От классики постмодерна до подростковых детективов:

До Нового года осталось всего десять дней — и мы в редакции уже планируем, что будем читать на длинных выходных. Ведь долгие праздники — отличный повод уйти в книги с головой и не обращать внимания на происходящее вокруг. Если вы еще не определились с выбором зимнего чтения — добро пожаловать в нашу подборку: тут и классика постмодерна, и созвучные нашим дням комиксы, и детские детективы, и любовные романы — уверены, что-то точно осядет в вашем книжном списке на 2023 год.

Купить книги подборки можно, перейдя по ссылкам в названиях.

 
Главный редактор «Прочтения»

Кажется, зимние каникулы созданы для того, чтобы, укутавшись в одеяло и подъедая остатки новогоднего стола, читать книжки. Желательно, максимально уютные. Но есть такие люди, как я, — у которых с уютными книжками не очень и поэтому в свободное от работы время они стараются, с одной стороны, нагнать недочитанное за год, а с другой — закрыть пробелы в невротическом внутреннем списке всех когда-либо выходивших книг. В этом (точнее, уже следующем году) мой план таков: «Но человека человек» Ксении Букши и «Это я — Эдичка» Эдуарда Лимонова. Да-да, я не читала Лимонова (как и многие другие книги на свете) и хочу наверстать, пока, кхм, не запретили.

Каждый новый роман Букши — подарок для ее ярых поклонников, к коим я себя отношу. Эмпатичность, социальность, многоуровневость текста (вплоть до математических аллюзий), вербатим, элементы петербургского текста — все это узнаваемые и любимые черты текстов Букши. Обещано все это и в новой книжке, в которую вошли четыре страшных, но очень узнаваемых (в том числе из новостей) истории. Не терпится приступить — чтобы точно по Достоевскому совершить путешествие к самому дну и, оттолкнувшись от него, начать движение вверх — самое то для начала года.

 
Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»

Классовое неравенство, назревающая (пусть пока в умах, пусть пока в немногих) революция, запретная дружба между чистокровным отпрыском богатой семьи и подозрительного (для слуг оной семьи) полукровки — и все это в обертке дарк-академии, с которой я никогда особенно не ладила, но которая неизбывно нравится мне своими закрытыми обществами и раздольем для интриг и заговоров — как местечковых, так и глобальных. Пожалуй, «Песнь Сорокопута» может стать отличным чтением на каникулы и, возможно, альтернативой зачитанным «Трем мушкетерам» — если верить множественным (и неоднозначным) отзывам, слабоумия и отваги, равно как и хитрости с продуманностью, там хватит на десятерых.

 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»
  • Кейт Милфорд. Воровской узел / пер. с англ. А. Глебовской. — СПб.: Поляндрия Принт, 2023. — 704 с.

В далеком 2018-м на новогодние праздники я читала «Дом из зеленого стекла» Кейт Милфорд — историю о мальчике, приемном сыне владельцев гостиницы для контрабандистов. Там был и загадочный особняк, и пять таинственных постояльцев, интриги, скандалы, расследования, и — что немаловажно — рождественские каникулы. А в этом году вышла третья (для российского читателя) книга серии — «Воровской узел». Судя по всему, вбоквел: и центральный персонаж — Марзана Хакельбаренд, а не Майло (хотя мы с ней уже и знакомились во второй части), и действие разворачивается летом, а не как обычно — зимой. Но аннотация все равно обещает нам призраков, похищение и семейные тайны. И сразу будто возвращаешься в детство, когда из забот — дождаться новой книги серии «Черный котенок» (тот самый, в клетчатой кепке и с залихватской трубкой во рту), название которой обязательно должно начинаться со слов типа «тайна», «загадка» или «секрет». Что еще надо для ламповых каникул?

 
Ульяна Бельтюкова
Редактор инстаграма* «Прочтения»

Честно признаюсь в своей любви к подростковым книжкам «Самоката». Вопросы в них такие же фундаментальные, как и во взрослой литературе, но вот добрый и счастливый конец встретить можно намного чаще.

Дикий Запад, 1920-е годы. Примером для подражания и эталоном свободы для главного героя, пятнадцатилетнего Гарета, сына пастора, становится… Эбигейл Сенсон, преступница с золотыми шпорами. Она берет парня в заложники и с корнем вырывает из привычной среды.

