Археологи, старообрядцы и злые мачехи:

Хоть иногда нам и хочется не участвовать в гонке списков и обойти вниманием очередную ярмарку non/fictioN, даром что их теперь две в год, но стоит только заглянуть в издательские планы, как становится понятно: шансов не написать о подготовленных книгах нет, остается только сдерживаться в желании рассказать обо всем и побольше. В этот раз мы собрали шопинг-лист из более чем 30 пунктов: книги для детей и взрослых, серьезные исследования и остросюжетные пейдж-тернеры, долгожданные новинки современных авторов и переиздания классиков, романы с фемоптикой и истории о любви к людям и литературе — надеемся, каждому читателю найдется что-то по вкусу.

 
Главный редактор «Прочтения»
  • Лени Зумас. Красные часы / пер. с англ. Д. Кальницкой. — М.: Дом историй, 2024. — 464 с.

Если у вас (как и у меня) есть полка, на которой стоят «Рассказ служанки» и «Заветы» Маргарет Этвуд, «Голос» Кристины Далчер и «Сила» Наоми Алдерман, то «Красные часы» отправятся прямиком туда же. Это история четырех женщин в тоталитарной Америке, где запрещены аборты, а права эмбриона приравнены к правам человека. Одна героиня мечтала о ребенке, другая устала от забот о семье, третья незапланированно забеременела, а четвертая — просто хотела как лучше. А сводит их вместе настоящая охота на ведьм.

  • Руту Модан. Туннели / пер. с ивр. Е. Байбиковой. — СПб.: Бумкнига, 2024. — 280 с.

Израильская комиксистка Руту Модан, создательница «Имущества», возвращается с новой семейной историей. На этот раз — археологической. Главная героиня Нили очень хочет заполучить у знаменитого коллекционера одну древнюю табличку. Она верит, что та поможет ей завершить раскопки, начатые когда-то ее отцом, и отыскать важнейший религиозный артефакт на Ближнем Востоке. Книга, объединяющая археологов, коллекционеров, религиозных националистов и палестинских контрабандистов (о да!), это одновременно и приключенческий роман, и яркая сатира.

  • Анна Десницкая. Звезда. — М.: Самокат, 2024. — 40 с.

Сложно пройти мимо новой детской книги с именем Десницкой на обложке, если у тебя есть все предыдущие. И неважно, есть ли у тебя при этом дети или нет, потому что книги Десницкой всегда попадают во что-то важное и в нас, взрослых. «Звезда» — история вынужденной эмиграции, потери старого дома и надежды обрести новый. Вот только надолго ли? Но это и так не важно, ведь дом на самом деле там, где ты, а значит он — как звезда — всегда с тобой.

  • Бенджамин Вургафт, Мерри Уайт. Искусство вкуса. Кулинарная история человечества. — М.: Individuum, 2024. — 304 с.

В очередной раз переживая приступ любви к кулинарии, поняла, что пора уже смириться и признать это хобби. Ну и понятно, что для книжного человека способ признания один — нет, не практиковаться в готовке, вы что, — начать собирать книги по теме. Поэтому не могу пройти мимо этой новинки «Индивидуума». Да и как можно, если в аннотации значится, что из книги, написанной антропологом Мерри Уайт и историком Бенджамином Вургафтом, читатель среди прочего узнает, как рис и специи изменили течение мировой истории?

 

 

Редактор «Прочтения»
  • Джоанн Харрис. Осколки света. — М.: Эксмо : Inspiria, 2023. — 320 с.

Проза Джоанн Харрис всегда полна надежд, света, любви и поисков своего места в жизни — в общем, всего того, о чем так хорошо думается весной. Новый роман «Осколки света» обещает ту же полумагическую, полудетективную атмосферу, что и предыдущие. Пятидесятилетняя Берни Мун понимает, что всю свою жизнь прожила как будто в тени — заботясь о матери, муже, сыне и друзьях, но не о своих желаниях и стремлениях. Неожиданное убийство молодой женщины, произошедшее в ее районе, удивительным образом пробуждает в Берни забытые когда-то мечты. Такая завязка звучит как приятное чтение для апрельских вечеров.

  • Светлана Тюльбашева. Лес. — М.: Дом историй, 2024. — 384 с.

