Дни полнолуния


«Дядя Ваня»

МХТ им. А. П. Чехова

Режиссер: Денис Азаров

Сценограф: Николай Симонов

В ролях: Сергей Епишев, Павел Чинарев, Светлана Колпакова, Александр Усов, Дарья Юрская, Дарья Трухина, Ирина Выборнова, Иван Дергачев и другие

Премьера: 18 марта 2023

Большие гастроли МХТ им. А. П. Чехова в Санкт-Петербурге традиционно открылись премьерой — на стыке марта и апреля главный драматический театр страны показал жителям северной столицы свежайшую, двух недель от роду, постановку Дениса Азарова «Дядя Ваня». Несмотря на премьерную «сырость» и постановочную рыхлость, а также на экстренный ввод — Александр Усов заменил Авангарда Леонтьева в роли отставного профессора Александра Серебрякова, выдающегося псевдоученого, из-за которого пошли наперекосяк жизни героев чеховской пьесы, — спектакль сорвал овации, и на это есть некоторые основания.

Художник Николай Симонов создал на сцене деревянный остов имения Серебрякова — словно бы наскоро сколоченный из свежей древесины (вот и ароматные стружки на земле). Дверные и оконные проемы, книжные шкафы, эскизно набросанные дощатые стены — и, что самое важное, множественные пустоты, насквозь просвеченные холодными лучами лунного света, — этот полупрозрачный подлунный мир дискомфортен, его пространственная незавершенность вызывает едва ощутимую тревогу. Для полнолуния — в самый раз.

Говорят, что полная луна обостряет эмоции, психологические проблемы и кризисные ситуации. Меж деревьев близ усадьбы (видеопроекция на занавесе) плывет огромный сверкающе-белый шар. Плывет, чтобы затем взойти над домом и окончательно помрачить умы его обитателей — настолько, что и ставшее анекдотом пресловутое чеховское ружье наконец выстрелит — в руках Войницкого (Сергей Епишев). Полная луна в спектакле Азарова символически важна — в финале над имением замирают целых три ее гигантских диска. Как тут не сойти с ума? Однако на столе перед Войницким зажигается четвертый шар, «отрезвляющий» — круглый плафон электрической лампы, которая светит на его бумаги: работать, надо работать — вопреки тому, что жизнь погублена.

В азаровском «Дяде Ване» не чувствуется режиссерского высказывания, отсутствует внятная концепция. Принципиально или вынужденно — постановщик предпочел «умереть в актере». Вышло вполне неплохо — в спектакле немало актерских удач.

Главная из них — доктор Астров Павла Чинарева. Его уездный врач молодцеват и даже по-военному статен в так идущей ему длинной черной шинели — далеко не «старый воробей», каким он характеризует себя в пьесе, — однако обывательская жизнь в провинции, если говорить словами другой чеховской героини, Ирины из «Трех сестер», заглушает его, как сорная трава. С первых же сцен Астров глядит, осоловевши, — и трагикомически нездорово тяготеет к водочке. Как за соломинку, хватается персонаж Чинарева за взаимное влечение, внезапно возникшее между ним и Еленой Андреевной, молодой женой профессора Серебрякова (Светлана Колпакова), прибывшей в имение вместе с мужем. Финальное предложение Астрова к Елене Андреевне — все-таки отправиться к нему в лесничество вместо отъезда — заведомо обречено на отказ. И звучит оно из уст героя Чинарева исключительно, издевательски бесцеремонно — ведь этот разговор, как и большинство других приватных бесед в спектакле Азарова, ведется при отстраненно замерших, молчаливых свидетелях (здесь все всё видят, все всё понимают, все не без греха). Пошлость пустого уездного бытия уже въедается в Астрова, пропитывая его организм, подобно алкоголю, и едва ли персонаж Чинарева когда-нибудь сумеет обнаружить антидот — не поможет даже забота о местных лесах.

Елена Андреевна Серебрякова в исполнении Светланы Колпаковой — в цветочном венке, украшающем легкомысленные золотые кудряшки — все равно что богиня плодородия, сошедшая с небес в едва начертанные Симоновым интерьеры забытого всеми прочими богами серебряковского имения: пышно цветущая, очаровательная, теплая и мягкая, но — поначалу кажется — пустоватая. Она — центр происходящего в имении, та персона, на которую направлены все взгляды. Это ее приезд вызвал наибольшую сенсацию среди местных жителей (особенно среди Войницкого и Астрова, ставших вдруг конкурентами в любви) — ее, а не Серебрякова.

Нудный, стареющий отставной профессор Серебряков в исполнении Александра Усова, нескончаемо, на одной ноте, ноющий и ноющий, всем истерически недовольный, порядком утомил своими капризами практически всех ближних, которых и без того долгие десятилетия, как и подобает грандиозному нарциссу, «доил» — высасывал из них все жизненные соки и материальные ресурсы, требовавшиеся ему для строительства научной карьеры. Миссия провалилась, и даже самые его верные фанаты — во главе с Войницким, братом первой, ныне покойной, жены Серебрякова — увидели, что их кумир — пустое место, пшик. Лишь надменно взирающая на мир, рафинированная maman Войницкая (великолепная актерская работа Дарьи Юрской), строго муштрующая прислугу на французский манер, продолжает с глубокомысленным видом зачитываться многоумными сочинениями слепо боготворимого ей зятя.

В роли Ивана Петровича Войницкого, взбунтовавшегося под конец тюфяка, напрасно положившего жизнь на то, чтобы Серебряков, казавшийся ему гениальным ученым, состоялся в профессии, Денис Азаров увидел Сергея Епишева. В плеяде мхатовских актеров несомненно талантливый «вахтанговец» Епишев смотрится чужеродно, органически не встраивается в общую картину — словно деталь из другого пазла. Автоматически предполагаешь, что при помощи такого назначения режиссер стремился подчеркнуть «инаковость» Войницкого — однако в спектакле нет ничего, что подкрепляло бы это предположение.

Две пули из ружья Войницкого пролетели мимо Серебрякова. Идолы повержены. Слова прощания — сказаны. Сердца — разбиты. Публичное одиночество, которое переживают герои спектакля, неспособные по-настоящему услышать друг друга, — непреодолимо. На небе сияют три полные луны. И увещевания Сони (Дарья Трухина) о том, что однажды они с дядей Ваней отдохнут и увидят небо в алмазах, кажутся еще более пустыми, чем когда-либо.

Пропала жизнь. Поросла сорной травой — в день безумного полнолуния.

Автор фото: Александра Торгушникова.

Дата публикации:
Категория: Театр
Теги: театрЧеховПостановкаНаталия СоколоваДенис АзаровДядя Ваня
Подборки:
0
0
9654
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь