Пока «Сапсан» не ушел:

Мы запрыгиваем в последний вагон «Сапсана» — захватив список книжных покупок для ярмарки non/fictio№25. Пришлось ограбить банк, потому что набралось целых 45 пунктов — от исследований писательства и издательской индустрии до прозы о жизни детей при нацизме, от «мозговыносящих» литературных экспериментов до эпического повествования об Исландии XX века, от провинциального романа о семейных ценностях до классического в феминистской критике искусствоведческого эссе. За какими книгами встать в очередь в московском Гостином дворе — в традиционной подборке от редакции и авторов «Прочтения».

 
Главный редактор «Прочтения»
  • Светлана Олонцева. Дислексия. — СПб.: Polyandria No Age, 2024. — 256 с.

Я очень ждала этот текст: когда год назад на презентации совместной серии «Поляндрии» и «Есть смысл» авторы читали отрывки из готовящихся книг, мне захотелось прочитать их все, но только над «Дислексией» я еще и хохотала в голос, а смешные книги (ну, хотя бы местами) — редкие гости в русской литературе. Это основанная на опыте авторки история Сани, которая перезжает в провинцию, чтобы преподавать литературу в школе, — и сталкивается с системой, хотя до последнего надеется ее победить. На полку поставлю рядом с «Частью картины» Аси Володиной.

  • Ольга Воронина. Тайнопись: Набоков. Архив. Подтекст. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2024. — 256 с.

Как известно в узких кругах, я собираю примерно все набоковедческие книги, поэтому у этой не было шанса не оказаться в моем списке. Ольга Воронина — одна из крупнейших современных исследовательниц, член международного Литературного фонда Владимира Набокова, сотрудница Набоковского музея и многолетняя участница Набоковских чтений. Эта книга сосредоточена вокруг важного, но не всегда очевидного для читателей контекста авторских черновиков и набросков. Известно, что Набоков принципиально хотел, чтобы в его случае известны были только финальные версии произведений, но для нас, спустя столько лет, знакомство с архивными материалами может усилить любовь к дорогому сердцу автору и углубить понимание его творчества.

 
  • Сандра Ньюман. 1984. Джулия / пер. с англ. Е. Петровой. — М.: Азбука-Аттикус, 2023. — 512 с.

Во время недавнего путешествия по Европе я натыкалась на эту книгу примерно в каждом втором магазине — она очень четко встраивается в зафиксированный Марией Татар в «Тысячеликой героине» тренд на изложение общеизвестных сюжетов с женской точки зрения. История трагической любви Уинстона Смита, клерка в министерстве правды, и Джулии, механика по обслуживанию литературных машин, изложена глазами Джулии. С учетом того, что «1984», кажется, не выходит из топов продаж в последние два года (с чего бы это — вопрос риторический), эта книга имеет все шансы стать популярной и у нас. 

  • Творческое письмо в России: Сюжеты, подходы, проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 352 с.

В книжном мире о creative writing все еще продолжают биться копья, хотя, казалось бы, пора уже признать его легитимное и очень значимое место в мировом, да и в нашем, литературном процессе. Один из способов — сборник научных статей, инициированный соосновательницей CWS, филологом и писательницей Майей Кучерской. Он вводит в российское поле гуманитарных наук новое направление — creative writing studies. В книге собраны статьи о педагогических практиках, литературных институциях, статусе писателя и художественной литературы в обществе, социологии и экономике творческого письма — в общем, перед нами масштабное и любопытное исследование писательства как профессии.

 
Редактор «Прочтения»
  • Алиса Ханцис. Кариатиды. — М.: Эвербук / Дом историй, 2024. — 384 с.

Роман Алисы Ханцис — о сложных отношениях матери и дочери. Зоя и Яся очень разные по натуре. Зоя любит искусство, она романтична и мечтательна. Ее дочь, напротив, хочет стать исследовательницей, занимается наукой и не любит говорить о чувствах. Их разделяют огромные расстояния, но связывает любовь друг к другу. Это лиричное и изящное повествование о людях, которые готовы стать опорой себе и другим, несмотря ни на что. 

  • Мелисса да Коста. Вся синева неба / пер. с фр. Н. Хотинской. — М.: КомпасГид, 2024. — 536 с.

