 апреля), мы решили провести эксперимент и проверить, сможет ли нейросеть иногда подменять известных российских писателей.
Героиня Ольги Лерман — единственный полнокровный характер в фильме, но обусловлено это не сценарной недоработкой. Скорее жанровой необходимостью сконцентрировать все внимание зрителя на нелинейной внутренней трансформации, происходящей с Аней на пути к примирению с мамой — и, как следствие, к исцелению душевного разлада, прекращению спора с самой собой.
Марго Гритт — финалистка шестого сезона премии «Лицей». В этом году ее дебютный сборник рассказов «Вторжение», отмечанный блогерским жюри в специальной номинации портала Ridero, выходит в издательстве «Альпина.Проза» в расшриренном варианте — с повестью «Чертово колесо». Татьяна Соловьева обсудила с Марго Гритт, как написать идеальный рассказ, когда авторское переживание сближается с читательским, в чем ценность литературного коммьюнити и почему научиться эмпатии важнее, чем художественным приемам.
В последнее время наблюдается расцвет издательского формата, прежде бродившего где-то на периферии литпроцесса, — сборника текстов разных авторов. Феномен сборника интересен тем, что он создает вокруг себя коммьюнити единомышленников — не только авторов, но и читателей, а малая форма как будто более приспособлена откликаться на современность. Мы подготовили подборку из трех недавно вышедших сборников, авторы которых — от молодых писателей до волонтеров и благотворителей — прорабатывают личные и исторические травмы, осмысляют себя среди других и ищут пути будущего, глядя в него с надеждой, несмотря ни на что.