Закрытый клуб: регистрация или вход с паролем
Остановись и смотри: 7 книг на экране

Кинематограф и литература уже давно и тесно взаимосвязаны: по книгам снимаются сериалы и фильмы, по фильмам и сериалам пишутся книги, наконец, книги выходят в формате сериала — по главам, заставляя ждать и гадать, а что же будет дальше? Теперь мы можем рассуждать не только о том, каким герой предстает в нашем воображении и каким он оказывается на экране, но и о том, где глубже раскрыт характер персонажа — в сериале или романе, написанном по его мотивам. Книги, вышедшие не так давно и совсем недавно экранизированные, — в новой подборке «Прочтения».

 
  • Стивен Кинг. Чужак / пер. с англ. Т. Покидаевой. — М.: АСТ, 2020. — 576 с.

Смерть в маленьком городке — это классический сюжет, появляющийся во многих книгах, сериалах и фильмах: начиная с «Твин Пикса» и заканчивая, например, последней книгой Саши Филипенко.

«Чужак» Стивена Кинга, экранизированный в начале 2020 года, — как раз одно из таких произведений.
Повествование начинается с того, что в парке обнаруживают тело жестоко убитого одиннадцатилетнего мальчика. Находятся улики, однозначно указывающие — и это не спойлер — на тренера детской бейсбольной команды Терри Мейтленда. Позже появляются доказательства, подтверждающие, что в тот день Мейтленд был в совсем другом месте и это видели десятки людей. Тогда и начинается настоящее расследование; ведут его детектив полиции Ральф Андерсон, однажды потерявший своего сына, и друг семьи Мейтленд, частный сыщик агентства «Найдем и сохраним» Холли Гибни.

Сериал же в полной мере воссоздает атмосферу тихого, разлитого в воздухе ужаса. Убийство, как и всегда у Кинга, не объясняется сугубо рациональным, зримым, привычным, а страшные сказки оказываются гораздо реальнее, чем можно себе представить. А разбираться с этим — как и всегда — приходится человеку.

 
  • Лиана Мориарти. Большая маленькая ложь / пер. с англ. И. Иванченко. — М.: Иностранка, 2019. — 544 с.

Один из самых громких сериалов последних лет — «Большая маленькая ложь», со звездным составом из Риз Уизерспун, Николь Кидман, Шейлин Вудли, Лоры Дерн и присоединившейся к ним во втором сезоне Мерил Стрип — снят по одноименному роману Лианы Мориарти. 

Книга в оригинале вышла в 2014 году и была хорошо воспринята критиками, отмечавшими удачно пойманный автором балланс между смешным и серьезным — потому что одна из важных тем, которая поднимается в романе — домашнее насилие. Сюжет крутится вокруг трех главных героинь, чьи дети ходят в один класс. Мадлен не может выстроить отношения со старшей дочерью от первого брака, за семейной идиллией Селесты скрываются отношения с мужем-абьюзером, а молодая мать-одиночка Джейн, как выяснится позже, растит сына от мужчины, который ее изнасиловал. 

К написанию «Большой маленькой лжи» Мориарти подтолкнул услышанный ею по радио рассказ девушки, которая пряталась под кроватью во время скандалов родителей. Первоначально текст задумывался как повествование от лица трех центральных героинь, но затем автор решила ввести и второстепенных героев. Если в романе события развиваются хронологически, в сериале нарратив оказывается как бы вывернутым наизнанку, и для большей увлекательности на первый план выдвигается детективная линия. Как в книге, так и в сериале проблема насилия раскрывается достаточно изобретательно — через демонстрацию как самого абьюза, так и того, к каким неожиданным и ужасным последствиям оно может привести. 

 
  • Гиллиан Флинн. Острые предметы / пер. с англ. И. Егоровой. — СПб.: Азбука, 2013. — 352 с.

Выпущенный в 2018 году создателями «Большой маленькой лжи» сериал «Острые предметы» — экранизация дебютного романа Гиллиан Флинн, автора нашумевшего триллера «Исчезнувшая», режиссером киноверсии которого стал Дэвид Финчер. Принято считать, что такая концентрация громких имен и названий скорее вредит читательскому ожиданию — как и тот факт, что книга вошла в шорт-лист премии Эдгара По, самой престижной американской премии в области детектива.

