«Прочтение» и студентка филфака СПБГУ Елизавета Зенова решили собрать и проанализировать мнения о пресловутом списке, из-за которого уже разгорелись споры в Думе, СМИ и социальных сетях. А также поразмышлять, способны ли составление списков книг увеличить число их читающих?
Герман, с которым я познакомился в Ленинградском университете в 1954-м (в том году я поступил на отделение журналистики филфака, а Попов учился на последнем, пятом курсе), превосходно бегал на средние дистанции, красиво, элегантно, без видимого напряжения и достаточно быстро, что позволяло ему быть одним из лучших в студенческом обществе «Буревестник». И писал он о беге вдохновенно, с той мерой подлинности, которую дает только знание предмета изнутри, когда каждая строка оплачена собственным опытом преодоления, без чего нет спорта и спортивных побед.
Беседа председателя жюри премии «Русский Букер» 2012 года С. А. Лурье
и рецензента «Прочтения» А. Д. Степанова
На фоне катастрофического падения российского книжного рынка очень любопытно наблюдать за теми его отраслями, которые не только не теряют позиций, но наоборот, становятся всё более и более успешными. Помимо детских иллюстрированных изданий и бизнес-литературы это прежде всего редкая и коллекционная книга. Москва была, есть и долго ещё будет центром российского книгоиздания и торговли, но столицей отечественных книжных раритетов является, судя по всему, Петербург. Косвенное подтверждение этому — открывшаяся 11 сентября в Государственном Эрмитаже выставка, посвященная 20-летию издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга». На вопросы «Прочтения» отвечает директор издательства Петр Суспицын.
В петербургском издательстве «Пушкинский фонд» вышла книга о Н. А. Полевом «Изломанный аршин». Современник Пушкина, оппонент Карамзина, предмет бесчисленных нападок Белинского, Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) и его творчество сегодня не известны даже специалистам. Меж тем этот популярный и плодовитый драматург, один из первых переводчиков «Гамлета» на русский, внятный прозаик, оригинальный историк, создавший многотомную «Историю русского народа» в пику карамзинской «Истории государства Российского», популяризатор науки, главный редактор влиятельных журналов «Московский телеграф» и «Сын отечества», наконец, выдающийся журналист. На вопросы о книге ответил её автор.
200 лет назад началась одна из самых масштабных и опоэтизированных войн в истории человечества. Иван Шипнигов рассуждает о том, почему же о Великой Отечественной войне 1941–1945 до сих пор не создано художественного произведения, равного по величию (хотя бы замысла) «Войне и миру» Толстого.
Я перечитал его недавно впервые после того, как мы прошли его в 8 классе, и был потрясен. Кроме очевидной, намеренной предельной простоты художественной формы и так же очевидной огромной психологической мощи самой истории, в рассказе таится что-то еще, скрыта некая аномалия, вызывающая это потрясение, вплоть до слез. Иван Шипнигов о рассказе В. Распутина «Уроки французского»
Эпиграф к «Дару», поставец с лягушкой, пародия на «Лауру», мастурбация у Набокова, глупый вопрос в «Что? Где? Когда?» и секс в таксомоторе. Проект Вячеслава Курицына
Задушевная тропинка, лошадиность манер, зашифрованный герб, карикатура Шабурова на Кранаха, «открытие Т. Толстой», первое половое возбуждение Набокова. Проект Вячеслава Курицына
Подземный пусть из Петербурга в Москву, таблица отставаний во времени, вечный двигатель, тупоугольный треугольник, кусочек Невского, вагон Карениной, пропорции добра и зла. Проект Вячеслава Курицына
В преддверии объявления шорт-листа второго сезона поэтической премии имени Геннадия Григорьева «Прочтение» заканчивает цикл публикаций, представляющий поэтов, приславших свои подборки на конкурс 2011 года. В последнем выпуске «дневника» Виктора Топорова стихи Андрея Родионова, Наташи Романовой, Галины Рымбу, Евгения Сливкина, Нины Савушкиной, Марины Струковой, Андрея Чемоданова и Александра Чернова.
14 декабря, в день рождения Геннадия Григорьева, состоится вручение премии его имени. Как и в 2011 году, «Прочтение» публикует «Дневник члена жюри Григорьевской премии» — заметки литературного критика Виктора Топорова на полях подборок, присылаемых на коркурс. Во третьей части дневника — стихи Дмитрия Мельникова, Станислава Минакова, Татьяны Мневой, Леонида Немцева, Максима Оркиса, Алексея Остудина, Сергея Пагына, Игоря Панина, Николая Ребера.
В 2011 году в издательстве «Вита Нова» вышло издание поэмы «Москва — Петушки», сопровожденное комментарием Алексея Плуцера-Сарно. Эти «заметки на полях поэмы» называны «Энциклопедией русского пьянства». В них Плуцер-Сарно делает попытку «проникнуть в текст и вскрыть бесконечную перспективу смыслов», а также критически осмысливает работу, проделанную
предыдущими комментаторами.
14 декабря, в день рождения Геннадия Григорьева, состоится вручение премии его имени. Как и в 2011 году, «Прочтение» публикует «Дневник члена жюри Григорьевской премии» — заметки литературного критика Виктора Топорова на полях подборок, присылаемых на коркурс. Во второй части днекника — стихи Александра Кабанова, Евгения Каминского, Кати Капович, Вероники Капустиной, Игоря Караулова, Михаила Квадратова, Андрея Кузьмина, Дмитрия Легезы, Евгения Лесина, Станислава Ливинского, Германа Лукомникова, Алекся Любегина, Дмитрия Мельникова.
