Энциклопедия русской жизни: 

Мы продолжаем серию материалов, в которых редакторы и авторы «Прочтения» рассказывают о книгах, вошедших в короткие списки различных литературных премий. Третий выпуск посвящен шорт-листу премии «Ясная Поляна — 2022» в номинации «Современная русская проза».

Сборник рассказов, продолжающий «деревенскую» линию в русской литературе, история сталинской Москвы из уст интеллигентов-возвращенцев, романы о жизни в Чечне и Дагестане и антиутопия, которая выглядит как не самый плохой вариант будущего, — обзор на эти и другие книги в новом материале редакции «Прочтения».

Купить книги из нашего списка можно на сайтах издательств, перейдя по ссылкам в названиях.

 
Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»
  • Анастасия Астафьева. Для особого случая. — Вологда: Киселев А. В, 2020. — 161 с.

Рассказы Анастасии Астафьевой в жанровом плане относятся к явлению, которое принято называть «деревенской прозой». А главное слово, которым хочется охарактеризовать сборник, — «традиция». И дело не только в литературной традиции — хотя автор, безусловно, и композиционно, и стилистически наследует Валентину Распутину, Василию Шукшину и Виктору Астафьеву. «Традиционен» сам мир героев этих текстов, в котором все на своих местах: и повседневный уклад, и социальные связи. Но самое интересное происходит, когда традиция нарушается и устойчивый мир дает трещину — тогда приоткрывается завеса бытия, и за ней остается лишь голый человек на голой земле.

 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»

Идея этой книги у Сергея Белякова, историка и литературного критика, зрела давно. Еще в одном из номеров журнала «Новый мир» за 2011 год вышла статья «Парижский мальчик Георгий Эфрон между двумя нациями», посвященная теме «возвращенчества» сына Марины Цветаевой. В романе же, изданном «РЕШ», появляется новый герой — Дмитрий Сеземан, внук академика Николая Насонова, сын философа Василия Сеземана. Мур и Митя подружатся и будут вместе гулять по предвоенной сталинской Москве, вспоминая детство, проведенное в Париже. Такие, как они, были советскими людьми лишь по гражданству, но по воспитанию и культуре — французскими. И это порождало некую двойственность. Она отразилась даже в названии глав, посвященных молодому Георгию: «Цветаева зарабатывает, Мур тратит», «На трамвае и в метро», «Красивая жизнь», «Деревенские страдания». Основанная на дневниках, письмах, воспоминаниях и других исторических документах книга — отличный способ узнать о Москве 1930–1940-х годов из уст интеллигентов-возвращенцев, смотрящих на советскую Россию немного со стороны.

 
Алина Карпова
Редактор «Прочтения»
  • Канта Ибрагимов. Маршал. — М.: ВЕЧЕ, 2021. — 512 с.

«Маршал» Канты Ибрагимова построен по принципу романов XIX века: с рассказчиком, который знаком с главным героем, с записями, оставшимися после смерти протагониста, и событиями, в реальность которых порою трудно поверить. Тота Болотаев — сирота, которого вырастила артистка главного театра Грозного. Будучи воспитанным на Кавказе, он тем не менее не вписывается в образ чеченца, каким его представляют в России: он подвержен сильным страхам, почти все его проблемы решают женщины, в критические моменты он отступает и не может ничего сделать. Оказавшись в тюрьме (его подставили), он вспоминает свою жизнь, которая пришлась на конец XX века: с двумя войнами, полной разрухой и ощущением, что в любой момент можно лишиться всего. Канта Ибрагимов создает огромное эпическое полотно, на котором умещаются и Москва, и Грозный, и Цюрих, где соседствуют нищие профессора и чиновники, отмывающие суммы, которые трудно даже вообразить. Но прежде всего это роман о внутренней свободе («маршал» — по-чеченски «свобода»), которой нельзя лишиться, несмотря ни на какие обстоятельства, свободе быть самим собой.

 
Куратор рубрики «Опыты»

Удивительно, как люди любят пугаться чего-то несуществующего. Дмитрий Данилов вот боится «культуры отмены». В его России 2024 года казнят за «моральные» преступления: например, молодого филолога за попытку соблазнить студентку. Удобные тюрьмы, нейросети, пулемет в затылок — звучит и правда пугающе, если не знать, что происходит в России в реальности. Из сентября 2022 года это знаешь слишком хорошо. Вот и выходит, что антиутопия Данилова выглядит неправдоподобно, персонажам не веришь, а герой с его мелочными придирками к реальности («Фейсбук» плохой, студенты тупые) и отсутствием эмпатии не вызывает сочувствия. Почему же «Саша, привет!» кочует по премиальным спискам? Потому что выдуманные страхи помогают отвлечься от реальности — даже если выдумка вышла не слишком изобретательной.

