Наш современник
Островский

В нынешнем году театральный и литературный мир широко отмечает двухсотлетие со дня рождения Александра Николаевича Островского — одного из самых плодовитых (шутка ли — 48 пьес!) и определяющих российский театр драматургов. Времена и наряды изменились, а вот человеческие нравы — не сильно, а потому, попав в руки талантливых постановщиков, комедии и драмы Островского и сегодня звучат со сцены современно и остро.

В честь юбилея великого драматурга наш театральный обозреватель Наталия Соколова обошла петербургские театры в поисках самых интересных постановок его пьес за последние три сезона. И в процессе не без доли изумления выяснила, что драматических спектаклей по Островскому в северной столице сравнительно немного — всего-то около тридцати. Но что еще грустнее — в репертуарах ведущих драматических театров Петербурга Островского и вовсе нет — за исключением Театра им. Ленсовета и БДТ им. Г. А. Товстоногова (грандиозная золотомасочная «Гроза» Андрея Могучего, спектакль — палехская шкатулка, выпущенный семь лет назад, до сих пор стоит особняком среди прочих постановок по Островскому). Зато у театров поменьше Александр Николаевич по-прежнему в почете — именно здесь сравнительно недавно вышли несколько премьер, заслуживающих зрительского внимания.

 

«Вещь»

Театр «Суббота», режиссер Андрей Сидельников

Премьера: 15 сентября 2020 года

В спектакле заняты: Анастасия Полянская, Владимир Абрамов, Иван Байкалов, Марина Конюшко, Владимир Шабельников, Григорий Сергеенко и другие

Пару недель назад Юрий Соломин, народный артист СССР и художественный руководитель Малого театра — «Дома Островского», предложил на законодательном уровне запретить «передергивать» российскую классику (цитата из материала ТАСС), в том числе менять при постановке название пьесы. Если посмотреть сквозь эту архаичную оптику, «Вещь» Андрея Сидельникова, она же «Бесприданница» — спектакль глубокий и небанально выдуманный, — станет возмутительной от начала и до конца: от названия и до финальной сцены.

Действие этой камерной постановки театра «Суббота» разворачивается не на живописных берегах Волги-матушки (они упоминаются, но остаются где-то за сценой), а в зале ожидания международного аэропорта. Режиссер помещает хрестоматийных героев в мир, запелёнатый в упаковочную пленку (здесь всё и все — товар, который надо выгодно продать). Это царство дешевого пластика, неоновых огней, фастфуда, броских рекламных слоганов, произнесенных томными голосами, фальшивого блеска и душевного стриптиза в социальных сетях. Иногда даже кажется, что еще немного — и художественное решение постановки превратится в оголтелую сатиру на сегодняшние реалии. Однако этого не происходит — благодаря тому, что над пошлым обывательским планом режиссер выстраивает план музыкально-поэтический, выводящий действие спектакля во вневременное, надмирное пространство. Бесприданница Лариса Огудалова (Анастасия Полянская) — красивая «вещь», разыгранная влиятельными мужчинами в орлянку — в системе режиссерских координат Сидельникова оказывается чуть ли не той самой «мировой душой» из домашнего спектакля чеховского Константина Треплева, которой «холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».

 

«Мудрецы»

Театр «На Литейном», режиссер Сергей Морозов

Премьера: 9 декабря 2022 года

В спектакле заняты: Вадим Степанов, Любовь Завадская, Михаил Разумовский, Наталья Ионова, Вячеслав Захаров, Сергей Колос, Ольга Самошина и другие

В минувший уикэнд театр «На Литейном» провел марафон «Дни Островского» — и три вечера подряд представлял петербургским зрителям все имеющиеся в его репертуаре спектакли по пьесам драматурга-именинника. Открывшая «смотр» комедия «Красавец мужчина» в постановке Сергея Грицая, премьера прошлого сезона, безусловно, будет любопытна тем, кто интересуется популярной психологией — исполнитель заглавной роли Сергей Якушев создает на сцене достоверный и вполне современный образ мужчины-хищника с нарциссическим расстройством личности. Однако для того, чтобы насладиться этим портретом, придется потерпеть множественные «ужимки и прыжки»: любой жест любого персонажа в этом спектакле столь избыточно «разобран» постановщиком, столь перенасыщен дурной театральщиной, что приходится признать — переигрывают в «Красавце мужчине» решительно все артисты. Закрывавший же серию показов, сильно уставший за пятнадцать лет «проката» и потерявший живую связь с сегодняшним днем спектакль «Банкрот» («Свои люди — сочтемся») Натальи Леоновой еще может понравиться консервативным зрителям, считающим, что возможность поскучать в театре на классической пьесе по умолчанию входит в стоимость билета.