В 2010 году состоялось вручение первой поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Тогда на страницах «Прочтения» появился «Дневник члена жюри Григорьевской премии» — заметки литературного критика Виктора Топорова на полях подборок, присылаемых на коркурс. Вторую григорьевскую мы решили представить таким же образом. Вручение премии вновь состоится 14 декабря, в день рождения Геннадия Григорьева.
Валентин Бобрецов производит впечатление человека абсолютно самодостаточного. В поэзии это редкость. И впечатление абсолютной самодостаточности производят его стихи. Здесь есть и Петербург, и поэт-одиночка, и жутковато-размеренный мир застоя, и фарсовый порыв перестройки, но все это вторично по отношению к «творению из ничего», каким и является подлинное творчество. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
«Поздние петербуржцы» в большинстве своем замкнуты на самих себя, в лучшем случае — на собственном мироощущении, а, выражаясь школярски, объективная действительность воспринимается ими в основном как коррелат (термин Т.С. Элиота) душевных переживаний. Иначе говоря, лирическое начало торжествует в их стихах над лиро-эпическим и эпическим.
Не так у Каминского. Мир и люди, в нем обитающие, интересны ему как поэту сами по себе, а не только как предлог или повод зарыться поглубже в собственное сознание и подсознание. Во всяком случае, так это выглядит на первый взгляд. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
И дело не в формализме, хотя и он — признак гордыни. И не в футуризме, линию которого, слывущую ныне бесплодной, он пытается возродить. Анджея не манит жребий модного, почитаемого или просто хорошего поэта. Он хочет быть гениальным — или никаким. Давайте же внимательно следить за его поисками. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
Поэтессы вслед за Ахматовой ведут поэтический «дневник души». Но как часто он на поверку оказывается всего лишь записной книжкой с торопливо вписанными и жирно вычеркнутыми номерами чужих телефонов! И разве что еще — с горестными пометами на полях. В таких стихах отсутствует главное — самодостаточность, отсутствует эстетическое преодоление страдания, хотя бывают они порой и искренними, и даже пронзительными. В стихах Знаменской правят бал иные законы. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
Стихи талантливы — и там, где они полемически заострены, и там, где иронически беспощадны, и там, где лирически взволнованны и приподняты. И, понятно, мои разногласия с поэтессой по многим мотивам не мешают мне высоко ценить ее лирику, в том числе и гражданскую, и предлагать читателю в качестве одного из образцов поэзии «поздних петербуржцев». Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
Сухощеков из 16-ти букв, шипящее издевательство, ненужный «конец», единственный выгодный договор, жестянка для масла, пустое действие и укрощенная висячая строка. Проект Вячеслава Курицына
В четвертой публикации своего цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгений Мякишев представляет поэта Пантелеймона Невинного, порнографа, наивного преемника Апулея, Рабле, Баркова, Козьмы Пруткова, Вл. Сорокина и Михаила Болдумана. А также объявляет о создании своего собственного ЛИТО — литературной штудии «Кунштюк».
Ногоскоп, футуристика на Унтер-ден-Линден, циклонетки, поезд с пропеллером, Сирин без свастик, экология в филармонии.
Проект Вячеслава Курицына
(о проекте)
Одно значительное лицо — чуть ли не первое в государстве — заявило, что никогда еще в истории России не жили люди столь широко и привольно, как в нулевые до кризиса. Не все, конечно, и не везде, но что касается литературных премий — да, это так, несомненно. Точное количество литературных и окололитературных наград в последние годы не поддается подсчёту; по данным Российской Государственной библиотеки — более трёхсот позиций. И ведь действительно, никогда в истории России такого не было. Сергей Князев о литературных премиях
Преждевременная кончина Вертинского, спор Альф творения, три женщины белых на мосту, стрижка собак, обжорство в Берлине, обратный перевод с английского. Проект Вячеслава Курицына
Ресницы цены, тубочка с канюлей, колесная смерть, пролезть в иное измерение, лучший поезд на свете, квази-Шаляпин. Проект Вячеслава Курицына
Купание коня, прибавление в весе с 56 до 91 кг, смерть от страсти, «Фауст» в Моабите, Дзержинcкий в кассе + ответы на загадки из первого выпуска. Проект Вячеслава Курицына
Шахзадача с опечаткой, новая шахматория, скахография Промышлянского, бум крестословиц, колыбельная ходом коня, спички в рифму и издевательский ребус. Проект Вячеслава Курицына
В течение нескольких месяцев, примерно до конца календарного года, «Прочтение» предоставляет свои виртуальные страницы для примерно десятка странных материалов. Разного рода «картинки» , так или иначе связанные с именем и творчеством В. В. Набокова, будут сопровождаться по возможности содержательными комментариями Вячеслава Курицына. «Около Набокова», а не «про Набокова» — потому, что по ходу большого исследования на полях его налипает множество вкусных подробностей, совсем прямого отношения к теме не имеющих, но и никак не желающих обратно растворяться в мглистой тьме библиотек.
Анаит лишь записывает истории ветра с той стороны, находящейся
за гранью добра и зла, где на Литейном проспекте читает лекцию доктор
Калигари, а гофмановский мастер Коппелиус работает в полуподвальной
мастерской на Гражданской улице, создавая очередное механическое существо. Но вот сумерки рассеиваются, начинают работать кафе, и не механический, а обычный кот Васька лежит на подоконнике, радуясь редкому
солнечному дню. Мир обретает ясность... Несколько стихотворений из сборника