С одной стороны, девиз издательства «КомпасГид» довольно прост: «Книги для думающих детей и подростков». С другой, очевидно, что каждая изданная книга в такой парадигме — это вызов. Вызов требовательного читателя, общества, не всегда готового к обсуждению некоторых вопросов, а иногда и вызов меняющегося законодательства. О том, как на протяжении более десяти лет «КомпасГид» издает книги на сложные темы, трудностях в понимании жанра young adult и о том, как читатель помогает издателям, главный редактор издательства Виталий Зюсько рассказал Евгении Чернышовой.
— Виталий, издательство «КомпасГид» создавалось больше десяти лет назад. Взялись ли бы вы за это в 2019–2020-е?
— С одной стороны, я понимаю ваш вопрос, с другой стороны — чувствую, что не хочу впадать в уныние. Это тот трудный вопрос, который я задаю себе каждый раз в конце года. И всегда, в противовес, я вспоминаю теорию малых дел — каждый человек, который занимается любимым делом и делает что-то хорошее, всегда меняет мир. И к этому прикладывается моя вера в то, что детско-подростковая книга обязательно меняет реальность. Эта мысль уводит от экзистенциального вопроса, на который нет ответа.
На самом деле, когда я только создавал «КомпасГид» в 2008 году, в России еще не было ограничивающих детскую литературу законов — тех, которые сейчас действительно мешают работать. Было свободнее и даже интереснее в каких-то моментах. Сейчас, двенадцать лет спустя, я вижу, что реальность изменилась. Здесь в том числе нужно смотреть и на другие независимые издательства. На данный момент, к сожалению, ситуация не самая позитивная, так как в последние годы фактически не появлялось заметных частных независимых издательств, созданных на свои деньги и с четкой издательской политикой. Последний идейно оформленный продукт лично для меня — Albus Corvus, но и он появился почти семь лет назад. И мне действительно беспокойно, что после него на российском рынке образовалось совсем немного новых детских издательств. К тому, что они делают, я пока присматриваюсь.
— А как, на ваш взгляд, изменился издательский рынок за прошедшие десять лет?
— Десять лет — это большой пласт для таких замеров, поэтому перемены, конечно, колоссальные. Прежде всего, запрос аудитории сдвинулся в социальную злободневность. Вопрос военных конфликтов, политических разногласий, нарушений прав человека — это темы, которые стали более востребованы читателем. Это тревожит родителей и тревожит подростков, поэтому и издательский рынок меняется в эту сторону. И здесь из условного читателя-потребителя воспитался активный читатель, который сегодня помогает издателям двигаться в этом направлении.
войдите или зарегистрируйтесь