Доступ разрешен: Международный Летний фестиваль «Точка доступа» объявил программу

Представление о том, что в разгар лета театральная жизнь в Санкт-Петербурге замирает — не более чем иллюзия. Это четвертый год подряд доказывает «Точка доступа» — Международный Летний фестиваль искусств, который пройдет в городе и за его чертой с 19 июля по 5 августа. На пресс-конференции, состоявшейся 22 мая в фойе Новой сцены Александринского театра, организаторы и партнеры фестиваля во главе с его директором Филиппом Вулахом презентовали насыщенную программу: 10 спектаклей и режиссерская лаборатория.

«Точка доступа» специализируется на сайт-специфическом театре, выходящем за пределы классических театральных пространств, чтобы освоить и обыграть подчас самые неожиданные локации: в этом году территорией творческих поисков станут торговый комплекс, петербургские реки, кронштадские форты и даже — туалет роскошного отеля.

Рассказывая о спектаклях, программный директор «Точки доступа», театральный критик Андрей Пронин сформулировал главную тему четвертого фестиваля — и круг вопросов, которые затронут постановщики: «Он [фестиваль — прим. авт.] посвящен человеку наших дней, человечности в XXI веке. Испытывает ли природа человека какие-то мутации сегодня — или она остается неизменной? Какие проблемы волнуют современного человека? Какие ценности выходят на первый план? Какие ценности подвергаются эрозии?».

«Точка доступа» предложит петербургским зрителям три собственных премьеры — резидентами фестиваля в этом году станут зарубежные режиссеры Али Асгар Дашти (Иран), Мартин Шик (Швейцария) и Йозуа Рёзинг (Германия). «Это, конечно, определенный риск, — признал Пронин. — Все-таки мы говорим на разных языках, находимся в разных контекстах, и успех не гарантирован. Потому что одно дело — это то, что волнует людей в Иране, другое дело — то, что волнует людей в Германии, в Швейцарии, и четвертый случай — наш с вами социальный и культурный контекст. Но это тоже имеет отношение к теме фестиваля: насколько универсальны, насколько интернациональны взгляды на жизнь в России, Швейцарии, Германии и Иране? У нас есть повод проверить».

Иранец Али Асгар Дашти представит публике театральный сериал «Маленькие ночи», где восточный колорит переплетется с петербургской романтикой: спектакль вберет в себя мотивы из «Белых ночей» Достоевского, «Маленьких трагедий» Пушкина и сказок «Тысячи и одной ночи». Четыре вечера подряд зрители будут отправляться вслед за мечтательным гастарбайтером и его возлюбленной Настенькой на прогулку по вечернему Петербургу — заходя в театры, в которых — все четыре вечера — будут идти пушкинские «Маленькие трагедии». На родине Али Асгар Дашти известен широтой творческих поисков: его интересы простираются от документального театра до работы с древней иранской традицией «тазийе» (театрализованные поминальные представления).

Спектакль швейцарца Мартина Шика «Санкт-Петербург вне себя» мимикрирует под хрестоматийное городское развлечение — прогулку по рекам и каналам на теплоходе, однако цель режиссера — предложить зрителям непривычный взгляд на Северную Венецию. Играя сам себя, Петербург станет главным действующим лицом постановки Шика. В соавторстве с театроведом Анной Ильдатовой режиссер спроецировал идеи влиятельного теоретика архитектуры Рэма Колхаса, автора бестселлера «Нью-Йорк вне себя», на город дворцов и дворов-колодцев, — открыв много общего между двумя мегаполисами.

Третья премьера «Точки доступа» состоится на территории торгового комплекса «Невский Центр» — причем, в тот момент, когда его двери уже закроются на ночь. Немецкий режиссер Йозуа Рёзинг представит свой взгляд на пьесу Петера Вайса «Марат / Сад». Над спектаклем, который станет бенефисом заслуженного артиста России Сергея Лосева, работает сильная команда, включающая в себя композитора Владимира Раннева, художника Сергея Илларионова и артистов Олега Федорова и Галу Самойлову.

В гастрольной программе «Точки доступа» тоже три постановки, которые выведут фестиваль на окраины города и даже за его черту.

Московский «Театр взаимных действий» привезет в кронштадский форт Константин «Музей инопланетного вторжения» — спектакль-номинант «Золотой маски». Постановка в жанре мокьюментари, или фальшивой документалистики, расскажет зрителям о встрече жителей Томской области с внеземной цивилизацией, якобы случившейся в 1989 году. Художниками этого спектакля-инсталляции, который пройдет в формате музейной экскурсии, выступили Шифра Каждан, Леша Лобанов и Ксения Перетрухина.

Постановка «Время роста деревьев» творческой лаборатории «Угол» приедет из Казани, чтобы вместе с наиболее отважными петербургскими театралами исследовать не самую популярную городскую локацию — пустыри Парнаса. Однако спектакль, начавшийся как экскурсия, согласно замыслу режиссера Регины Саттаровой и драматурга Михаила Дурненкова, в итоге окажется лирической историей.

Но главной сенсацией гастрольной программы фестиваля суждено стать «Трехгоршковой опере» из Сиднея в постановке Клеменс Уильямс — причем не только потому, что австралийский театр практически не известен в России. Провокационен выбор пространства для проведения музыкального спектакля — зрителям предстоит целый час провести в дамской комнате отеля Hilton Saint Petersburg ExpoForum (Петербургское шоссе), где случайно встречаются героини постановки и спонтанно устраивают разговор по душам, перемежающийся исполнением оперных арий.

Помимо собственных и гастрольных премьер, организаторы «Точки доступа» презентовали специальную программу, в которую вошли иммерсивное шоу «Безликие» (режиссеры — Мия Занетти, Мигель), швейцарский спектакль без актеров «Questioning / Кто ты?», петербургской адаптацией которого занимается Семен Александровский, «Вишневый сад. Тишина» театра «На Литейном» (режиссер — Андрей Сидельников) и «Разговоры беженцев» Константина Учителя и Владимира Кузнецова. В основе этой постановки, которую фестиваль включает в свою программу уже в третий раз, — одноименная пьеса Бертольда Брехта. Действие разворачивается на Центральном вокзале в Хельсинки — его роль в спектакле «исполнит» Финляндский вокзал. Самих беженцев — Циффеля и Калле, чьи беседы предстоит подслушивать зрителям — сыграют Максим Фомин и Сергей Волков.

Кроме того, 1 августа в выборгской Библиотеке имени Алвара Аалто пройдет режиссерская лаборатория Андрея Пронина «Культурный герой XXI» — на суд зрителей и профессионалов будут представлены три эскиза, в которых режиссеры Роман Муромцев, Мария Критская и Владимир Золотарь исследуют пространство библиотеки — шедевра конструктивистской архитектуры.

Завершая пресс-конференцию, директор фестиваля Филипп Вулах иронично напомнил — спектакли «Точки доступа» предназначены для рисковых людей и искателей приключений. «Мы всегда бросаем челлендж. Если вы сомневаетесь, идти вам на спектакль или нет, выдержите вы или нет, — не ходите, пожалуйста, ни в коем случае! А если пойдете, надевайте удобную обувь — и не забывайте взять с собой фотоаппарат».

Дата публикации:
Категория: Театр
Теги: театрТочка доступаАндрей Пронин
Подборки:
0
0
5862
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь