От секунды до вечности

«Время роста деревьев»
Спектакль-променад
Творческая лаборатория «Угол» (Казань)
Режиссер: Регина Саттарова
Драматург: Михаил Дурненков
В спектакле заняты: Булат Минкин, Резеда Хадиуллина, Павел Поляков, Ильнур Гарифуллин, Мария Сивова, Айгуль Ахметова, Дарья Андреева

Завершившийся в Санкт-Петербурге IV Международный фестиваль искусств «Точка доступа» в этом году представил зрителям сразу несколько сайт-специфик-действ, мимикрировавших под экскурсии. Не каждое из них язык поворачивается назвать спектаклем — так, на уровне остроумной, но бездарно воплощенной концепции остался проект швейцарского режиссера Мартина Шика и московского театроведа Анны Ильдатовой «Санкт-Петербург вне себя». Авторы ограничились тем, что, взяв знаменитый текст голландского архитектора Рема Колхаса, подменили в нем оригинальные топонимы — петербургскими (Манхэттен = Васильевский остров, Бруклинский мост = Западный Скоростной диаметр, и т.п.). Попытка доказать сходство между двумя утопическими архитектурными проектами — городом на Неве и Большим яблоком — обернулась утомительным псевдоэкскурсионным мероприятием на речном теплоходе, не имеющим отношения ни к пейзажам за бортом (за вычетом пары любопытных совпадений), ни — что еще хуже — к театру. А вот гастрольный спектакль «Время роста деревьев» в постановке Регины Саттаровой — это и стопроцентно театральное действо, и настоящая экскурсия. Правда, не по парголовским кустарникам, как кажется вначале, а по внутренним ландшафтам человеческого одиночества.

В родной Казани творческая лаборатория «Угол» играет «Время роста деревьев» в естественных декорациях глухой окраины — Военного городка-32. В качестве петербургского эквивалента Саттарова выбрала парголовский дестрой: вписала действие спектакля в дикорастущую зелень, пышно окружившую полуразвалившиеся «заброшки» на краю одного из пустырей Парнаса.

Все начинается как краеведческий променад. Правда, есть небольшая проблема: экскурсовод Николай сегодня не придет, о чем зрителям сообщает его заместитель, высокий молодой человек, элегантно опирающийся на красный зонт-трость. Этим, а также гордой выправкой и полной внешней безучастностью к происходящему, персонаж Булата Минкина, несмотря на непарадную форму одежды, напоминает классического английского джентльмена. От него мы узнаем, что экскурсовод Николай, «тот самый Николай» (Павел Поляков), переживает личную драму: он расстался со своей девушкой Жанной. Следуя за «британцем», экскурсанты направляются в гущу парнасских кустарников, и выясняется: Жанне (Резеда Хадиуллина) ничуть не легче, чем ее бывшему. Выскочив замуж за другого, она тоже не в силах отпустить прошлое: словно сбежав с собственной свадьбы, мечется теперь в зарослях высокой травы, придерживая руками пышную белую юбку.

Пьеса «Время роста деревьев» одного из наиболее известных современных драматургов-экспериментаторов — Михаила Дурненкова, — написана как текст экскурсии, в который вплетены реплики и внутренние монологи персонажей — словно в прозаическом произведении. История о расставании Николая и Жанны становится частью краеведческой прогулки. Подчеркнуто образные размышления о любви и одиночестве, озвучиваемые лирическими героями («двое сумасшедших это запал и детонатор, двое сумасшедших это гололедица и подножка...»), чередуются с сухими фразами экскурсовода. Он рассказывает про скорость роста тех или иных деревьев, про необычайную жизнь на Маршалловых островах и про парголовские достопримечательности — правда, особого рода. Вот, например, разрушенный дом, в котором когда-то, уже после ухода Жанны, «под музыку с мобильного телефона самозабвенно танцевали пьяные мужчины — экскурсовод Николай и экскурсант из Кореи Джун Со» (Ильнур Гарифуллин). И действительно: оба артиста, неведомыми тропами переместившиеся вслед за зрителями в новую локацию часового спектакля-променада, — стоят на полуразвалившейся крыше давно забытого богом и людьми сооружения.

Что общего между обычным хипстером Николаем (окладистая борода, модная шапка-«носок» и casual look), оцепеневшим от экзистенциального ужаса среди буйно цветущих зарослей, и последней особью вымирающей на Маршалловых островах птицы, передачу о которой он смотрел по телевизору? Абсолютное одиночество. Оно и есть — главная тема спектакля Регины Саттаровой. Одна из сцен разыгрывается на узкой тропинке между кустами и высокой травой: сквозь толпу зрителей, вынужденных стоять очень близко друг к другу, прорезается рассуждающая о своей любовной дилемме Жанна. Актриса смотрит в глаза окружающим, и их реакция не просто показательна — она просчитана режиссером и встроена в спектакль: люди инстинктивно расступаются, делают шаг назад. На лицах — как правило, испуганные улыбки. Дурненков написал пьесу о потере коммуникации: на планете, где очень много народу, отдельный человек, переживающий кризис, часто оказывается в изоляции.

Незадолго до финала — еще одна наглядная иллюстрация людской обособленности. Экскурсовод и сопровождающие (актрисы Мария Сивова, Айгуль Ахметова и Дарья Андреева) просят Жанну и Николая, ни разу не пересекавшихся на протяжении всего спектакля, наконец, взглянуть друг на друга. И зрителей, собравшихся на крошечном пятачке земли между березами, — проделать то же самое: посмотреть на тех, кто стоит рядом. Это дается непросто. И тут же приходит понимание того, насколько на самом деле велико отчуждение между людьми: около часа ты шагал плечом к плечу с этими незнакомцами, но только сейчас всерьез обратил внимание на то, как они одеты, сколько им лет и какого цвета у них глаза. Саттарова и Дурненков дают почувствовать: мы все — словно отдельные государства. Говорим на разных языках, и в попытках передать друг другу суть оказываемся порой не более успешны, чем корейский экскурсант Джун Со, написавший своему приятелю, экскурсоводу Николаю, электронное письмо при помощи гугл-переводчика.

«Время роста деревьев» — спектакль, действие которого разворачивается не только среди цветущих кустарников, старых покрышек и битого кирпича, но и в воображении восприимчивого зрителя. Переходы из одной локации в другую и смысловые паузы каждый экскурсант волен заполнять так, как ему хочется. Смотреть, куда смотрится (в эти моменты режиссер ни на чем не фокусирует зрительское внимание), и думать о том, о чем думается — под медитативный шелест листвы. Когда зрители стоят на пятачке среди берез, одна из сопровождающих объявляет: это уникальное место. Любого человека, которого ты когда-либо знал, здесь можно повстречать вновь: если подождать, это обязательно случится — «в моменте от секунды до вечности». И вдруг оказывается, что постановка Саттаровой — это еще и психологический эксперимент: кого из тех, с кем потерял контакт, ты, зритель, вспомнишь здесь первым?..

Результаты каждый волен сохранить при себе.

Фотограф: Полина Назарова

Дата публикации:
Категория: Театр
Теги: Точка доступаВремя роста деревьевРегина СаттароваМихаил Дурненков
Подборки:
0
0
4370
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь