— А вообще — что главное в литературе? Чего вы ждете от нее как читатель?
— Вот этого «есть над чем подумать» в большинстве случаев и жду. Не просто пассивно воспринимать истории и следить за поворотами сюжета, а вступать в мысленный диалог с автором, размышлять над его неожиданными идеями, расширять взгляд на мир. Но иногда я хочу получить от литературы проживание нового опыта, иногда ищу наслаждения языком, а иногда жду просто развлечения, ухода от реальности или утешения. Зависит от настроения, периода жизни и так далее.
— Кого из авторов малой прозы вы можете назвать в числе своих любимых? Что вам нравится в их рассказах?
— Три кита, на которых стоит моя любовь к литературе в принципе, — Владимир Набоков, Ольга Токарчук и Линор Горалик, и все трое, помимо романов, писали и пишут рассказы, которые, на мой взгляд, отвечают той самой формуле хорошей короткой прозы. Больше всего меня впечатляет Горалик и ее сверхкороткие тексты — мощные полноценные рассказы из абзаца или даже одного предложения. Мне близки мироощущение Токарчук, ее образность, глубина, а в рассказах Набокова я люблю не только язык, но и многослойность, которая характерна скорее для романов, а не для короткой прозы, но это же Набоков...
Сейчас заново открываю для себя Чехова — читаю «Росу на траве» Радислава Лапушина, который через увеличительное стекло рассматривает чеховское слово. На первый взгляд, простое и даже банальное, в чем упрекал его тот же Набоков, но на самом деле скрывающее огромный поэтический потенциал.
— Можете ли вы назвать свое самое сильное читательское впечатление? Когда буквально не могли поверить, что так в принципе возможно?
— Не хочу брать в расчет юношеские годы, когда меня, впечатлительную натуру, потрясала почти каждая книга, — назову относительно недавнее сильнейшее переживание, которое я испытала и как писатель. Это роман «Сердце-зверь» Герты Мюллер. И дело не столько в том, что это душераздирающая история о простых людях, которые пытаются выжить в тоталитарной Румынии времен правления Чаушеску, сколько в том, как это сделано, каким потрясающим языком на грани с поэзией это написано. У меня всегда перехватывает дыхание, когда в литературе сталкиваются ужас и красота.
войдите или зарегистрируйтесь