Я не большой поклонник жанра хоррор, но вот рядом с ним появляется определение карельский — и этого достаточно, чтобы я немедля обратила внимание на книгу — а еще, вы только посмотрите на обложку! Северные хвойные леса, древние легенды и поверья, атмосфера жути, в которой оказались две столичные туристки, странная семья в глухой деревушке, и вдобавок текст начинается со слов «Мы исчезли 24 июля...» — кажется, перед нами книжка, которая легко прочтется за один вечер с фонариком под одеялом.

  • Ник Грум. Толкин и его легендариум. Создание языков, мифический эпос, бесконечное Средиземье и Кольцо Всевластья. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — 384 с.

За всем, что касается Толкина, я слежу, кажется, с тех пор как прочитала его книги где-то классе в пятом. У меня вызывает настоящее восхищение то, как этот университетский ученый подходил к написанию своих книг — изобретая язык, мифологию, целый мир, в который поколения и поколения после выхода «Хоббита» и «Властелина колец» погружаются с головой (и нередко там и остаются до весьма преклонных лет). Книга Ника Грума — тоже, кстати, ученого — обещает путешествие в тайну создания Средиземья, а сопровождается прекрасными гравюрами Григория Бабича. Однозначно то, что мне хотелось бы иметь в своей толкиновской коллекции.

 
Галина Рулева
Корреспондент «Прочтения»
  • Валерий Золотухин. Голос и воск. Звучащая художественная речь в России в 1900–1930-е годы: поэзия, звукозапись, перформанс. — М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 256 с.

Чем занимался в послереволюционном Петрограде Институт живого слова и как его деятельность была связана с Маяковским, Блоком, формализмом и фольклором? Книга Валерия Золотухина объединяет историю перформативных практик, изучение звучащей художественной речи и исследование звукозаписи как медиума литературы. Тем, кто любит поэзию Серебряного века, декламацию, научные и театральные эксперименты, — обязательно к прочтению.

  • Михаил Кизилов, Григорий Бондаренко. Старообрядцы и евреи: Триста лет рядом. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 352 с.

Если о культуре, быте и мировоззрении старообрядцев и евреев мы знаем в общих чертах, то связи между ними и представления друг о друге долгое время оставались малоизученными. Две этноконфессиональные группы, которые сыграли ведущую роль в торгово-промышленном развитии Российской империи, постоянно контактировали: выходцы из еврейских и старообрядческих семей вступали в смешанные браки, старообрядцы спасали евреев во время Холокоста. Авторы исследования проследили влияние этих контактов в судьбе Набокова, Левитана, Лескова, а еще описали современные взаимоотношения евреев и старообрядцев. 

  • Алексей Вдовин. Загадка народа-сфинкса. Рассказы о крестьянах и их социокультурные функции в Российской империи до отмены крепостного права. — М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 560 с.

Считается, что «рассказы из крестьянского быта» помогли образованной публике увидеть в крестьянине личность с эмоционально богатым внутренним миром. По мнению Алексея Вдовина, короткая проза, скорее, создавала образ крестьянина-Другого с непрозрачным мышлением и сознанием. Книга обещает быть поистине захватывающей: сюжеты, которые сразу привлекли мое внимание, — связь «Хоря и Калиныча» с немецкой философией и роль рассказов о крестьянах в «русификации» патриотизма времен Крымской войны.

 
Карбюратор рубрики «Опыты»
  • Маттео Пасквинелли. Измерять и навязывать. Социальная история искусственного интеллекта / пер. с англ. И. Напреенко. — М.: Individuum, 2024. — 352 с.

Кажется, мы стали забывать, с чего началась реальная история ИИ, которая и привела нас к нейросетям и продвинутым языковым моделям. Так решил философ Пасквинелли и написал книгу, в которой очерчивает историю алгоритмов и их отношений с «кожаными мешками» с первого прототипа калькулятора в конце XVIII века и до наших дней. Пасквинелли удерживается от того, чтобы кошмарить читателя восстанием машин, но предлагает некоторое осмысление ИИ на нынешнем этапе развития.

  • Вероника Райхль. Чтение мыслей. Как книги меняют сознание / пер. с нем. А. Костюхина. — М.: Individuum, 2024. — 240 с.