Чем кончится «бой» за душу и будущее Гарета? Так ли добр всеми уважаемый пастор и так ли бесчестна всеми презираемая преступница? Именно на эти вопросы я буду искать ответы в новогодние выходные.

 
Куратор рубрики «Опыты»
  • Анна Старобинец. Лисьи Броды. — М.: РИПОЛ классик, 2022. — 720 с.

Книгу я купил в одном из экспатских книжных магазинов. И сделал это после того, как сразу в трех местах прочел о ней примерно следующее: «Планировал почитать перед сном, очнулся утром четыреста страниц спустя, так и не заснув». Полифония, смешение жанров, магический реализм, необычный сеттинг (Дальний Восток в 1940-е) проблема памяти о репрессиях — черт, это звучит как идеальное каникулярное чтение, еще и от мастера сторителлинга: Старобинец умеет как жути нагнать, так и написать разухабистый детский детектив.

Еще один книжный магазин, правда, на сей раз не эмигрантский. Я удивился, что Маккарти доехал уже сюда — первая книга дилогии вышла в октябре, вторая — в начале декабря.

1980-е годы, Бобби и Алисия Вестерн — сиблинги. Помимо инцестуозного чувства их связывает память об отце — одном из создателей атомной бомбы. В The Passenger Бобби идет по следу теории заговора, в Stella Maris — Алисия размышляет о природе реальности и подсознания, пока Бобби находится в коме.

Шестнадцать лет спустя после «Дороги» заслуженный дед американской романистики Кормак Маккарти вернулся в литературу с, пожалуй, самыми загадочными романами, где онтологическое сомнение сочетается с игрой жанров. What’s not to like?

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Али Хейзелвуд. Гипотеза любви / пер. с англ. Натальи Болдыревой. — М.: МИФ, 2022. — 416 с.

В 2022 году я взялась за романтическую и сентиментальную прозу. Колин Гувер показалась мне приторной, а вот от того, чтобы дочитать цикл Люсинды Райли о семи сестрах (в нем, как можно догадаться, семь книг), меня удерживает исключительно сила воли. К «Гипотезе любви» я присматриваюсь с начала года — абсолютный международный хит, оборвавший все тиктоки. Аспирантка Оливия практически на спор целует первого попавшегося мужчину — а им оказывается доктор Карлсен, гроза биологического факультета Стэнфорда. Героев, кажется, ждет благополучный роман. И совершенно безопасный по меркам нынешних времен.

  • Алека Вольских. Мила Рудик и Чаша лунного света. — СПб.: Качели, 2023. — 704 с. 

Еще в этом году я исполнила давнюю мечту перечитать «Таню Гроттер». Впрочем, как начала перечитывать, так и остановилась: разочаровалась. Но от этого не грустно, а только интересно — хочется изучить другие книги, которые были популярны и актуальны в нулевые, и оценить их с нынешних позиций. Одна из таких историй — серия книг о Миле Рудик, о которой я в подростковом возрасте не знала, но в этом году литературный критик Мария Лебедева просветила меня. Мила Рудик — сирота и, как это часто бывает, учится в школе волшебников. Но существование мира По-Ту-Сторону оказывается под угрозой, а самой Миле Рудик предстоит узнать тайну своего рождения.

 
Обозреватель «Прочтения»

Американский постмодернист Эван Дара из тех химерических авторов, кто обходит стороной любые радары публичности, скрываясь под мантией-невидимкой, а может, и вовсе использует псевдоним. Он не дает интервью, не разбрасывается личными фотографиями, даже свои книги публикует в собственном издательстве — в общем, проходит эту жизнь максимально по стелсу. Зато его работы активно шумят, получая награды в области новаторской литературы и попадая в университетские программы. Дебютный роман «Потерянный альбом», написанный в 1995 году, заинтересовал меня и как экспериментальный текст, выводящий прием полифонии на новый уровень, и как расхваленный образец экофикшена — речь здесь идет о распаде общества на фоне экологической катастрофы.

  • Виталий Терлецкий, Катя. Собакистан. Процесс. — СПб.: Терлецки комикс, 2022. — 136 с.

