Мария Татар «Тысячеликая героиня: женский архетип в мифологии и литературе»: 7 интересных фактов
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга филолога-германиста и исследовательницы фольклора и мифологии в Гарвардском университете Марии Татар. Ее работа посвящена исследованию женских образов в мировой культуре, и уже успела привлечь читателей и вызвать горячие споры, ведь она бросает вызов каноническим архетипам, описанным Джозефом Кэмпбеллом. Татьяна Морозова, ведущая книжного блога «Постоянная читательница», собрала семь интересных фактов из «Тысячеликой героини» — о том, чем путь героини отличается от пути героя, что общего между мифом о Филомеле и движением #MeToo, как современные писательницы переосмысливают роль античных женщин в своих произведениях, и о многом другом.
- Мария Татар. Тысячеликая героиня: Женский архетип в мифологии и литературе. — М.: Альпина Паблишер, 2023. — 456 с.
1. Мы можем легко припомнить с десяток героев-мужчин, ведь цель их подвигов — обрести бессмертную славу в бою, в то время как женщины скорее выполняют социальную миссию, используя при этом свое единственное оружие — слова.
Искать подтверждения женскому героизму стоит не в мифах и эпосе, то есть историях, сочиненных и рассказанных поэтами-сказителями, но в сказках. Именно в них мы видим мир глазами женщин и слышим их голоса. Самым буквальным и ярким примером действенной силы сказительства можно считать историю Шахразады, героини «Тысячи и одной ночи», ведь ее жизнь и жизни других женщин напрямую зависят от способности героини сплетать слова в истории и увлекать ими жестокого Шахрияра.
Совсем другой силой воздействия обладает рассказ о пережитом, который способен изобличать любые формы социальной несправедливости и злоупотреблений. Свидетельства тому мы видим как в сказках — вроде «Мистера Фокса», где героиня использует разоблачительный нарратив для восстановления справедливости, — так и в реальной жизни — сейчас уже сложно отрицать, какую силу обрели слова с возникновением движения #MeToo.
2. Писательницы последних десятилетий — Пэт Баркер, Криста Вольф, Мадлен Миллер, Маргарет Этвуд и многие другие — выступают в роли Social Justice Storytellers (рассказчиц, борющихся за социальную справедливость), когда в своих произведениях дают голос женщинам античного мира.
Эти писательницы, работающие с наследием Гомера, не ставят перед собой цели перекроить истории, но лишь показывают их с точки зрения молчаливых свидетельниц событий — Кассандры, Брисеиды, Цирцеи, Пенелопы и ее двеннадцати служанок. Таким образом писательницы побуждают читателей переосмыслить роль женщин прошлого и показывают инструменты и тактики, к которым те прибегали для выживания и борьбы за существенные перемены.
3. История женской речи и сказительства переполнена примерами попыток обесценить, дискредитировать и проигнорировать то, что женщины хотят сказать, а также принудить их к молчанию. Тем не менее женщины всегда находят выход, и их голоса оказываются услышанными.
От мифа о Филомеле, которую Терей лишил языка, чтобы она не могла рассказать об изнасиловании, до современных практик запугивания, подкупа и применения договоров о неразглашении показывают, насколько велик страх угнетателей перед риском публичного обвинения. Принужденные к молчанию героини, буквально или фигурально лишенные языка, прибегают к самым разным уловкам, чтобы донести правду: воплощают свои послания в рукоделии, пересказывают события неодушевленным предметам и предоставляют показания анонимно, чтобы обезопасить себя.
4. Писательница Луиза Мэй Олкотт перепридумала детскую литературу и превратила ее в литературу для детей, а не для воспитания. Она создала ролевые модели девочек — открытых и любопытных к окружающему миру.
Сестры Марч, главные героини «Маленьких женщин» проложили дорогу целой веренице честолюбивых юных художниц и писательниц: от Энн из Зеленых Крыш, придуманной Люси Монтгомери, до Ханны из сериала HBO «Девчонки». Даже сама Дж. К. Роулинг признается, что Джо Марч — ее любимая литературная героиня.
Чтобы написать книгу, писательнице понадобилось всего лишь воскресить свои собственные детские воспоминания — домашнюю жизнь четырех сестер. Однако устремления сестер Марч выходили за рамки замкнутого частного мирка и были очень разнообразными.
5. Любопытство — ещё одна суперсила женщин, и оно, как правило, подвергается осуждению.
Современная культура утверждает, что любопытство поощряется, ведь оно — прямой путь к обретению знания, но так было далеко не всегда. Еще в XIX веке эта черта, если она проявлялась у женщин и детей, порицалась как нечто праздное, назойливое, сопряженное с подглядыванием и подслушиванием. На примерах Пандоры, Евы и жен из сказки о Синей Бороде, которые не устояли перед соблазном, читателей предостерегали от нарушений запретов.
Однако именно любопытство, вызванное желанием докопаться до истины и добиться восстановления справедливости, делает женщин сострадательными и неравнодушными. А еще выдающимися писательницами и сыщицами!
6. Женщина-детектив — своего рода революционная фигура, прорыв.
Для таких героинь начала ХХ-го века, как Нэнси Дрю, мисс Марпл, Бланш Уайт (персонаж серии книг Барбары Нили), работа детектива была идеальным профессиональным поприщем: так они могли действовать тайно, проявлять интеллектуальную смелость и любопытство, нарушать социальные рамки в то время, когда практически все остальные возможности для них были недоступны. Им не требовались восхищенные союзники, какие были у Шерлока Холмса или Огюста Дюпена, почти всегда они действовали автономно. При этом, расследуя преступления, они ориентировались на «этику заботы», то есть в первую очередь их волновали межличностные отношения и благополучие нуждающихся, соблюдали закон и стремились восстановить справедливость.
7. Современная популярная культура породила множество архетипов героинь, которые уже не вписываются в предложенную Джозефом Кэмпбеллом модель «путешествия героя».
Писатель и критик Льюис Хейд отмечает, что в «патриархальном мифологическом воображении» не находится места героям-трикстерам женского пола, так как традиционно такие персонажи не отягощены работой по дому и заботой о ближних, они движимы лишь азартом и жаждой приключений — такая мобильность для женщин большинства культур была просто немыслима.
Современные кинематограф и литература же представляют публике множество примеров героинь, отрицающих подобные гендерные рамки: Лисбет Саландер и Хейли Старк («Леденец») выступают в роли трикстеров, движимых жаждой отмщения и желанием восстановить справедливость, Ария Старк («Игра престолов») и Моана из одноименного мультфильмы Disney предстают воительницами, следующими по пути, схожему с «квестом» героя Кэмбелла, но не повторяющему его, так как они преследуют иные цели, нежели обретение бессмертной славы.
Все это лишь подтверждает факт, что сейчас мы находимся в фазе, которая требует нового осмысления понятия «героизма» и того, как он вписывается в логику современных культурных медиа. Новые роли женщин, которые с течением времени становятся все разнообразнее и многочисленнее, побуждают к созданию новых мифологических моделей, на которые будут ориентироваться уже будущие поколения, и к отказу от устаревших героических идеалов.
войдите или зарегистрируйтесь