К сожалению, эта книга не научит вас читать мысли. Зато ее можно подарить нечитающим знакомым, чтобы доказать, что они многое упускают. О воздействии чтения уже немало сказано с философской и научной точек зрения, а вот Райхль решила провести интервью с активными читателями и выяснила, как на них лично повлияли Гегель, Хайдеггер, Барт, Клариси Лиспектор и Милан Кундера — делали смелее, честнее, заставляли пересмотреть взгляды на мир. Все это Райхль подкрепляет научными исследованиями. 

  • Кори Доктороу. Родная страна / пер. с англ. Е. Токаревой. — М.: Popcorn Books, 2024. — 464 с.

В сиквеле «Младшего брата» Маркус Яллоу устраивается разработчиком к оппозиционному политику. Работа достойная, но скоро в руки Маркусу попадает компромат на правительственную и корпоративную верхушку. Теперь перед Маркусом стоит выбор — слить данные в сеть и подставить друзей или дать правительству и дальше творить свои темные дела.

Левый активист и специалист по ИИ Кори Доктороу продолжает серию своих пугающих YA-антиутопий, по ходу чтения которых осознаешь, как многим мы готовы поступиться ради обещаний комфорта и безопасности и как мало задумываемся о последствиях.

 
Куратор рубрики «Опыты» (поэзия)
  • Павел Лукьянов. Название: Пятая книга стихотворений. — М.: Водолей, 2024. — 140 с. 

Тонкая интертекстуальная работа внутри регулярного стиха, разговор о поколении сорокалетних внутри 2020-х и аллюзивность как источник эстетической полноценности — все это мы найдем в книге с осознанно тавтологичным названием. Отталкиваясь от классических первоисточников, Лукьянов усиливает апокалиптичность, но сообщает страшную и впечатляющую правду о времени: «Смерть стоит, как витязь на распутье, / позади кремнистый путь блестит, / жизнь темна, душа не видит бога / и сама с собою говорит». 

  • Школа поэтов: Сборник стихов мастеров и слушателей Зимней школы поэтов в Сочи 2023 / сост. Д. Воденников, И. Ермакова, Г. Калашников, О. Сульчинская, Н. Сучкова, Д. Тонконогов, Д. Файзов, Ю. Цветков. / отв. ред. Д. Файзов, Ю. Цветков. — СПб.: Алетейя, 2024. — 150 с.

Этот сборник неоценим для знакомства с самой молодой поэзией, представленной умным поколением зумеров, — они поражают вопреки распространенным представлениям об их «антиинтеллектуальности». Точно высказалась в сборнике одна из руководителей семинара, поэт Ната Сучкова: «Каждый день нашей „школы“ — это был полноценный и очень интересный разговор с коллегами, а не с учениками. Тут нет „литературных приготовишек“, а только зрелые авторы, с внятной творческой позицией». Тексты мастеров о работе семинаров и вообще часто интересные (Дмитрий Тонконогов, Дмитрий Воденников, Ольга Сульчинская); они окажутся полезными тем, кто хочет погрузиться в странное и неочевидное дело creative writing.

 
Елена Чернышева 
Обозреватель «Прочтения» 
  • Генри Джеймс. Другой дом / пер. с англ. А. Гороховой, Д. Жирновой, Л. Зариповой, Е. Лобковой, М. Трофимовой под ред. А. Глазырина. — СПб.: Подписные издания, 2024. — 304 с.

Вторая книга совместной серии «Букмейта» и «Подписных изданий» обещает тот же пожароопасный накал страстей, который читатель мог почувствовать в «Под маской» Луизы Мэй Олкотт. События в «Другом доме» развиваются между двух домов и двух семей, что на старте сулит немало скандалов, интриг и расследований, одновременно уходящих корнями в прошлое и кардинально влияющих на недалекое будущее. Кажется, «Другой дом» может стать идеальным романом для тех, кто хочет простого человеческого «отдохнуть» и понаблюдать, как несколько взрослых людей сознательно портят себе жизнь, и при этом не отказывать себе в удовольствии от классического слога и неспешного повествования.

  • Майя Фоукс, Рубен Фоукс. Искусство Центральной и Восточной Европы с 1950 года / пер. с англ. В. Петрова. — М.: Ad Marginem, 2024. — 272 с.