 
Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»

В центре сюжета, основанного на семейной истории самой Анны Матвеевой, — две девушки, Ксеничка Лёвшина и Ксана Лесовая, которые ведут дневники — каждая в своем веке. Временной промежуток между этими записями — почти сто лет. Ксеничка рассказывает о своей жизни, находясь в Полтаве 1893 года, а Ксана — в Свердловске 1980-го. Обнаружив дневники Ксенички в крапивном мешке в девять лет, Ксана начинает вести собственные записи, просто подражая старшей «подруге», но вскоре замечает и некоторую общность их жизней и судеб. Как это обычно бывает, связь между прошлым и настоящим оказывается намного теснее, чем видится на первый взгляд, и отголоски событий былых дней звучат и сегодня.

 
Главный редактор «Прочтения»

Дебютная повесть Ислама Ханипаева, по меткому замечанию критика Константина Мильчина, построена на типичном для американского кино тропе вымышленного друга. В случае с главным героем «Типа я», семилетним Артуром, вымышленный друг Крутой Али появляется в его жизни после тяжелой травмы. Крутой Али оказывается для ребенка решением совсем не детской задачи — найти свое место в мире. Автору очень точно удается передать образ мыслей мальчика. Текст при этом как бы двоится, адресуясь одновременно к более молодой и более взрослой аудиториям, каждая из которых по-разному воспримет заложенный в нем смысл, а элементы детектива делают чтение действительно увлекательным.

 
Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»

В романе Ивана Шипнигова рассказана история жизни нынешней Москвы и ее обитателей невероятным, на первый взгляд, сочетанием голосов героев. Бухгалтер Леша, красивая продавщица обуви Наташа и филологическая дева Настя, кажется, не могут иметь точек соприкосновения, но оказываются в одном городе, а их отношения связаны в тугой клубок. Все повествование складывается то ли в дневник, то ли в заметки, то ли в посты в соцсетях — такой вот стрим, демонстрирующий нам во всей красе и мельчайших подробностях обыкновенную, совсем не героическую жизнь российской столицы. Роман назвали энциклопедией современной московской жизни — книжным реалити-шоу, в котором, о боже, вдруг мы узнаем себя?

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Ясная ПолянаСтримКаждые сто летСаша, привет!Типа яДля особого случаяПарижские мальчики в сталинской МосквеМаршал
Подборки:
0
0
4946
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Что такое имя? Маска, за которой мы скрываем наши истинные мысли и чувства? Или же отпечаток прошлого семьи, которое мы волею судеб наследуем? Имя дается нам или же мы сами выбираем его? Ответы на эти и многие другие вопросы пытается найти искусствовед и писательница Ольга Медведкова на страницах своей новой книги.
«Не говори маме» вещь жанровая: сериал ладно скроен драматургически, к эпизодам аккуратно подобраны ружья, сюжетные крючки и клиффхэнгеры, герои появляются по ходу сюжета с той частотой, с которой им положено по статусу. В общем, бери да разбирай на курсах creative writing. Да вот только, присмотревшись, замечаешь под отполированной жанровой историей целый ворох актуальных проблем.
Мы продолжаем серию интервью с молодыми писателями. Героиня сегодняшнего выпуска — Даша Благова, авторка романа «Южный Ветер». В интервью Даша Благова рассказала «Прочтению» о том, что не верит во вдохновение, но верит в то, что литература может менять мир — а также о многом другом.
Продолжая наш проект — исследование современного литпроцесса, публикуем интервью с Анастасией Касаткиной — главным редактором «Питердетство» и шеф-редактором направления «Творчество и популярная литература» издательства «Питер». О переходе от популярной литературы к культовым европейским комиксам и янг-эдалту, профессиональном выгорании и сложностях издания гик-литературы — в нашем разговоре.
Мы продолжаем серию материалов, в которых редакторы и авторы «Прочтения» рассказывают о книгах, вошедших в короткие списки различных литературных премий. Второй выпуск посвящен шорт-листу XVII сезона «Большой книги». Подлинная биография Розанова не как философа, но как человека, хроника борьбы за Карельский перешеек, исторический комментарий к «Анне Карениной», «роман с дневником» и многое другое — в нашем новом обзоре.