Эмилю двадцать шесть, у него ранний прогрессирующий Альцгеймер и всего два года жизни впереди. Не желая быть обузой для своих родных, он отправляется в последнее в своей жизни путешествие, беря в попутчицы двадцатидевятилетнюю Жоанну — скучающую, безразличную ко всему незнакомку. Через Жоанну автор дает нам — читателям — возможность прикоснуться к внутреннему миру человека, обреченного забыть свою жизнь, прежде чем расстаться с ней. Однако популярный трагический сюжет принятия неизбежного у Мелиссы да Коста обрастает щемящей красотой и надеждой.

 
 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»
  • Джон Б. Томпсон. Торговцы культурой: Книгоиздательский бизнес в XXI веке. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 480 с.

Откровенно говоря, до того, как в НЛО перевели эту книгу, о Джоне Б. Томпсоне я ничего не слышала. Но тематика новинки меня заинтересовала, было в этом что-то такое родное, какие-то узнаваемые нотки... Конечно, я тут же погуглила автора, его книги и научные работы, а там так любимая мною в университете критическая теория и связи идеологии с современной культурой. И почитать о книгоиздательском деле, его внутренней структуре и о том, как устроен книжный бизнес сегодня, в этом разрезе было бы очень интересно.

  • Павел Басинский. Подлинная история Константина Левина. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 348 с.

Во время подготовки диссертации по Толстому и после ее защиты моя жизнь превратилась в какое-то создание алтаря имени Толстого: книги, бюстики, лапти и свечи с ароматом яблок из Ясной поляны (!). И после приобретения «Подлинной истории Анны Карениной» уж точно не обойтись без покупки «Подлинной истории Константина Левина». Был ли сам Толстой прототипом Левина, почему его фигура так важна в романе, что занимает ровно его половину, и зачем вообще такой типаж нужен русской литературе? Уверена, Басинский сможет рассказать об этом так захватывающе, как ни один школьный учитель.

 
Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»
  • Линда Нохлин. Почему не было великих художниц? / пер. с англ. А. Матвеевой. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 96 с.

Исскуствоведческое эссе Линды Нохлин, написанное в 1971 году, заложило основы феминистской критики. Задаваясь вопросом, почему в истории искусства статусом гениального творца наделялись в основном мужчины, Нохлин приходит к анализу тех социокультурных предпосылок, которые обозначили четкую границу между «мужским» и «женским» величием, и предлагает взглянуть на художественную деятельность как на продолжение общественного порядка. Издание дополнено авторской ревизией 2006 года и предисловием исследовательницы современного искусства Кэтрин Грант.

  • Джордж Моссе. Образ мужчины: История современной маскулинности / пер. с англ. Н. Мазур. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2023. — 356 с.

Книга Джорджа Моссе рифмуется с эссе Линды Нохлин, открывая обратную сторону патриархальной системы, в которой, как известно, проигрывают все. Американского историка интересует, как на протяжении веков — от древних греков и рыцарей до социалистов и нацистов — на Западе формировались общественные представления о том, что значит быть «настоящим мужчиной», и как этот идеал маскулинности укреплялся за счет контртипов — угнетаемых групп.

 
  • Лев Масиель Санчес. Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России. — М.: Individuum, 2024. — 560 с. 

Почему здания в центре города выглядят не так, как на окраине, а здания в Москве — не так, как здания в Петербурге или в Нижнем Новгороде? Почему мы больше не строим красивых домов с пилястрами, горельефами и кариатидами? Эти, казалось бы, наивные вопросы на самом деле целятся в самую суть культурного феномена строительства. Ведь на архитектуру влияет множество факторов — временных и пространственных. Об этом пишет историк Лев Масиель Санчес, объясняя, откуда в России взялись дворцы и храмы, дома культуры и спальные пятиэтажки.

  • Артур Конан Дойл. Из архива Шерлока Холмса / пер. с англ. Н. Сосновской; илл. А. Ранневой и М. Трембач. — СПб.: Качели, 2024. — 160 с.

Это издание последнего сборника рассказов о Шерлоке Холмсе, не побоюсь громкого заявления, трансформирует опыт чтения — благодаря иллюстрациям. Даже если заранее знаешь, что убийца дворецкий (шучу, я не знаю), от страницы к странице становится только интереснее: потому что обилие изображенных деталей, игра тени и света обеспечивают настолько полное погружение, что хочется взять лупу, навести на картинку, найти все-все улики — и самой раскрыть дело.