Курица не птица, Болгария/Польша/ГДР/etc. — не заграница, хотя, по рассказам представителей поколения постарше моего, вполне себе заграница и источник разного прекрасного и запрещенного для советских семей, имевших к ней доступ. Однако, оставаясь относительно свободными по сравнению с СССР в плане обмена материальным и культурным опытом с Западом, страны восточного блока и близкие к ним по духу Югославия и Болгария все же находились в определенной изоляции и воспринимались как буферная зона между двумя политическими полюсами. Это пограничное состояние породило множество самобытных явлений в искусстве, которым и посвящено это компактное издание, к счастью, представляющее собой культурологическое исследование, а не набор изрядно приправленных ностальгией по былым временам эссе.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Сандра Ньюман. 1984. Джулия / пер. с англ. Е. Петровой. — М.: Азбука-Иностранка, 2023. — 512 с.

Отношение к спин-оффам и продолжениям известных романов почти всегда лежит в диапазоне от «Да как они посмели» до «О боже, это гениально». Текст Сандры Ньюман не избежал этой участи, поэтому читателям придется решать самим, в какой они команде — за или против. Тем временем женский взгляд на события, описанные Оруэллом, все же не магистральная идея истории, рассказанной с точки зрения Джулии, любовницы Уинстона. Дело не в фемоптике, а скорее в эмоциональной наполненности и неожиданном саркастическом подтексте, вплетенном в знакомую фабулу. Оруэлл одновременно отстранялся от аудитории и экспериментировал с дискурсом. Ньюман, преследуя, в общем-то, те же цели, пошла обходной дорогой, для контраста пришпилив к строгому тексту парадоксальный финал, словно пластиковую брошь из магазина «Все по 100» к элегантному льняному костюму. Это весьма освежает восприятие. Проверьте.

  • Ася Демишкевич. Раз мальчишка, два мальчишка. — М.: Альпина.Проза, 2024. — 188 с. 

Все по Проппу: злая мачеха избавляется от сироты, он попадает в заколдованный дикий лес, встречает волшебных помощников и фольклорную нечисть, проходит какие-то непременные этапы взросления. Вот только Ася Демишкевич, работая с каноном, элегантно переплавляет его в звенящую тревогой современность. Главного героя травят одноклассники, когда узнают, что он скрывал от них смерть матери, от которой ему осталась одна-единственная вещица — серебряная серьга. Мачеха не просто избавляется от тринадцатилетнего парня: она отправляет его в тренировочный военный лагерь, где никто не удивляется ребенку в рядах новобранцев, потому что в отряде есть персонажи и куда более странные. И финал не так чтобы канонический, зато заставляющий задуматься о том, что же на самом деле случилось с протагонистом, а что читателю только показалось.

  • Хорхе Каррион. Книжные магазины / пер. с исп. А. Дунаева. — М.: Ad Marginem, 2024. — 336 с.

С момента первой публикации сборника испанского эссеиста и прозаика Хорхе Карриона прошло 5 лет, новое издание дополнено предисловием главреда медиа о независимых книжных Максима Мамлыги. Каррион не дает маркетинговую или экономическую оценку магазинам, где деньги обменивают на информацию и удовольствие. Он пишет о книжных как объектах и субъектах культуры, местах силы, если угодно, социальном феномене. Двигаясь довольно нелинейно не вдоль хронотопа, а, скорее, с волны на волну, автор явно не ставит перед собой цель исследовать и анализировать. Он рассказывает о том, что любит, путешествуя не только в пространстве, но и во времени. Это действительно травелог, как и заявлено в аннотации, но еще и приглашение разделить страсть.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Мария Соловьева. Ошибка Пустыни. — М.: Полынь, 2024. — 544 с.

Здесь читатель встретит, пожалуй, один из самых необычных (и при этом продуманных) сеттингов русскоязычного фэнтези последних лет. Но красочный мир Пустыни и ее детей, полный восточного колорита и вайба аниме (зачастую конкретно Миядзаки), здесь не самоцель. В центре внимания поиск дома, родины, корней. Но что делать, если «свои» вдруг оказываются хуже «чужих»? Бодрый сюжет и эпический размах событий в «Ошибке Пустыни» сопряжены с личной трагедией главной героини, которая настрадалась в прошлом и — спойлер — успеет настрадаться в будущем.

  • Екатерина Звонцова. Письма к Безымянной. — М.: Эксмо, 2024. — 672 с.