На первый взгляд сюжет романа соответствует лучшим традициям жанра: преуспевающий репортер чикагской газеты «Дейли пост» Камилла Прикер по спецзаданию главного редактора приезжает в свой родной городок Уинд-Гап, встревоженный жестоким убийством одной девочки и исчезновением другой. Но детективная интрига, хотя она, безусловно, и выполняет свою задачу композиционного стержня, — здесь не самое главное: с большой вероятностью этот текст, прочитанный как триллер, принесет больше разочарования, чем удовлетворения. Намного интереснее обратиться к личности главной героини (великолепно сыгранной Эми Адамс): у нее явные проблемы с алкоголем, самооценкой и собственной матерью, она занимается селфхармом и постоянно ловит флэшбеки из отрочества. Так становится ясно, что детективная история — хитро сделанная оболочка, под которой скрывается текст совсем иной жанровой природы — психологическая драма, актуализирующая все наши травмы, о которых вдруг стало можно говорить вслух.

 
  • Диана Гэблдон. Чужестранка. Между прошлым и будущим / пер. с англ. И. Метлицкой, А. Сафроновой, Е. Парахневич. — М.: Эксмо, 2019. — 1184 c.

«Чужестранка» Дианы Гэблдон совместила в себе черты любовного романа, исторической прозы, фантастики и приключения. Главная героиня «Чужестранки» Клэр Рэндалл прошла медсестрой Вторую мировую и счастлива в браке с Фрэнком Рэндаллом. В результате странного происшествия она попадает в Шотландию XVIII века, где вот-вот начнется гражданская война. Там она встречает гаэла Джейми Фрейзера, в которого довольно скоро влюбляется, а также далекого предка Фрэнка — Джонатана Рэндалла — жестокую противоположность своего мужа. Это история сильной женщины во времена, когда никто еще не знал о феминизме и правах женщин. Умная и дерзкая, Клэр вынуждена защищать себя и жить по совершенно новым для нее правилам. Всего в цикле «Чужестранка» восемь романов, первый из которых вышел в 1991 году, а последний — в 2013.

В июне того же года начался показ первого сезона сериала «Чужестранка». Позже проект был продлен еще на несколько сезонов, каждый из которых — экранизация одной из книг цикла. Автор Диана Гэблдон выступила консультантом сериала. В итоге он совсем не уступает роману, а становится его качественной визуальной адаптацией.

 
  • Джей Эшер. 13 причин почему / пер. с англ. М. Балабановой. — М.: АСТ, 2019. — 349 с.

Несколько лет назад на Netflix состоялась премьера американского сериала «13 причин почему», который моментально стал популярен почти по всему миру. Драма основана на одноименном young adult романе Джея Эшера, изданном в 2007 году в США и опубликованном на русском языке в 2011. И хотя первый сезон полностью раскрыл сюжет книги, успех картины позволил продлить ее еще на четыре, а финальные серии будут показаны в этом году. К слову, недавно в «АСТ» выпустили новый перевод романа с альтернативным концом и вставками из дневника главной героини. 

Сюжет строится вокруг самоубийства школьницы Ханны Бейкер, через несколько недель после которого Клей Дженсен, ее близкий друг, находит на пороге дома коробку с кассетами. Эти записи — своеобразный дневник боли Ханны, в котором героиня раскрывает тринадцать причин того, почему она покончила с собой. И Клей — одна из них. Желая понять, в чем же он виноват, подросток отчаянно слушает семь кассет, выясняя обстоятельства, приведшие к смерти подруги, и узнавая постыдные тайны своих одноклассников. Помимо подросткового суицида в книге затрагиваются проблемы сексуального насилия, травли, расизма, наркомании и алкоголизма.

  • Элена Ферранте. Неаполитанский квартет / пер. с ит. О. Ткаченко. — М.: Синдбад, 2018. — 544 с.

Элена Ферранте — один из наиболее популярных в мире современных авторов. Она входит в список ста самых влиятельных людей в мире, и при этом до сих пор доподлинно не известно, кто же скрывается за этим псевдонимом: кто-то считает, что это дуэт итальянских издателей, а кто-то подозревает известного писателя Доменико Старноне.