 
Куратор рубрики «Опыты» (проза)

Романы, лишенные сюжета в привычном понимании и при этом далекие от лирической автофикциональности, в русскоязычной прозе встречаются редко. «Свидетельства обитания» в этом смысле — привет из другой литературной эпохи, заставляющий вспомнить французский новый роман и эксперименты Беккета. Четверо безымянных героев сидят в квартире, боясь ее покинуть, и ведут причудливые диалоги. А в это время кинорежиссер-документалист Ивенс, художники Кляйн и Герхард, актер Бастер К. и дизайнер мебели Вегнер сталкиваются с доведенными до абсолюта пустотой и разрушением. «Свидетельства обитания» можно интерпретировать по-разному, но для меня это история о всепоглощающей тревоге и тревожном человеке XXI века, об ощущении ловушки личного и общественного контроля.

Восьмилетняя Марина теряется на вокзале в большом городе и попадает к женщине по имени Бабочка, которая сперва кажется довольно милой и обещает помочь. Нетрудно догадаться, что на самом деле намерения Бабочки далеко не добрые. Вскоре новая жизнь в странной квартире открывается со стороны все более зловещей. Роман Вики Войцек — взгляд глазами ребенка на реальные, но часто замалчиваемые социальные проблемы: безработица, алкоголизм, торговля детьми. Наивность и некоторая сказочность повествования делают историю по-настоящему пронзительной. Однако книга не превращается в «чернуху» —- здесь есть место и сложным героям, и надежда, что «ад по соседству» можно победить.

 
Галина Рулева
Корреспондент «Прочтения»

 

  • Дэн Джонс. Крестоносцы. Полная история / пер. с англ. Г. Бородиной. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — 552 с. 

Что объединяет архиепископа Кентерберийского, жителя валлийского городка, ученого-суннита и византийскую принцессу? Все они стали участниками глобального столкновения цивилизаций, которое началось в конце XI века в Средиземноморье и охватило всю Западную Европу и Северную Африку, а затем затронуло Балканы, монгольские степи и балтийское побережье. Каждый из действительно существовавших героев Дэна Джонса рассказывает свою историю — историю крестоносцев, написанную кровью.

  • Николас Старгардт. Свидетели войны. Жизнь детей при нацистах / пер. с англ. В. Степановой. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2023. — 496 с.

Оксфордский профессор Николас Старгардт восстанавливает повседневную жизнь детей в годы Второй мировой войны на основе писем, рисунков, дневников и воспоминаний. Голоса подростков из гитлерюгенда, еврейских мальчиков и девочек из гетто, маленьких жителей Польши и Германии, наблюдавших — кто с восторгом, кто с ужасом, а кто с безразличием — за происходящим вокруг, звучат со страниц этой книги, которая, на мой взгляд, выходит за рамки исключительно академического исследования.

 
  • Виталий Тихонов. Полезное прошлое: История в сталинском СССР. — М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 368 с.

Как историческая аллегория стала главным приемом сталинской пропаганды? Какие фильмы смотрел Сталин и какие замечания оставлял на полях учебников по истории, созданных по его указаниям? Удавалось ли «маленьким людям» творить большую историю? В своей книге Виталий Тихонов отвечает на эти вопросы и рассказывает, какую опасность таит «утилитарное и даже циничное» отношение к прошлому.

 
Куратор рубрики «Опыты» (поэзия)
  • Сергей Чупринин. Оттепель как неповиновение. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 224 с.

«Оттепель» — книга, будто бы демонстративно беспристрастная к современности и посвященная исключительно советскому быту, — вся о нашем дне. «За что сделают только отеческое внушение на партбюро или пригрозят в газетной статье, а за что уже и привлекут по полной?» Об этом автор рассказывает, приводя в пример чуть ли не детективный сюжет путешествия «Доктора Живаго» как первого советского самиздата, уроки раннего «подписанства» и многое другое. Невероятно обаятелен заключительный раздел «Оттепель: записки и выписки». Истории из жизни советских функционеров, которые сильно выигрывают от видимого — на первый взгляд — отсутствия авторской оценки событий. На деле же она подаётся на уровне риторических вопросов, а зачастую и тонко спрятана между строк. «Без оргвыводов», как пишет Сергей Чупринин. Но «оргвывод» здесь — сама история, ответившая нам из пушки.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Алексей Олейников. Замок на болотах. — М.: Абрикобукс, 2023. — 376 с.