Учебник истории о Людвиге ван Бетховене взмахом волшебной писательской палочки превращается в психологический (и биографический, конечно) роман с ноткой магического реализма, где все значимые события и персоналии пропущены через призму восприятия героя. Да и сам Бетховен тут прежде всего рыцарь-одиночка, коих и в наше время хватает. Написанный с любовью к исторической фактуре, крепко вросший в контекст Европы XIX века, роман Екатерины Звонцовой становится пронзительным, поэтичным и чувственным чтением, полным ярких сквозных образов.

  • Антон Мамон. Ночница. — М.: Рипол-Классик, 2024. — 384 с.

Сборник рассказов — редкость на книжном рынке. Сборник рассказов молодого российского автора — раритет. Сборник хоррор-рассказов — так вообще таинственный артефакт! Каждый текст здесь исследует прежде всего природу человека (и социума), оказавшегося в экстремальных ситуациях разного характера: для этого и нужны потусторонние элементы. Антон Мамон отчасти пользуется приемами Стивена Кинга с его «бытовыми ужасами», но, во-первых, не ударяется в эпигонство, а во-вторых — аккуратно и без «клюквы» вписывает происходящее в узнаваемые российские реалии.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Ольга Задорожная. Мир за забором психбольницы. — М.: Alpaca, 2024. — 136 с.

Автобиографический комикс о первом опыте работы в психиатрической больнице. Такое сочетание врачебного и художественного объясняется двумя высшими образованиями Ольги Задорожной, закончившей Омскую медицинскую академию по специальности врач-психиатр, а затем — факультет искусств ОмГПУ. В этой книге документальные будни медперсонала пересекаются с историями пациентов, и параллельно разворачивается откровенный рассказ героини о поиске своего призвания. 

  • Дэниел Мейсон. Северный лес / пер. с англ. С. Арестовой. — М.: Фантом Пресс, 2024. — 448 с.

После исторических романов, зацикленных на голосе единственного персонажа (вспомним книги «Настройщик» и «Зимний солдат»), писатель Дэниел Мейсон пустился во все тяжкие — в его свежей прозе «Северный лес» найдется множество меняющихся речей и взглядов. Сюжет, ограниченный стенами дома посреди дебрей Новой Англии, тянется из далекого прошлого, чтобы в итоге обогнать наше календарное время. Вместе с годами уходят случайные обитатели жилища (и люди, и звери), и даже текст постоянно трансформируется, оборачиваясь дневниковой заметкой, чьим-то письмом или балладой. Читателей ожидает глобальная хроника перемен и разрушений, направляемая взаимосвязью человека с природой. 

Дорожный трип по альтернативной России. Апокалипсис замедленного действия без конца и края. Необъяснимые аномалии по всей стране — появление обездвиженных детей-мертвецов (тех самых кадавров из названия книги). Пытающиеся разобраться в происходящем брат с сестрой, чье прошлое — еще одна сюжетная ветка, бьющая электричеством. И это лишь малая часть вау-элементов, из которых состоит третий роман Поляринова, где фантдопущения вокруг выдуманной катастрофы — на деле вспомогательный набор увеличительных стекол для разговора о нас сегодняшних.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Янь Лянькэ. Когда солнце погасло / пер. с кит. А. Перловой. — СПб.: Polyandria NoAge, 2024. — 384 с.

Янь Лянькэ — гроссмейстер китайского гротеска и задорный шок-рокер литературы. Его роман «Поцелуи Ленина» я читал в английском переводе и до сих пор пребываю в восхищении от авторской фантазии и легкости, с которой та переплавляет в выдумку любую непогоду жизни. «Когда солнце погасло» — сравнительно поздний, но от этого не менее удивительный текст Яня Лянькэ: жизнь и сон сплетены в нем на манер гордиева узла. Эпидемия лунатизма, баллада о гибкой пуле; попросту шикарная история.

  • Кристиан Крахт. Евротрэш / пер. с нем. М. Сокольской. — М.: Ad Marginem, 2024. — 144 с.

Крахт лучше многих транскрибирует настроения современной Европы — и ее же собственные противоречия. «Eurotrash», идейный наследник дебютного «Faserland», беспристрастен в описаниях ужаса, хтонической сервильности нового общественного мироустройства. Это крайне остроумная, интимная хроника — хроника жизни одного богатого семейства. Упадок его не менее богат — на скелеты в шкафу, темные секретики и горькие перипетии судеб. Очень живая, яростная проза; такого сейчас мало.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Мейв Бинчи. Зажги свечу / пер. с англ. О. Василенко. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. — 672 с.

