— Что такое «Ковен дур»? В целом и для тебя?
— Сестринство, семья.
Все проекты, которые у нас есть с девочками, — это все вторично, главное, что это моя семья. Девочки: Марина, Саша, Женя, — их мужья: Сержик, Сергей и Вася — это часть меня. Мы встречаемся на дни рождения, мы дружим семьями — я и мой муж Кирилл, мы постоянно взаимодействуем. Это поддержка невероятной силы, это принятие тебя в любом, даже самом сложном, состоянии, это ощущение союзничества, ощущение, что, даже если весь мир будет против тебя, они будут за тебя.
— А как вы познакомились?
Ой, это было смешно. Все опять с моей ногой сломанной. Самый «переломный» момент моей жизни, можно сказать.
Я лежала дома со сломанной ногой, много читала — вернулась к активному чтению. Мне попалась в руки первая книга Марины из цикла «По ту сторону реки» — «Ярилина рукопись». Я прочитала, мне ужасно понравилось, это было какое-то окно в лес из моей квартирки, где я проводила в ЛФК и массажах мучительные дни. И я написала стихотворение про эту книжку. А потому нашла Марину «ВКонтакте» и написала ей, что вот, мол, стих. И мы как-то заобщались, а она прекрасный фотограф, так что мы договорились, что, когда я встану на ноги, я приду к ней на фотосессию. И вот в феврале, я еще с тростью ходила, мы с Кириллом отправились в Сад имени Баумана фотографироваться. Я к тому времени сильно изменилась: похудела, отрезала волосы, поменяла свой стиль одежды. Мне хотелось запечатлеть все эти изменения, во мне происходящие, посмотреть со стороны, кем же я стала во время затворничества. И мы отправились туда, увидели с ней друг друга, сцепились и просто два часа проговорили так, будто мы знакомы десять лет. После фотосессии и Сергей, и Кирилл у нас у каждой по отдельности спрашивали дома, как давно мы знакомы, давно ли мы дружим. А мы до этого всего парой сообщений «ВКонтакте» обменялись. В этот момент Марина уже знала Сашу Степанову и Женю Спащенко. Сашу — по шорт-листу премии НДК (Новая детская книга, издательство «Росмэн»), Саша вышла там в финал с романом «Пятая бездна». А с Женей они познакомились в интернете, потому что Женя однажды увидела фотографию Марины в каком-то блоге и оказалось, что они нереально похожи: одинаковый цвет волос, прически, даже мужей Сергеями зовут. Так что Женя ей просто как-то написала: «Знаете, похоже, я — это вы» — и они подружились и даже ездили к Жене с Сергеем в Одессу. Так что Марина как коммуникатор нас собрала, и я поняла, что обрела семью. Вы можете быть супер-разными: взгляды, какие-то решения — но это не отменяет вашей общности, и это невероятная ценность.
— Это же очень редкая история, когда в определенном сообществе друзей все как один достигают успеха в одном и том же деле. Как это получилось с вами?
— Наверное, мы сошлись на одном общем интересе к писательству, но мы пишем абсолютно разные истории. И так сложилось, что мы оказались в одном издательстве. Когда ты дружишь против одного врага, это очень объединяет. Без поддержки девочек, наверное, я бы не стала биться с этой ветряной мельницей, не стала бы отбирать права на свои книги, не стала бы ничего доказывать… Но когда за тобой такая огромная силища, кажется, что все возможно.
Мы занимаемся, в общем-то, одним и тем же, но если так произойдет, что кто-то из нас сменит род деятельности, мы не перестанем быть близкими друг другу людьми.
— Как ты пришла к преподаванию?
— Мне кажется, я до сих пор к этому не пришла. Все время смотрю со стороны на себя и думаю: «Боже, что я делаю…»
Когда я ушла из «АСТ», я начала думать о том, что делать дальше. В редакции нам постоянно говорили, что мы недостаточно хороши, это очень въелось в голову. И вот с таким багажом я пошла учиться. Я прошла сначала базовый курс в Creative Writing School, потом полгода училась на курсе у Ольги Александровны Славниковой, параллельно с этим я окончила несколько курсов по автофикшену — у Арины Бойко, Наташи Калинниковой и Ольги Брейнингер — и в какой-то момент поняла, что, во-первых, у меня набралась достаточно большая теоретическая база, а во-вторых, я ее переработала и у меня есть, чем делиться.
И я поняла, что правда хочу этим делиться. Из своего опыта нести что-то и говорить с молодыми авторами, чтобы сделать их путь чуть более безопасным. К сожалению, у меня не было наставника и тех, кто бы мне помог на самом старте. У меня были девочки, но они тоже ничего не знали толком, мы просто вывозили это вместе. Если бы был кто-то, кто мог помочь или подсказать, рассказать, как все на самом деле, все было бы гораздо проще. Такой человек с факелом, который подойдет, даст тебе факел и скажет: «Вот, иди». У нас такое маленькое, но токсичное комьюнити, что хочется поддержки, правда. Хочется немного союзничества.
— Из тех курсов и вебинаров, которые ты уже создала, есть любимый?
— Наверное, это мой первый авторский вебинар «Все в слова». Здесь выражен мой подход не только к писательству, но и вообще к жизни. Мне кажется, что реальность — поставщик невероятного количества сюжетов и фактуры, которые придумать и смоделировать невозможно и не нужно. Мне ужасно хотелось бы, чтобы писатели, молодые и нет, посмотрели на мир через то окно, через которое на него смотрю я, и увидели, сколько всего вокруг, как все щедро на мысли, на смыслы. Мне очень хочется этим поделиться, может быть, это кому-то даст какой-то новый приток вдохновения.
— Исходя из твоего опыта работы с теми, кто только хочет стать писателем, — писательскому мастерству все же можно научить или должен быть непременно врожденный талант?
— Мне сложно оперировать категорией таланта, я, если честно, не могу сформулировать, что это такое. Мне кажется, мы все рассказываем истории — мы каждый день это делаем. И можно научиться делать это хорошо, опираясь на механизмы рассказывания. Есть наука — сторителлинг, есть наука художественных инструментов работы с текстом.
Наверное, невозможно привить некий художественный вкус из ниоткуда или подвести автора к его авторскому голосу и авторскому стилю. Но рассказать, как классно реализовать задумку технически, можно. И это точно облегчает путь. Это как маршрут из точки А в точку Б без проложенных безопасных вешек или то же самое, но с ними. Далеко не все приходят в точку Б с пониманием, как написать рассказ или роман. Но шанс есть. Если бы у меня был такой маршрут, проложенный кем-то, мой первый роман получился бы куда лучше. Это больше про взаимодействие и возможность поделиться своим опытом.
войдите или зарегистрируйтесь