Вторая книга эпической серии фэнтези «Дженни Далфин и Скрытые земли» про девочку-акробатку и братство циркачей-волшебников «Магус». В этой части Дженни проходит посвящение в братство, учится быть человеком Договора и проявляет силы, которые удивляют даже ее учителей. Эта пора ученичества — самое светлое, доброе и веселое время, потому что впереди девочку ждут суровые испытания. Любителей литературной игры в этой книге обрадуют пародии на знаменитые английские детективы, а еще это история первой любви и первых потерь.

  • Катлин Мёрри. Божок на бис / пер. с англ. Ш. Мартыновой. — М.: Фантом Пресс, 2024. — 384 с.

Седьмой сын седьмого сына, Фрэнк, ждет, когда же ему перейдет по наследству дар целительства. Это здорово помогло бы семье финансово, а еще для Фрэнка дар — его единственный шанс как-то выделиться, обрести себя. Но способности не появляются даже после внезапной смерти Бати, а открывшиеся обстоятельства вынуждают Фрэнка углубиться в историю своего рода. Ирландская глубинка, где люди ничем не уступают в чудаковатости волшебным существам, прекрасный юмор и самоирония и, конечно, семья и любовь. 

 
  • Мэрион Зиммер Брэдли. Туманы Авалона. Том 2 / пер. с англ. О. Степашкиной. — М.: Эксмо, 2023. — 848 с.

Завершилось переиздание ставшего уже классикой ретеллинга легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. В центре повествования здесь женщины: Моргана, сестра Артура, его жена Гвенивера, волшебницы Вивьен и Нимуэ. Все, кто был на вторых ролях во времена, когда магия и христианская вера еще уживались на просторах будущей Британской империи. Светлана Лихачёва перевела первый том, а Оксана Степашкина — второй; проиллюстрировали Ольга Исаева, Винсента и Лидия Магонова. Выход этой классической фэнтези-саги, незаслуженно незамеченной в России ранее, — как никогда вовремя.

  • Александра Шалашова. Камни поют. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — 280 с.

Он пришел в его жизнь, когда Лешка был заброшенным и никому не нужным, он показал ему, как прекрасно все может быть. Он лепил из них братство, как в их любимых книжках, позволял чувствовать себя особенными, любимыми, привязывал к себе. А потом предал. Оказался совсем не тем человеком, даже не тем, на кого нужно и хотелось бы равняться. Но как теперь отказаться от огромной и дорогой части своей жизни, даже если в ее фундаменте была ложь? Острая и болезненная история предательства и сломанных судеб, основанная на реальных событиях.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Шан Хьюз. Перл / пер. с англ. Д. Ивановской. — М.: Лайвбук, 2023. — 352 с.

Детство Марианны было похоже на сказку: большой деревенский дом с солнечным садом, ароматные пироги, запах свежей мяты, истории о русалках и привидениях, цыганские песни и танцы. Но однажды, когда ей исполнилось восемь, ее мать ушла из дома и не вернулась. Всю свою жизнь Марианна пытается понять, что заставило маму бросить ее: был ли это несчастный случай или спланированное бегство? Роман Шан Хьюз — это автофикшен с элементами магического реализма. Текст завораживает: моменты печали и радости сменяют друг друга, как стекляшки в калейдоскопе. Здесь много грусти, злости и обиды, но также много света, спрятанного всюду волшебства и простой человеческой доброты.

  • Вера Гиссинг. Жемчужины детства / пер. с англ. Ю. Змеевой. — М.: Лайвбук, 2024. — 272 с.

1939 год. Родители отправляют десятилетнюю Веру из Чехословакии в Англию, в надежде, что там она будет в безопасности. Вместе с другими еврейскими детьми Вера оказалась в интернате, где провела шесть лет. Все это время она вела дневники и отправляла письма родным, а затем, повзрослев, превратила их в книгу. Роман Веры Гиссинг соткан из контрастов. С одной стороны — это счастливые воспоминания о жизни до войны: семейные праздники, поездки в лагерь, прогулки с друзьями. С другой — описание будней в английской школе: одиночество, потерянность и постоянная тревога за судьбу близких. Это текст о последствиях фашизма и бесчеловечности, но в тоже время — о силе любви и умении находить повод для радости даже в самые темные времена.