История взросления двух совершенно разных подруг: горожанки, прибывшей из Лондона, и ирландской простушки из провинции. Все это — на фоне войны и последующего конфликта интересов прогрессивной Англии и патриархальной Ирландии. А еще в декорациях с картин Бенджамина Уильямса — удаленная ирландская ферма, деревенская пастораль, неспешное течение времени в каждом слоге. Роман многогранный, и прочитать его можно по-разному — все зависит от запроса. Это качественная эскапистская литература для тех, кто устал от шума новостной повестки. Актуальный на все времена текст о противостоянии двух сил — для тех, кто ищет смыслы и поводы для рефлексии. И просто увлекательный рассказ, сдобренный английским юмором, кельтской прямотой и ирландской сердечностью, — всем ценителям хороших историй. 

  • Екатерина Аксенова. Сосновая крепость. — М.: Абрикобукс, 2024. — 240 с.

В новой книге Екатерины Аксеновой всего и от всех по чуть-чуть: дикие приключения и испытания для дружбы от Ульфа Старка, романтичная натура главного героя и трепетная любовь пленочной фотографии — от Ксении Буржской. Тонкий психологизм и выверенность характеров — от Анны Вольц, много юмора и честные разговоры о важном — от Нины Дашевской. Все соединяется вместе, и получается особенная, летняя повесть о первой любви и первом разочаровании, о противостоянии двух лучших друзей и трудном выборе. О том, каким серьезным и катастрофичным кажется любое событие, когда тебе четырнадцать. Об эйфории, которую можно пережить всего однажды и которая стоит всех этих страданий.

 
Луиза Казарян
Обозреватель «Прочтения»
  • Даниэль Пеннак. Как роман / пер. с фр. Н. Шаховской. — М.: Самокат, 2024. — 176 с.

Сотканный из любви не только к литературе, но к чтению в принципе, сборник эссе писателя и педагога Даниэля Пеннака обладает удивительным терапевтическим эффектом. Десять пунктов, составляющих декларацию прав читателя, ненавязчиво, но убедительно напоминают: чтение — это роман по любви. Роман, в котором нет места насилию, будь то обязательный список литературы или очередной тренд, продиктованный массовой культурой. «Как роман» — душеспасительная книга, похожая на беседу с очень близким другом.

  • Турбьёрн Оппедал. Бумажные летчики / пер. с норв. Е. Воробьевой. — М.: ИД «Городец», 2024. — 240 с.

Безымянный, неприкаянный странник, всегда в пути, всегда бежит — от других, от себя, от прошлого. Хрупкие, как его душа, — открытки, отправлямые им из разных концов света, точно сигнал SOS, будто бы составляют само тело романа: быль, выдумки и ложные воспоминания сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, вызывающей головокружение. Но текст — лишь часть открытки. Коллажи Свейна Стёрксена создают уникальный слой повествования, без которого путешествие становится невозможным. 

  • Всеволод Петров. Владимир Лебедев. — М.: Ad Marginem : A+A, ABCdesign, 2023. — 256 с.

Искусствовед и писатель Всеволод Петров начал работу над монографией, посвященной Владимиру Лебедеву, еще при жизни художника. Перед нами разворачивается история творческого пути, полного экспериментов, взлетов и падений; история рождения советской школы иллюстрации детской книги, изменившей представление о книжке-картинке. В издание вошли ранее неопубликованные работы Лебедева, фотографии, очерк о судьбе монографии Петрова и автобиография, написанная самим художником.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Мария Чернышова. Камням есть что рассказать. — М.: Крылья, 2024.

Авторская книга художницы Марии Чернышовой посвящена минералам и тому, какую роль они играют в жизни людей и всей планеты. Это небольшой исторический экскурс, рассчитанный прежде всего на детскую аудиторию, но лично я обожаю подобные энциклопедии. Особенно с такой бережной авторской интонацией и вкраплениями в иллюстрации милых приятных мелочей, вроде жучков-паучков на камушках.

  • Екатерина Коробова. На Онатару. Душа змея. Книга первая. — М.: Абрикобукс, 2024. — 216 с.

