— С какими стереотипами о янг-эдалте вы сталкивались? Почему к этому жанру существует предвзятое отношение, особенно когда речь идет о фэнтези?
— К янг-эдалту действительно существует предвзятое отношение, и стереотипов, связанных с ним, довольно много. Навскидку могу выделить следующее. Прежде всего, представление о том, что янг-эдалт — это явление, которое инфантилизирует современных подростков. Есть распространенная точка зрения, что раньше дети читали детскую литературу, а потом автоматически переходили на взрослую. Например, в советское время подростки, которые сейчас читают «Гарри Поттера» и другие фэнтезийные произведения, читали бы романы Дюма или Жюль Верна, и с точно таким же интересом их могли читать взрослые. Мне хочется сказать, развенчивая этот стереотип, что подростковая или юношеская литература существовала и в советское время. А современные подростки читают далеко не только один янг-эдалт. Литература — это живой организм, она постоянно развивается, постоянно отвечает на новые и новые вызовы. И если янг-адалт появился и стал востребованным, причем как на зарубежном рынке, так и на отечественном, то, значит, этот жанр нужен.
— А что насчет мнения, что такая литература... скажем так, недостаточно интеллектуальна по сравнению с «настоящей»?
— Я сталкиваюсь с этим стереотипом часто: говорят, что янг эдалт — это литература для глупых. Мне кажется, утверждать подобное — примерно то же самое, что утверждать, например, что только глупые люди во взрослом возрасте с удовольствием смотрят мультфильмы Хаяо Миядзаки. Очень показательно, что взрослый читатель тоже хочет читать фэнтезийную янг-эдалт литературу. Наверное, это определенное стремление к эскапизму. Я не вижу в этом ничего плохого. Мне кажется, многие книги так называемого классического фэнтези, будь они написаны сейчас, отнесли бы к янг-эдалту, но вряд ли они от этого стали бы менее качественными. Например, «Хроники Нарнии» или, может быть, даже «Властелин колец».
И последний, третий, стереотип: главный герой фэнтезийного янг-эдалта — это обязательно нереалистичное существо, либо слишком нейтральное, неинтересное, либо слишком способное, защищенное всей возможной сюжетной броней. Этот стереотип возник не на пустом месте, потому что некоторые янг-эдалт произведения действительно страдают чем-то подобным. Но это естественно, когда сегмент очень широкий, популярный и востребованный и в нем регулярно появляется много новых имен. Мне кажется, здесь еще работает феномен главного героя, который очень хорошо демонстрируется в «Гарри Поттере» (с него, наверное, настоящий янг-эдалт бум и начался): главный герой часто получается гораздо менее интересным и выразительным, чем герои второстепенные. Например, когда просишь читателя назвать любимого героя в том же «Гарри Поттере», называют кого угодно, но не главного героя. Почему так происходит, и особенно часто именно в янг-эдалт фэнтези — это тема для отдельного интересного разговора.
— Вы окончили филологический факультет, преподаете, ведете курсы литературного мастерства и, очевидно, хорошо разбираетесь в литературе. Не было ли соблазна пойти в «большую» литературу?
— Безусловно, такой соблазн был, и изначально, когда я начинала свой писательский путь, я планировала пойти в «большую» литературу. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что с самого начала меня повело куда-то не туда. (Смеется.) Потому что все мои рассказы, с самых ранних, содержат фантастический элемент или фантдопущение. Это либо фантастические рассказы, либо фэнтези, либо магический реализм, который я тоже нежно люблю, либо ужасы, триллер, мистика и так далее. Из всех написанных мною текстов я могу со скрипом вспомнить буквально один или два, которые были бы написаны в направлении чистого реализма. Это, наверное, изначально было достаточно плохой заявкой на вступление в лигу «большой» литературы.
войдите или зарегистрируйтесь