 
  • Кэтлин А. Флинн. Проект «Джейн Остен» / пер. с англ. Д. Ключаревой. — М.: Эвербук / Дом историй, 2023. — 496 с.

Недалекое будущее, мир переживает последствия очередной катастрофы. Двое сотрудников тайной Королевской службы отправляются в прошлое, чтобы спасти седьмой роман Джейн Остен от сожжения самой же создательницей. Теперь им приходится привыкать к жизни в викторианской Англии, но это еще полбеды. Куда сложнее — втереться в доверие к Остен и убедить ее не уничтожать рукопись. В книге Флинн намешано много всего: полное погружение в другую реальность и флер прекрасной эпохи, несколько одновременных конфликтов, динамичный сюжет, который не дает выдохнуть, и с переменным успехом — попытка скопировать стиль и юмор великой писательницы. Получилось насыщенно и колоритно — поклонникам Остен стоит присмотреться.

  • Надя Алексеева. Полунощница. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024. — 409 с.

В романе Нади Алексеевой судьбы совершенно разных людей переплетаются на острове Валаам. Москвич Павел приехал, чтобы разыскать родных, Ася регулярно волонтерит в монастыре, замаливая старый грех, регент Иосиф не покидает остров из страха, что потеряет певческий дар, а Семен провел здесь всю свою жизнь. У всех за плечами — непростое прошлое. На страницах «Полунощницы» оживают традиции русской классики: остросоциальная проблематика, сюжет о столкновении маленького человека с большой историей, темы памяти и неудобного прошлого. И все это в совершенно потрясающих декорациях самобытной северной природы.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Сильвен Тессон. В лесах Сибири: Февраль — июль 2010 / пер. с фр. О. Гилюк. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2023. — 240 с.

«В лесах Сибири» — nature writing, скрещенное с читательскими заметками и трагикомедией наблюдений. В 2010 году тридцативосьмилетний французский писатель-путешественник Сильвен Тессон шесть месяцев жил в избушке на берегу Байкала. В суровом климате он пишет стихи на снегу, приручает синиц, воспитывает собак, много читает, рыбачит, катается на коньках, разговаривает с кедрами, курит «один на один с древним озером», контактирует с местными жителями и участвует в «грандиозной попойке» на мысе Покойники. Для русскоязычной аудитории дневник Тессона превращается в книгу двойного взгляда: в то время как автор знакомится с чужой культурно-географической территорией, мы следим за парадоксальным движением его афористических умозаключений о наших краях. 

  • Хатльгрим Хельгасон. Автор Исландии / пер. с исл. О. Маркеловой. — М.: ИД «Городец», 2024. — 544 с. 

Самое объемное произведение Хатльгрима Хельгасона, знакомого по романам «101 Рейкьявик» и «Шестьдесят килограммов солнечного света». В центре сюжета — пожилой писатель, который после смерти оказывается в собственной книге и, разбираясь в загадке странного загробного существования, оглядывается на прожитые годы. Это эпическое повествование об Исландии XX века построено на хитром приеме: главный герой — альтер эго исландца Халльдоура Кильяна Лакснесса, нобелевского лауреата по литературе, а пространство книжного послесмертия — его сага «Самостоятельные люди».

 
  • Джон Бёрджер. Счастливый человек. История сельского доктора. / пер. с англ. А. Сенькова. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 176 с.

Документальная книга 1967 года объединяет эссе писателя Джона Бëрджера и снимки фотожурналиста Жана Мора в рассказ о выдающемся враче Джоне Сассолле. В одиночку помогая людям в сельской глуши, проявляя к пациентам «братское» внимание, он стремился воплотить в повседневности и профессии ренессансный идеал универсального человека. Заинтересованный самоотверженным доктором, Бёрджер исследует сущность взаимоотношений лечащего и больного, размышляет о том, как тяга к новому опыту конфликтует с неблагоприятной средой. Послесловие, написанное в 1999 году, сообщает о самоубийстве Сассолла, которое сделало его жизнь «еще более загадочной».

  • Бен Маркус. Эпоха провода и струны / пер. с англ. О. Лунёва-Коробского. — М.: Kongress W press, 2023. — 216 с.