После глобальной экологической катастрофы Землю покидают тайные соседи человечества по планете — иномирцы, — но мы привыкли считать их духами лесов, морей, гор... В качестве искупления за уничтожение планеты человечество предоставило иномирцам космический корабль, запрограммированный лететь на Онатару — планету с условиями, близкими к земным. Единственный человек на борту — мальчик Никола, сын строителя корабля, спасенный с Земли по просьбе отца. Никола никогда больше не увидит родителей, и до Онатары он не долетит — его век не так долог, как век иномирцев, но это хотя бы какая-то жизнь. Другие пассажиры ненавидят Николу за то, что он человек, и только приютившая его семья помогает держаться в этом странном, чуждом мире. Но однажды случается невероятное: на корабле зацветает дерево, часть того леса, который иномирцы смогли взять с собой на корабль. Это означает начало Игры, столь древней, что о ее начале не помнят даже иномирцы. Случайно в нее оказывается втянут и Никола, хотя это против всех правил. Эта книга — удивительный сплав научной фантастики и фэнтези, психологического детектива и истории взросления.

  • Хорхе Каррион. Вымышленные библиотеки / пер. с исп. А. Папченко, А. Невокшановой, Е. Гончаренко, А. Куренковой, Ю. Карповой, А. Никифоровой, М. Данилкиной. — М.: Ad Marginem, 2024. — 200 с.

Новый сборник эссе, который выходит одновременно с переизданием книги Карриона о книжных магазинах. Путешествуя по разным странам, философ задумывается о роли книг в жизни и о том, как устроены библиотеки — реальные и воображаемые. Я сама очень люблю прогулки по литературным местам, а здесь обещано эссе о путешествии по Лондону с Иэном Синклером и беседа с великим библиотекарем Альберто Мангелем, в книги которого я тоже влюблена. Автор рассуждает о современных книжных форматах, о проблемах современных магазинов и библиотек (интересно, есть ли там место размышлениям о цензуре?). Всем, кто любит книги о книгах, «Вымышленные библиотеки» обязательно пристроятся на полочку.

 

Обложка: Арина Ерешко

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Non/fictionБумкнигаНовое литературное обозрениеIndividuumPopcorn BooksAd MarginemInspiriaАльпина.ПрозаДом историй
Подборки:
0
0
7050
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Яльмар Сёдерберг — писатель и журналист, классик шведской литературы. «Доктор Глас» — это история молодого врача с прямыми отсылками к «Преступлению и наказанию», написанная в форме дневника, пропитанная духом ницшеанства и разворачивающаяся в клаустрофобных декорациях северного города. Когда очередная пациентка приходит к Гласу с неожиданным признанием, он проникается к ней сочувствием, и с этого начинается его одержимость, которая толкнет героя на «поступок, далекий от канонов врачебного долга».
Герои романа вынуждены приспосабливаться к новой данности, где правда и обман перемешались, а доверие к окружающим убывает с каждым днем. Где случайный прохожий, коллега, друг и даже самый родной человек может вдруг оказаться не на твоей стороне. И где все время приходится выбирать эту самую сторону.
Современная новостная повестка устроена так, что в ситуации катастрофы на человека обрушивается огромное количество негативной информации и бывает очень сложно удержаться от думскроллинга. Нас в такие моменты спасают книги, помогая отвлечься. Триллер, в котором основной конфликт разворачивается внутри героев, стилизации под русскую классику и плутовской роман, антиутопия о тюрьме на Луне, уютный хоррор об антикварном магазинчике и многое другое — в новом материале от редакции и авторов «Прочтения».
Анна Шипилова — финалистка премии «Лицей», в шорт-лист которой вошел ее дебютный сборник рассказов «Скоро Москва». По словам критика Юрия Сапрыкина, писательница «смотрит на сегодняшнюю Россию в сверхкрупном приближении — и видит не „население“ и не „глубинный народ“, а очень разных людей, объединенных разве что похожими несчастьями и общими бедами».
«Лес» — дебютный роман Светланы Тюльбашевой. Москвички Вика и Лика отправляются на летние каникулы в Карелию — и пропадают в лесу. Десятилетний Гриша с папой и бабушкой переезжает в глухую деревню, но местные не слишком-то этому рады, и спокойной жизни на новом месте у семьи не будет. Эти две, на первый взгляд не связанные между собой, сюжетные линии складываются в цельную историю об ужасах, которые таят в себе непроходимая глушь и людские сердца — и неизвестно, что из этого страшнее.