Детки не в порядке:

Если посмотреть на книжное медийное пространство, то складывается впечатление, будто художественную литературу для детей и подростков считают второстепенной по отношению ко взрослой: о ней почти не пишут известные критики, редко рассказывают крупные книжные проекты. Мы хотели бы исправить эту ситуацию и начать решили с тематической подборки. В сегодняшнем материале: реальные истории о подростках со сложной судьбой, магический реализм, где героиня выбирает дружить с кикиморой, фантастический детектив в «закрытой комнате» и книга с сюжетом, будто подсмотренным в аниме (не говоря уже об иллюстрациях в стиле манга), — ни за что не угадаете, какие из них в условной детской категории, а какие — во взрослой.

 

Элвуд не совершал никаких преступлений, но он — афроамериканский подросток, оказавшийся не в то время и не в том месте, а на дворе — шестидесятые, поэтому его участь предрешена. Попав в исправительное заведение «Никель», Элвуд становится свидетелем чудовищного насилия со стороны начальства по отношению к воспитанникам. И чтобы не потерять веру в справедливость, парень постоянно вспоминает речи Мартина Лютера Кинга. В «Никеле» Элвуд заводит дружбу с другим, таким же, как и он, невезучим подростком Тёрнером. В отличие от Элвуда, Тёрнер ни в какую справедливость не верит, а старается просто выжить в колонии. Ведь выйти из нее можно только на ближайшее кладбище, это подтверждалось уже не раз. Но отчаявшиеся мальчики все равно готовы ухватиться за любую возможность вырваться на свободу. Книга Колсона Уайтхеда основана на реальных событиях: он написал ее после того, как неподалеку от школы-интерната во Флориде, начальство которой десятилетиями издевалось над подопечными, нашлось скрытое кладбище. И все же, несмотря на мрачность истории, книга — о внутреннем свете и поиске выхода даже там, где его, казалось бы, нет.

 

Тридцатые годы прошлого века, Москва. Обычная семья после ареста отца в одночасье становится семьей врага народа. Мать теряет работу и вот-вот вылетит из партии. Соседи открыто презирают и издеваются над интеллигентами, которым дороги их книги и картины, доносчики следят за ними днем и ночью. Главный герой, сын художника, тяжело перенес этот поворот судьбы, но все же учится стоять за себя в новом, обрушившемся на него, мире. Его поддерживают и близкие: выдумщик-брат, который хочет вырастить котенка тигром; наивная и верящая в справедливость мама; друзья семьи, не бросившие их в трудный момент; бабушка, которая учит тому, что все проходит — и это пройдет, зло не вечно. Автобиографическая повесть Мюда Мечева — художника и сына художника — дает надежду в самые трудные времена.

 
  • Евгения Некрасова. Калечина-Малечина. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 288 с.

У Кати все наперекосяк: и с учебой, и дома. Вся-то она бесполезная, учится плохо, «катится-колошматится» по жизни. О том, какая она глупая и ненужная ей часто напоминают отец и учителя. Но однажды, в тяжелый момент, Катя встречает неожиданного помощника — кикимору. Теперь у Кати есть настоящая подруга, к тому же волшебная, а значит, никакие школьные буллеры и злые взрослые им не страшны. Можно давать отпор обидчикам, пугать их с помощью мелкой бытовой магии и даже делать с ними что-то плохое! Но хватит ли у Кати смелости на действительно плохие поступки? Настоящая жизнь может напугать даже древнее существо, так, может, все средства хороши для достижения своих целей? В этой сказке-не сказке мир русского фольклора легко входит в современную квартиру в маленьком городке. А маленькая Катя справляется с проблемами лучше, чем лицемерные взрослые.

 
  • Кори Доктороу. Младший брат / пер. с англ. Е. Токаревой. — М.: Popcorn Books, 2023. — 488 с.

Маркус с друзьями прогуливает школу и случайно оказывается неподалеку от моста, на котором произошел теракт. В ходе полицейской зачистки друзья попадают в место, похожее на тюрьму, где им по-отдельности устраивают допрос с пристрастием, а потом, запугав, отпускают… почти всех. Но, вернувшись домой, Маркус не узнает свой родной Сан-Франциско. Под предлогом безопасности власти начинают закручивать гайки, вводится тотальная слежка за гражданами, и многое оказывается под запретом. Но Маркус — опытный хакер, и он использует свои знания, чтобы взломать систему. Или хотя бы попытаться. С помощью друзей он создает сеть — аналог Даркнета, где все могут общаться свободно, и призывает отстаивать свои гражданские права. Кори Доктороу написал эту книгу больше десяти лет назад, после событий 11 сентября, и, к сожалению, она до сих пор остается актуальной.

