Подростки, отношения и магия
- Саша Степанова. Пятая Бездна. — М.: Popcorn books, 2023. — 224 с.
Поклонники young adult и мистики знают Сашу Степанову по циклу о «Двоедушнике» и книжному сериалу «Не говори маме». Вдохновение для своих историй писательница находит в детских воспоминаниях и легендах о заброшенных местах. Ее первая рукопись — роман «Пятая Бездна» — появилась в 2015-ом. Год спустя книга оказалась в шорт-листе «Новой детской книги», но издательства отказывались ее печатать. Работа ушла в стол и вышла спустя восемь лет, и, как говорит сама авторка, текст пришлось практически переписать заново. «Пятая Бездна» сильно отличается от более поздних книг Степановой, но в ней считывается знакомая авторская стилистика: подростки с необычными способностями, узнаваемые городские декорации, любовь и магия.
Мир в книге Саши Степановой похож на наш, но с одним исключением — люди тут делятся на три категории: вязники — те, кто видит человеческие привязанности к другим людям и может ими управлять, Зовущие — те, кто лишает вязи ради удовольствия, и обычные смертные. Вязь — невидимые ниточки, связывающие нас с окружающими. Человек, потерявший вязь, фактически превращается в предмет. Пятнадцатилетняя Лера Баринова — вязница, но о своих необычных способностях ничего не знала, пока однажды перед началом летних каникул ее не попытались похитить Зовущие. В тот раз им помешали, но это не значит, что они не придут снова. Оказавшись в опасности, Лера вынуждена резко поменять планы на лето. Теперь ей придется жить с крестным и его сыном Эриком — тоже вязниками — до тех пор, пока не станет известно, кто и зачем за ней охотится.
Начало повести напоминает историю о мальчике, который выжил. Лера — обычная школьница, любит гулять с собакой и смотреть фотки подруг в соцсетях, мечтает получить письмо из Хогвартса и чтобы из школы ее встречал поклонник с цветами — на зависть всем одноклассникам. И вот однажды Лера узнает, что она — волшебница, а еще за ней охотятся злые люди. Такие, как она, учатся в «Бересклете» — частной школе-пансионе, где вязники осваивают премудрости управления силой.
Параллельно с этим развивается другая сюжетная линия, напоминающая детские детективы из серии «Черный котенок», которыми почти все когда-то зачитывались. Вскоре после того, как Лера узнает о своих способностях, выясняется, что она как-то связана с Безднами — древними чарками, в одной из которых кроется неисчерпаемый источник вязи. Теперь несколько подростков — каждый со своими причудами — собираются вместе и отправляются на поиски артефактов. История превращается в экшен: дорожное путешествие, расследование, похищение, злодеи и помощники — причем не всегда удается понять сразу, кто есть кто. А цель приключения, почти как в компьютерной игре, — собрать чарки, не перессориться друг с другом и остаться в живых.
В романе есть все, чем привлекает жанр young adult: обаятельные герои, в которых влюбляешься, сложные отношения со сверстниками и взрослыми, первая любовь, неумение справляться с эмоциями и контролировать силу, поиски себя. И, конечно, динамичный, очень плотный на события сюжет. Действие разворачивается в атмосферном сеттинге — городские дворы многоэтажек, загородные дачи, руины старинного особняка, интернат для подростков с необычными способностями, коллектор и лабиринт из подземных труб. Мир прописан до мелочей, все в нем узнаваемо, а магия сплетается с реальностью тонко и без швов. В книге есть призрачные отсылки к другим романам Степановой, написанным позже: мистические истории, городские байки, очарование заброшек и тонкий психологизм героев. Но, в отличие от более поздних работ, «Бездна» — книга легкая, теплая и очень атмосферная — отсылает к знакомым с детства сюжетам. С такой приятно выпасть из реальности и просто отдохнуть.
Концепция «Пятой Бездны», как и в других книгах Степановой, основана на метафоре. В «Двоедушниках» это идея того, что у каждого человека есть «изнанка», вторая демоническая душа, которая просыпается ночью, делая нас неузнаваемыми. В «Бездне» метафорой служит вязь — эмоциональная близость между людьми. В течение жизни мы привязываемся друг к другу — так накапливается вязь, и чем ее у нас больше, тем счастливее мы становимся.
То, что мы называем вязью, позволяет управлять людьми. Это наша огромная сила. Это волшебство.
Отобрать вязь у человека можно с помощью веккии — особого оружия, которое рвет связь человека с миром.
Всю полностью. Насовсем. — А потом? — Ничего хорошего.
Вязь в книге Степановой есть суть человеческих отношений, и об этом весь роман — о разных и сложных привязанностях между людьми. И, конечно, о любви: дружеской, братско-сестринской, романтической, любви родителей и детей. Тема запутанных отношений подростков передана очень точно, иронично — герои подбешивают друг друга и страдают от неразделенной любви. Все по классике: Лере нравится Вэл, Вэлу нравится Лиза, Лиза любит Эрика, а тот любит только себя. Там, где есть симпатия, есть и неприязнь, причем, в отличие от первой, вторая взаимна. Она может быть настолько сильной, что мешает разглядеть истинную суть человека и заклеймить как врага того, кто на самом деле твоя «родная душа».
Саша Степанова хорошо разбирается в психологии и чувствах людей, понимает сложный и неустойчивый внутренний мир подростков. Писать голосом ребенка, будучи взрослым, непросто, но персонажи «Бездны» говорят и ведут себя естественно: в них веришь, им симпатизируешь и сопереживаешь. Даже второстепенные герои не остаются без внимания. Все — личности противоречивые, сами не знают, чего хотят, не всегда поступают так, как считают правильным, оступаются и потом исправляют ошибки. Характеры героев раскрываются в уморительных диалогах: герои перебрасываются шутками, которые знакомы каждому — от этого создается ощущение, будто подслушиваешь разговор друзей. История Леры вполне могла бы случиться с каждым, кто в детстве мечтал о магических способностях, и это подкупает.
Роман уместился в двести страниц, но, несмотря на небольшой объем, в книге достаточно подтекста и глубины. «Бездна» — попытка ответить на вопросы о чувствах и связях между людьми, об их природе и силе. Можем ли мы выбирать, кого любить и к кому привязываться, или есть какая-от предначертанность? Можно ли доверять своим чувствам, если они эфемерны и сиюминутно изменчивы? И как быть уверенным в правильности своих решений? Ответ неоднозначен, как и чувства героини в финале повести, который перекликается с концовкой «Двоедушника». В этом есть незавершенность, но она обнадеживает: Саша Степанова подготовила почву для целой саги о школе для подростков с необычными способностями, где ребята взрослеют, влюбляются, ищут себя и учатся жить. Сама писательница говорит что текст был написан другой Сашей Степановой в то время, когда мир казался светлее, а краски — ярче. Но все же хочется верить, что продолжение истории Леры Бариновой когда-нибудь случится.
Категория: Рецензии
войдите или зарегистрируйтесь