В серию входят четыре романа: «Моя гениальная подруга», «История нового имени», «Те, кто уходят, и те, кто остаются» и «История о пропавшем ребенке» (за него автору была присуждена Международная Букеровская премия). В них рассказывается о жизни — с детства и до старости — двух подруг, тихони Элены и дерзкой и талантливой Лилу, родившихся в бедном квартале Неаполя в середине XX века. Первый сезон сериала — по «Моей гениальной подруге» — вышел в 2018 году и был снят не американскими компаниями вроде Netflix и HBO, а самими итальянцами. Каждый новый сезон планируется делать по одной из оставшихся трех книг.

Повествование начинается с того, что Элене звонит сын Лилу, чтобы сообщить о пропаже матери. Лену не удивлена, так как знает, что подруга давно хотела исчезнуть, но полагает, что забвение — это не то, что ей нужно, и потому начинает вспоминать и записывать их историю с самого начала. В ней есть все — бедность, насилие, социальное неравенство, роковая страсть, крепкая дружба и, конечно же, подлинно итальянский колорит.

 
  • Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. — М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. — 508 с.

Сериал по дебютному роману Гузели Яхиной с Чулпан Хаматовой в главной роли вот-вот выйдет на центральном телевидении: премьера запланирована на весну 2020 года. С этим связана любопытная текстологическая деталь: изначально «Зулейха» была написана как сценарий, учебная работа для Московской школы кино, и лишь впоследствии стала романом — априори имеющим внутренний кинематографический заряд.

Действие книги начинается в 1930-е годы — в период раскулачивания. Зулейха — татарская крестьянка, мужа которой убивают, а ее саму вместе с другими переселенцами отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Ключевым для произведения — к этому отсылает и название — является мотив прозрения — он же оказывается и главным сюжетообразующим элементом, намекающим на жанровую структуру романа воспитания. Только прозрение в данном случае — процесс скорее не локальный, привязанный к внутренней жизни отдельной личности, а глобальный — исторический или даже философский. И в этом же — неизбывный оптимизм текста: мрачный путь перехода из одного рабства в другое все-таки приводит к свету и свободе.

 

Иллюстрация на обложке: Irina Kiro

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: АзбукаАСТГиллиан ФлиннГузель ЯхинаЗулейха открывает глазаИностранкаРедакция Елены ШубинойСиндбадСтивен КингЧужакЭксмоЭлена ФеррантеЛиана МориартиБольшая маленькая ложьОстрые предметы13 причин почемуДжей ЭшерДиана ГэблдонЧужестранка. Между прошлым и будущимНеаполитанский квартал
Подборки:
1
0
1522
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Главный герой романа «Станция на пути туда, где лучше» не может преодолеть психологическую травму, полученную еще в дестве, когда он вместе с отцом отправился в поездку, которая обернулась настоящим кошмаром. Единственный выход для него — попытаться разобраться в собственном прошлом и примириться с произошедшим.​​​​​​​
«Концертмейстер» — это, конечно, проза поэта, но еще больше — проза музыканта. Максим Замшев закончил, помимо Литинститута, еще и училище Гнесиных, и музыкальное в этом романе идет рука об руку с литературным. Главные герои — Александр Лапшин и Арсений Храповицкий — воспринимают мир сквозь призму музыкальных интонаций и звучащих фраз, что в самом тексте проявляется в виде развернутых метафор, которые нужно воспринимать не иначе, как на слух.
Одна из характерных черт прозы Гаврилова — ее пограничность и многомерность, многостоставность; она, если говорить просто, представляет собой мешанину из абсолютно реалистического, мистического, мифического, философского, разных стилей и разных языков, разных сюжетов, которые могут подчас казаться и не связанными между собой. «Опыты» и написаны на стыке автобиографии и вымысла – в жанре автофикшена.
«140 лет без зимы» в поэзии Максима Матковского и здесь же — «удивительный мир прошлого / в лесу мудаков». Новый выпуск пятничной рубрики «Опыты» — на сайте «Прочтения».
Судя по всему, в ближайшем будущем нам всем придется проводить больше времени дома. Чтобы вы провели это время полезно и интересно, мы собрали несколько диджитал-развлечений на время самоизоляции — да и на любое другое тоже.