В злосчастном 2022-ом вышло немало русскоязычных комиксов, среди которых есть особо смелые и прорывные — например, «Стационар» Александры Шевченко и первые выпуски трилогии «Смутное время» Алексея Хромогина. Но чтобы составить полноценный список лучшего за прошедший год, мне остается прочитать еще несколько новых книжек. Поэтому январь для меня начнется с «Процесса» — заключительной части «Собакистана» Виталия Терлецкого и художницы Кати. История о песелях, выживающих в тоталитарном государстве, успела побывать в шорт-листе премии «НОС», породила громкие дискуссии и стала важным событием в отечественной комикс-индустрии. Финал этой серии, судя по отзывам, не обещает оптимистичного исхода.

 
Елена Чернышева
Обозреватель «Прочтения»

«Лес повешенных лисиц» я купила через минуту после того, как вступила в чертоги non/fiction, — настолько яркие воспоминания оставил роман Паасилинны «Тысяча Чертей пастора Хуусконена». На его первых пятнадцати страницах, во время похорон дробильщика щебня, сгорает на проводах местная повариха, пытавшаяся спастись от захмелевших и разоривших ее амбары медведей.

Уже только аннотация к «Лесу» не оставляет скуке ни малейшего шанса. Некий бандит скрывается в лапландском лесу от подельников, с которыми он никак не хочет делить награбленное золото. Только уединением тут и не пахнет — вот буквально: то олень позвонит, то медведь, то пьяница-солдафон набредет, то лисенок с пятисотенной купюрой в зубах.

Подозрительно напоминает новогодние каникулы, которые хочешь провести с книжечкой под елочкой, но у друзей на тебя совсем другие планы.

 
Андрей Верещагин
Обозреватель «Прочтения»
  • Олег Стрижак. Вариант. — М.: ИД «Городец», 2022. — 560 с.

Долгие праздничные выходные — самое время почитать что-то долгое. Великий, как говорят, и безумно сложный роман Олега Стрижака, с любопытной историей издания — самое то. Вообще не знаю, что ждать от этой книги, потому как аннотации и отзывы прочитавших уж больно расплывчаты и беспредметны. Уверен, однако, почти наверняка, что ничего толком не пойму. Зато в ряду книжек, самим фактом осиливания которых можно выпендриваться, определенно прибудет. Ну типа: «Вы „Зияющие высоты“ читали? А „Бесконечный тупик“? А „Вариант“? Ну и всё».

 
Юля Измайлова
Обозреватель «Прочтения»
  • Лин Хеджинян. Моя жизнь / пер. с англ. Р. Миронова. — М.: Носорог, 2022. ­­— 160 с.

Поэтесса и эссеистка Лин Хеджинян — одна из ключевых фигур американской Школы языка, названной в честь авангардного журнала L=A=N=G=U=A=G=E, выходившего в 1978–1981 годы. Биография писательницы «Моя жизнь» сегодня прочно вошла в постмодернистский литературный канон. Составленное из разрозненных фрагментов, это стихотворение в прозе, с одной стороны, является своеобразным исследованием роли языка в формировании личной идентичности, а с другой — представляет собой смелую попытку Хеджинян препарировать сам жанр автобиографии, называя литературное произведение «жизнью».

Вниманию читателей предлагается перевод второго, доработанного самой Хеджинян, издания, увидевшего свет в 1987 году. Главное отличие от первого, вышедшего в 1980-м, — количество глав: если в изначальной версии их было 37 — по 37 предложений в каждой, то в дополненном издании соотношение глав и предложений увеличилось до 45/45 соответственно (по возрасту автора на момент написания). Также в книгу вошло продолжение автобиографии — «Моя жизнь в девяностых» (2003).

 

Фото на обложке: wallpaperaccess.com


* организация, запрещенная на территории РФ.

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Анна СтаробинецКсения БукшаСамокатЭдуард ЛимоновГородецМИФВиталий ТерлецкийInspiriaКейт Милфорд
Подборки:
1
0
5938
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Финалисты были выбраны в шести номинациях, от одной — в Facebook — жюри приняло решение отказаться, поскольку не получило заявок, соответствующих всем требованиями блога, который мог бы претендовать на получение премии. Также количество финалистов на площадке Instagram было увеличено до семи.