Дорогу осилит едущий
«Поехавшая»
Режиссер: Антон Маслов
В ролях: Ольга Лерман, Виктор Хориняк, Дмитрий Чеботарев, Аскар Ильясов, Алина Алексеева, Елена Яковлева, Анастасия Светлова, Мария Горбань, Маша Лобанова и другие
Страна: Россия
2023
Эзотерики называют это Путешествием Героя. Психологи — индивидуацией. Все остальные — поиском себя. На следующий день после своего уныло-одинокого тридцатилетия Аня Смолина (Ольга Лерман), профессиональный «серый кардинал» (иначе говоря, эсэмэмщица) при сверхпопулярной и тупой, как пробка, блогерше (Мария Горбань), вытаскивает из груды хлама свой спортивный велосипед, пакует скарб первой необходимости и сажает в коляску любимую таксу Капу. Буквально уподобившись легкомысленному Шуту с нулевого аркана колоды Таро — не продумав маршрута, не просчитав всех сложностей пути, — она отправляется через всю страну в экзистенциальное путешествие к самой себе — под предлогом встречи с живущей в Магадане матерью, которую не видела тринадцать лет. В Москве остаются серая обыденность, подруга Марина (Алина Алексеева), с которой Аня делила съемное жилье, и так-себе-жених Рома (Дмитрий Чеботарев), шаблонно попавшийся на измене, — ни кола, в общем, ни двора.
Режиссер Антон Маслов, известный массовому зрителю в том числе как постановщик первого — искрометного и лихого — сезона сериала «Вампиры средней полосы» производства платформы START, снял — под руководством этого же продюсерского состава — комедийный роуд-муви для тех, кто пока мало что смог в этой жизни, но еще не планирует вывешивать белый флаг.
В основу сценария «Поехавшей» легла реальная история велопутешественницы и блогера Анны Смолиной: девушка двинула на велосипеде из Набережных Челнов в Магадан, чтобы спустя много лет увидеться с мамой, встретила в дороге будущего мужа, а затем написала о своем судьбоносном приключении книгу «А чего дома сидеть?». И все-таки титр «основано на реальных событиях» — духоподъемное лукавство авторов фильма: «Поехавшая» сочинена и снята по законам жанра волшебной сказки — светлой и терапевтической — для потерянных, переживающих кризис тридцатилетия (и не только), переоценивающих ценности и мечущихся в поисках собственного уникального пути. Если посмотреть на «Поехавшую» как на реалистичное кино, она тут же развалится — слишком в ней много чудес и счастливого стечения обстоятельств. А вот для сказки — всё в самый раз.
Режиссер почти сразу создает на экране комедийно-сюрреалистическую (порой — на грани фола) условность: в фильме немало сцен, во время которых зрители будто бы оказываются внутри головы главной героини — то есть в том самом месте, где разворачивается основная борьба. Несмотря на широченный географический размах действия — от Москвы до Байкала (фильм особенно здорово смотреть в кинотеатре, чтобы по максимуму насладиться красотой российских просторов, идеализированных в кадре оператором Сергеем Комаровым — младшим), — «Поехавшая» — интроспективное кино, подкупающее узнаваемым психологическим конфликтом: проживая свою жизнь через пень-колоду, слегка озлобленная, чересчур самостоятельная, избегающая привязанностей героиня Ольги Лерман постоянно ведет внутренний спор с материнской фигурой (Елена Яковлева), мучительно вездесущей (ее саркастичная физиономия может поджидать даже за дверцей холодильника), подчас даже расщепляющейся на несколько десятков мамуль-доппельгангеров, на разные голоса разочарованно талдычащих дочери малоприятные вещи. Аня бунтует — внутри самой себя — против родительских предписаний и вместе с тем, как любой (сколь угодно взрослый) ребенок, мечтает о принятии и счастливом возрождении внутрисемейных отношений.
Героиня Ольги Лерман — единственный полнокровный характер в фильме, но обусловлено это не сценарной недоработкой. Скорее жанровой необходимостью сконцентрировать все внимание зрителя на нелинейной, не всегда (как и в жизни) имеющей внятную причинно-следственную связь внутренней трансформации, происходящей с Аней на пути к примирению с мамой — и, как следствие, к исцелению душевного разлада, прекращению спора с самой собой.
Совершая собственное Путешествие Героя — для наглядности превратившееся из метафорического в реальное, — Аня учится доверять не только себе, но и достойным этого людям (например, классическому «сказочному помощнику», обернувшемуся здесь дальнобойщицей Женей в исполнении Анастасии Светловой, и обаятельно-неравнодушному парню Валере — тому самому Прекрасному Принцу на велосипеде, сыгранному Виктором Хориняком). А еще — что немаловажно — миру в целом. И это очень терапевтический процесс не только для самой героини, но и для зрителя, наблюдающего за развитием истории. Главный посыл «Поехавшей» оптимистичен: мир огромен, жизнь безбрежна — и ищущий да обрящет.
Выходя из кинозала, веришь в это чуточку больше, чем раньше.
войдите или зарегистрируйтесь