А вот показанные между «Красавцем мужчиной» и «Банкротом» «Мудрецы» («На всякого мудреца довольно простоты») в постановке художественного руководителя театра «На Литейном» Сергея Морозова — спектакль крепкий и актуальный, с внятным режиссерским высказыванием на вечную тему всепоглощающего лицемерия, особенно в светских кругах. Карьерист Глумов (Вадим Степанов) желает выбиться «из грязи в князи» — и разыгрывает дьявольски хитрую многоходовку, не гнушаясь для достижения своих целей никакими методами. Почтенное высшее общество, куда стремится влиться предприимчивый молодой человек, оказывается ему под стать. Минималистичная сценография Александра Орлова, в которой доминируют главные цвета супрематизма — черный, красный и белый (художник по костюмам — Ирина Чередникова), — переносит действие спектакля в наше время, и понятие «социальный лифт» обретает на сцене самое буквальное воплощение.

 

«Вселенная Островского»

Театр эстрады им. Аркадия Райкина, режиссер Стас Парфенов

Премьера: 12 апреля 2023 года

В спектакле заняты: Юрий Гальцев, Арсений Попов, Регина Щукина, Андрей Зибров, Татьяна Калашникова, Юрий Михайлик, Алёна Савастова и другие

А для любителей легкого жанра в Петербурге в этом сезоне появилось эдакое «Островский-ревю» — 12 апреля, в день рождения драматурга, Театр эстрады показал премьеру Стаса Парфенова «Вселенная Островского». Прием, использованный режиссером, незамысловат, но доходчиво, широкими плакатными мазками иллюстрирует его генеральную мысль: сюжеты пьес Островского — вне времени, а потому актуальны в любых исторических декорациях. Спектакль состоит из шести комедийных и драматических зарисовок — по мотивам пьес «Бедная невеста», «Гроза», «Сват Фадеич», «Старый друг лучше новых двух», «Сердце не камень», «На бойком месте» и трилогии о Бальзаминове. Поочередно, в хронологическом порядке, на сцене сменяют друг друга эпохи российской истории: времена помещиков, строительство коммунизма, бандитские 90-е, современность. Объединяют скетчи репризы в исполнении Юрия Гальцева, худрука Театра эстрады, играющего в постановке Парфенова виновника торжества — самого Александра Николаевича, сошедшего на сцену со знаменитого портрета кисти Василия Перова. Несколько ролей в юмористических зарисовках отведено и представителю нового поколения российских комиков — Арсению Попову, участнику популярного шоу «Импровизация».

Своего главного героя — драматурга-юбиляра — эстрадная «Вселенная Островского», как и свойственно жанру, упрощает и утрирует, пускай и по-доброму. Но вместе с тем — во многом силами Попова, к которому на поклонах выстраивается огромная толпа юных почитательниц — и популяризирует, а в этом уж точно нет ничего крамольного.

Фото на обложке Алексея Иванова

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: театрСергей МорозовНаталия СоколоваАлександр ОстровскийТеатр «Суббота»Театр «На Литейном»Театр эстрады им. Аркадия РайкинаСтас ПарфеновАндрей Сидельников
Подборки:
0
0
9434
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
На стыке марта и апреля главный драматический театр страны показал жителям северной столицы свежайшую, двух недель от роду, постановку Дениса Азарова «Дядя Ваня». Несмотря на премьерную «сырость» и постановочную рыхлость, а также на экстренный ввод нового актера — спектакль сорвал овации, и на это есть некоторые основания.
Героиня Ольги Лерман — единственный полнокровный характер в фильме, но обусловлено это не сценарной недоработкой. Скорее жанровой необходимостью сконцентрировать все внимание зрителя на нелинейной внутренней трансформации, происходящей с Аней на пути к примирению с мамой — и, как следствие, к исцелению душевного разлада, прекращению спора с самой собой.
Остро актуальной картиной «Здоровый человек» может стать для сверстников главных героев и постановщика — то есть для тех, кому где-то между тридцатью и сорока. Егор (Никита Ефремов), успешный ведущий спортивных новостей на канале «Матч ТВ», переживает ранний кризис среднего возраста со всеми его классическими перипетиями, — кроме, разве что, покупки красного кабриолета (тут с точностью до наоборот — и семейную машину придется «проесть»).
Спектакль, премьера которого состоялась в минувшем октябре на сцене МДТ, — это не «одна из „Чаек“», а ее концентрат: и хотя реплики чеховских героев подчас перемешаны, а второстепенные персонажи слиплись друг с другом, превратившись в два в одном, додинское вольное «сочинение на тему» ведет публику по направлению к автору, а не от него: приближает к сути чеховского сюжета, нередко упускаемой из виду.
Постановка одной из самых популярных в репертуарном театре пьес Островского под руководством Андрея Могучего заиграла всеми оттенками черного.