Мозговыносящий подгон для полки с переводной экспериментальной литературой: книга в форме каталога (казалось бы) вымышленного мира, радикально остраняющая нашу реальность. В структурированном наборе коротких технолирических текстов американский прозаик Бен Маркус генерирует фантастические образы вперемешку с неологизмами и дарит новые значения существующим словам, освобождая их от автоматического восприятия. Языковой апгрейд «Эпохи провода и струны» наследует известным лингвистическим опытам: между шумных строк мелькают тени Гертруды Стайн, Дональда Бартелми и Уильяма Берроуза. Еще одна рискованная экспедиция художественного письма к неисследованным границам.

 
Анастасия Шевченко
Обозреватель «Прочтения»
  • Анна Занадворова. Точки пересечения. — М.: Розовый жираф, 2024. — 172 с.

Главной героине только что исполнилось тринадцать — жизнь, конечно, не балует, все идет не так и не туда, и словно бы специально происходит, чтобы усугубить страдания. Типичный подросточек, она не ощетинивается, как ежик, а решает начать писать книгу. Правда, осталось решить — о чем именно. Прозаик и поэт, участник лито «Панголин» Анна Занадворова написала умную и нежную повесть о том, как важно разговаривать не только с собой, но и с другими. Глядишь, и жизнь наладится. 

  • Шамиль Идиатуллин. За старшего. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 416 с.

Провинциальный роман, впервые опубликованный в 2013 году и в этот раз выкрученный Идиатуллиным не в сторону психологического триллера, как в случае со свеженьким «До февраля», а в плоскость редкого в местном поле шпионского триллера. Но и это определение не будет полным, потому что «За старшего» на самом деле — история о семейных ценностях и неоплаченных долгах. С вечным мотивом того, что, куда бы ты ни уехал, ты увозишь с собой не только себя, но и незавершенные дела рода своего. Как всегда у автора — плотно, динамично, запутанно. И очень по-человечески.

 
  • Оксана Кириллова. Виланд. — М.: Альпина.Проза, 2024. — 572 с.

Виланд фон Тилл очарован идеей взять реванш за позорное поражение Германии в мировой войне — на момент его взросления еще не Первой, а единственной. И вот он уже охранник в Дахау, предыдущая война получила порядковый номер, а текущая разгорается. Он юн и подозревает, что избранные дивным новым миром средства не слишком этичны, но сакральная формула «я просто выполнял приказ» уже разрослась в его сознании, и даже десятки лет спустя, рассказывая в доме престарелых свою историю сиделке, еврейке по национальности, он не считает свои мотивы метастазами.

  • Кевин Дэйвис. Редактируя человечество: Революция CRISPR и новая эра изменения генома. — Альпина нон-фикшн, 2024. — 652 с.

Если вы, как Гермиона Грейнджер, собираете список легкого чтения на каникулы, это ваша история. Редактирование генома — будущее, которое наступило больше десяти лет назад. В целом ученые давно понимают, что и как изменять в ДНК, чтобы победить болезни, восстановить исчезнувшие виды, накормить голодных, утешить страдающих. Но этические конфликты неизбежны: меру, степень и глубину вмешательства в созданное природой регулируют представители вовсе не научного сообщества, а совсем иных институций.

 
 
Обозреватель «Прочтения»
  • Леонид Юзефович. Поход на Бар-Хото. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 285 с.

Компактный роман самого титулованного российского прозаика хвалят все: писатели, издатели, журналисты, критики, причем с совершенно разными взглядами на культуру, общество и политику. В дневниках вымышленного русского офицера, служившего в Монголии во втором десятилетии XX века, действительно есть что-то, что позволяет вознестись над обыденностью и дрязгами. Какие-то удивительные чистота и спокойствие, которых совершенно не ожидаешь от текста про военный поход и политическую ссылку. Но раз не ожидаешь, то, видимо, не достиг пока мудрости.

Герой «Черной Сибири» француз Гастон Мушабьер устал страдать от душевных недугов (той самой Черной Сибири) и решил бороться со сплином радикально — поехав воевать. Действие нового романа Софии Синицкой разворачивается в 2022 году, так что нетрудно догадаться, о чем идет речь. Синицкая не щадит ни его, ни монаха-капуцина брата Бернара, ни братьев Сергея и Алексея Кондратюков — никого, показывая, как в одной личности могут соседствовать человечность и бесчеловечность, как ни одна из сторон конфликта, в котором используют оружие, не может быть права.