 

В единственную в городе мальчишескую школу ради эксперимента отправляется девочка, а в женскую — мальчик. Сайли вовсе не мечтала ходить по стенке во время перемены, чтобы ее не снес табун из первоклашек, а в классе ловить на себе взгляды ужаса и иногда — сострадания. В этой школе даже женского туалета нет! Мальчишки из восьмого «Д» тоже не знают, как вести себя с новенькой. Весь их четкий, упорядоченный мир, в котором каждый знал свое место, вдруг оказался под угрозой. Сбылся кошмар Пика, который верит, что девчонка обязательно захочет прокрасться к нему домой! Неразлучные Ивел и Скип не ссорились, но после появления Сайли перестают общаться, и даже Кико теряет свою решительность и крутость, когда видит девчонку, — такое на уроках не проходят! А вот Сайли не из тех, кто легко сдается. Немного настойчивости, доброты и терпения — и девочка может возглавить целую ораву старшеклассников. Написанная в стилистике полнометражных аниме, книга «Одна к десяти» Натальи Евдокимовой с юмором рассказывает о гендерных стереотипах и о том, как их можно преодолеть.

 

Алису даже дома считают чокнутой — вместо того, чтобы нормально учиться и встречаться с парнями, она рисует какую-то фигню и называет это творчеством. Девочка думает, что отныне ей всегда придется скрывать свои увлечения, но все меняется, когда она принимает участие в школьном конкурсе и становится лауреатом премии, придуманной меценатом школы и эксцентричным миллионером Шульцом. Вместе с Алисой конкурс проходят еще несколько школьников, среди которых есть и звезды, и изгои, и неформалы — лауреаты отправляются в особняк богача за ценным призом. Но там их ждет последнее испытание, намного более серьезное, чем предполагали ребята. История успеха обращается настоящим триллером в закрытой комнате, из которой нужно выйти! Но самым сложным оказываются не ловушки и задания, а общение таких разных и непонятных друг другу молодых людей. Смогут ли школьники преодолеть собственные разногласия и выбраться из ловушки? Или останется только самый сильный, достойный и… выживший?

 

Фото на обложке: https://ru.pinterest.com/

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: СиндбадКалечина-МалечинаКолсон УайтхедPopcorn BooksАбрикобуксСтрокиМальчишки из «Никеля»Аревик ЧахоянЧокнутаяКори Доктороу
Подборки:
1
0
5610
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Ннеди Окорафор — профессор Чикагского университета, американская писательница нигерийского происхождения, коренная представительница народа игбо. В романе «Кто боится смерти?» изображен мир далекого будущего, раздираемый войной между племенами. Главная героиня — рыжеволосая девочка, имя которой в переводе с национального языка совпадает с названием книги, — обладает магической силой, и ей предстоит совершить непростое путешествие, обещающее столкновение с природой, жестокостью, любовью, а главное — с собой.
Вероника Хрусталева с детства жила в комфортабельной позолоченной клетке
Случилось это четырнадцатого июля в троллейбусе, который идет на восток. Троллейбус — это вообще вещь без сердца, ну как тут не напиться! У автобуса мотор, у трамвая рельсы, а этот так — вещь на лямочках. К тому же в троллейбусе меня преследует притча об обезьяне, собаке и свинье — не помню, рассказывал ли я вам ее. В общем, вдрызг пьяный, в жутком, подавленном состоянии я болтался, пытаясь держаться за поручень и при этом краем глаза следить за своим равновесием. Рассказ Ильдара Абузярова из антологии «Десятка»
Кажется, что зарождающаяся республика замкнута в глухое кольцо ненависти
Мы молча вошли в дом, прошли небольшим коридором, и меня втолкнули в комнату, где посередине на двух табуретах стоял раскрытый гроб. Изнутри он был обшит блестящей белой материей с оборками по краям. Поодаль стояла крышка гроба, прислоненная внутренней стороной к стене. С другой стороны гроба сидел на стуле и дремал худой старик, смахивающий на Кощея Бессмертного. Отрывок из романа