Колонка главреда: Пионерлагерь для взрослых, или О книжных фестивалях
Лето — время фестивалей. Музыкальных, спортивных, культурных — да, в общем-то, любых, ведь что может быть лучше, чем отдых на открытом воздухе в компании единомышленников? Совсем скоро, уже в эти выходные, в Санкт-Петербурге пройдет очередной благотворительный книжный маркет «Фонарь», и в его преддверии главный редактор «Прочтения» Полина Бояркина рассказывает, какие фестивали ей уже удалось посетить этим летом, и рассуждает о том, почему читателям, издателям и авторам нужно почаще собираться вместе.
Только за последний месяц я побывала на трех фестивалях («Красная площадь», «Здравствуй, лето!», «Белый июнь»), в том числе как организатор, в ближайшую субботу пройдет четвертый — «Фонарь», и это я еще молчу про остальное лето. Чем не повод поговорить о фестивальной культуре?
Что же такое книжный фестиваль? Это мероприятие на один или несколько дней, с книжной (а подчас и не только) программой, а также — и это особенно важный момент — с продажей книг по издательским ценам.
В этом году костер на даче Чуковского — традиция, которая существует уже почти пятьдесят лет, — под эгидой Дома творчества «Переделкино» превратился в большой детский фестиваль. В России пока не существует знакового мероприятия, которое было бы посвящено исключительно детской литературе, но переделкинцы сделали значительный шаг в этом направлении. Книжная культура сейчас особенно тесно взаимодействует со смежными видами искусств. В случае со «Здравствуй, лето!» ставка была сделана на театр: в программу вошли и спектакли, и актерские читки, и даже небольшие театральные миниатюры по мотивам рассказов современных писателей и классиков. Опасность для любого фестиваля на открытом воздухе — поскольку книги совсем не выживают во влажности, а люди совсем не любят мокнуть и мерзнуть — дождь, и именно это нелегкое испытание выпало на долю «Переделкино». Впрочем, пройдено оно было героически.
Впервые побывала в этом году на «Белом июне» в Архангельске, хотя мечтала об этом давно, тем более что к Архангельску у меня отношение совершенно особое: я несколько лет подряд ездила от университета в диалектологические экспедиции на Пинегу. Впервые же возила на фестиваль свою программу и авторов, впервые и сам «Белый июнь» из книжного вырос в фестиваль новой культуры.
Региональные фестивали по многим причинам — история особая. В Москве проводятся крупнейшие в стране книжный ярмарки, есть большое количество сетевых и независимых книжных, развитые библиотечные сети, которые тоже занимаются организацией мероприятий, культурные центры, точки притяжения вроде «Переделкино» и базы разных литературных школ (например, Школа литературных практик, Band и CWS), да и большинство издателей тоже находятся в Москве. В общем, столица от отсутствия событий и книг явно не страдает. Петербург с точки зрения фестивалей, конечно, отстает, но вполне заслуженно несет пальму первенства по количеству независимых магазинов — и наш книжный микроклимат, в общем, тоже весьма и весьма благоприятный.
Если же говорить о регионах, то часто там нет независимых книжных, которые умеют агрегировать аудиторию и продвигать современную литературу (тем городам, где они есть, страшно повезло). Но иногда все ограничивается только сетевыми книжными — в таких случаях фестивали дают возможность приобрести книги по достаточно низким ценам (а они за последнее время сильно выросли) и войти в контекстом современного литературного процесса: пообщаться вживую с уже знакомыми и любимыми авторами или познакомиться с новыми, выбрать себе книги для чтения и просто хорошо провести время.
А что такое фестиваль (любой, но особенно — региональный) для представителей индустрии — авторов, издателей, обозревателей? Конечно же, шанс непосредственно встретиться со своей аудиторией. Сейчас, с одной стороны, эта коммуникация облегчена существованием интернета, с другой же, как метко заметил на одной из встреч в Архангельске генеральный директор Ad Marginem Михаил Котомин, форматы качественного взаимодействия с онлайн-аудиторией пока только нащупываются (и пока что лучше всего с ней удается выстраивать коммуникацию блогерам). Для книжников любой выездной формат это, естественно, возможность обмена опытом и концентрированного общения с теми, кто близок по духу (в Архангельске это оказалось особенно актуально), — что-то вроде пионерского лагеря для взрослых.
И на самом деле, если смотреть шире, то любой книжный фестиваль — тем более сейчас — становится этой возможностью подержаться за руки с дорогими людьми, побыть с ними рядом. Вплоть до того, что эта идея оказывается определяющей концепцией фестиваля, как это, например, произошло с благотворительным книжным маркетом «Фонарь». Да, формально каждый «Фонарь» имеет свою тему, но глобально его миссия — в объединении людей, братстве и сестринстве, в том, чтобы принести больше света в мир, на который наползает тьма. Приходите греться в его лучах вместе с нами.
Фото на обложке: Анна Дьячкова
войдите или зарегистрируйтесь