  • Аннемари Шварценбах. Смерть в Персии / пер. с нем. Виталия Серова. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. — 160 с.

Журналистка и фотокорреспондентка Аннемари Шварценбах родилась в аристократической швейцарской семье в начале XX века. Она прожила чуть больше тридцати лет, полных исследований различных границ — стран, сознания, любви. Эксцентричная и изящная, страдающая от наркотической зависимости, андрогинная, жутко привилегированная Шварценбах везде оставалась инаковой, бездомной: и в Африке, и в консервативной Европе. Она много раз оказывалась между жизнью и смертью, но смерть пришла за ней в самый неловкий и неожиданный момент — и вовсе не в Персии, хоть так и называется ее последний роман, болезненный, тяжелый, но очень созвучный настоящему времени.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Рагим Джафаров. Картина Сархана. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — 296 с.

Череда самоубийств, эпатажных выступлений и судебных исков — неотъемлемая часть поисков загадочного художника Сархана, которыми по наводке одного журналиста занимается Лиза. Новый роман Рагима Джафарова вгоняет в параноидальное состояние — от бесконечных фокусов, обманов и недомолвок сводит зубы. Это психологический триллер о природе современного искусства и творчества в целом, а еще — совокупность странностей: от тайны личности Сархана до мелочей — ночных звонков, посланий в конвертах. Автор, как всегда, меток в диалогах и сдержан в описаниях, а финал помогает закалить вестибулярный аппарат, переворачивая сюжет вверх дном. 

  • Катерина Ромм. Флориендейл. Одна из них. — М.: Полынь, 2024. — 400 с.

«Флориендейл» — своего рода деконструкция жанра попаданчества, попытка проиграть классический прием задом наперед. В фэнтези-мир проваливается политик-неудачник и вскоре захватывает власть с помощью военной техники из нашей реальности. Но на свободе — наследница престола. Точнее — целых три. И никто не знает, какая из них — настоящая. Книга Катерины Ромм — необычное, если не сказать концептуальное, фэнтези с множеством героев. Хор их голосов расширяет угол читательского обзора: в деталях виден волшебный мир, превратившийся из условного Толкин-ленда в суровое индустриальное государство начала XX века. 

 
  • Анастасия Строкина. Загадки Солнечной системы / илл. М. Уховой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — 80 с. 

Без ложной скромности можно сказать, что эта книга — настоящее эстетическое удовольствие. Арт-проект Анастасии Строкиной рассчитан на детей, но взрослым тоже придется по вкусу. Все о загадках Солнечной системы — от цикла жизни звезд до магнитных бурь и их влияния на технику, — расскажет инопланетный паренек Аструс и его спутники: Лунный Заяц и Великая Утка. Путешествие начнется на Луне, закончится — на Земле. Яркие иллюстрации, хуманизация планет, увлекательный сюжет и много-много обоснованных и нескучных научных фактов — вот то малое, что нужно для счастья. 

  • Анна Чайка. Абрис. — М.: Полынь, 2024. — 264 с.

Кора Сонина опрометчиво решает поселиться в общежитии на каких-то совсем халявных условиях. Да-да, подвох есть: общежитие населено монстрами. Но один подвох хорошо, а два — лучше! Оказывается, с чудищами можно договориться. Теперь Кора — стражница двух миров, она помогает неупокоенным душам. «Абрис» сперва прикидывается классическим, даже чуть избитым хоррором, но после первой трети сбрасывает этот маскарадный костюм. Под ним — приключение в духе романов 2010-х, где в напарники героине достаются обворожительные мертвецы. Получается этакий русский «Труп невесты», но повеселее. Анна Чайка выдерживает баланс психологизма и экшена, жуткого и смешного, локального и глобального.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Сергей Авакян-Ржевский. Дорога Сурена. — М.: Black Sheep Books, 2024. — 240 с.

Аэропорт города Минеральные Воды создан отнюдь не для города Минеральные Воды. Он — для Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков, для санаториев и источников живой воды, для канатных дорожек и прогулочных маршрутов под номерами. Возможно, немного для Лермонтова, закончившего свою жизнь на этой гористой земле. Удастся ли найти сеттинг лучше для маленького человека нового поколения? Вряд ли. С нетерпением жду встречи с Суреном, таксистом, пока он ждет новых пассажиров в том самом аэропорту.

  • Жан-Батист Андреа. Моя королева / пер. с фр. М. Пшеничниковой. — СПб.: Поляндрия NoAge, 2023. — 144 с.

Свежайший лауреат Гонкуровской премии — уже пару лет как король моего сердца. Новый роман Жана-Батиста Андреа «Моя королева» как будто продолжает традиционное для автора повествование о мятежном и/или мечущемся духе, заточенном в теле простого французского мальчика неопределенного (любого) возраста, начатую для русскоязычного читателя в «Сто миллионов лет и еще один день» и «Дьяволы и святые». Хочу верить, что это тот случай, когда можно рассчитывать на стабильность и окунуться с головой в увлекательную, сложносочиненную и полную юношеского страдания историю любви, выйти из которой возможно только после опустошения полной коробки бумажных платочков.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Юлия Купор. Экземпляр. — М.: Эвербук / Дом историй, 2024. — 432 с.

«Экземпляр» — флагманский проект русскоязычной серии издательства. Мистический роман о дьяволе, поселившемся в маленькой зауральском городе, и людях готовых продать душу за исполнение мечты. История в эстетике русской хтони оборачивается исследованием культурного кода и поиском ответов на вопросы «кто мы?» и «откуда в нас взялась эта неиссякаемая тяга к неведомому?».

Ипотека, нелюбимая работа, токсичная мать, психотерапевт раз в неделю, вечеринки по пятницам и обезжиренный латте в руке — стартер пак миллениалки, просто пытающейся жить эту жизнь. Есть лишь одно «но» — абьюзивные отношения с едой, с годами отвоевывающие все больше времени и пространства. «Голод» — обманчиво легкий роман о том, как сложно по-настоящему полюбить себя.

 
Лиза Никитина
Редактор «Прочтения»
  • Вячеслав Аксенов. Война патриотизмов. Пропаганда и массовые настроения в России периода крушения империи. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 488 с.

Сложно отрицать, что мы живем в эпоху больших перемен, когда тема пропаганды и ее влияния все больше волнует общество. Пропаганда везде — пропаганда образа жизни и культурных течений, пропаганда товаров и брендов, и, конечно же, политическая пропаганда — причем не важно, с какой стороны. Именно этой теме посвящена книга Вячеслава Аксенова «Война патриотизмов», удостоенная премии «Просветитель». В ней он исследует влияние и методы пропаганды в период крушения Российской империи и прослеживает ее цикличность в истории нашей страны.

 

Дизайн обложки: Варвара Носкова

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Азбука-АттикусИздательство АСТИздательство Ивана ЛимбахаКомпасГидАд Маргинем ПрессIndividuumАбрикобуксPolyandria No Age
Подборки:
0
0
10562
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Сюжеты о материнстве и неполных семьях часто появляются в современной литературе и, как правило, в них заложен важный разговор о правах уязвимых, насилии, необратимых болезнях. «Перл» Хьюз обходит эти экстремальные углы, чтобы напомнить о прячущейся в темноте печали — близкого человека можно лишиться и без вмешательства агрессивных факторов.
Действие романа «Камни поют» Александры Шалашовой происходит в альтернативной реальности. Советский Союз не распался, а государство получило новые технологии: теперь каждый может быть подвергнут воздействию Читателя — устройства нейрокоррекции, которое стирает память. В центре истории — отношения Леши и его учителя. Леша растет в детдоме, но появляется человек, готовый подарить ему другую жизнь. Учитель создает сообщество детей — этакую страну в стране, где правят идеи свободы и равенства.
«Честно преподносимая процессуальность познания мира» — вот, что захватывает в поэзии Никиты Прялухина больше всего. В новых «Опытах» — стихи, которые «без любви писались бы хуже».
Роман «Руки женщин моей семьи были не для письма» стал прозаическим дебютом для поэтессы, критика и филолога Еганы Джаббаровой. В нем она «во всю длину» исследует «бесконечную потерянность» не вписывающихся в общество людей — неврологических больных и женщин из этнических меньшинств. Полина Бояркина поговорила с Еганой Джаббаровой о роли автофикционального и следовании законам жанра в романе, борьбе с колониальным мышлением, экзистенциальном опыте, приобретенном в болезни, а также об общности ее творчества с прозаическим наследием Марины Цветаевой.