Магическая мясорубка

  • Лесли Уолтон. Каталог оккультных услуг / пер. с англ. Е. Морозовой. — М.: Popcorn Books, 2020. — 272 с.

Лесли Уолтон — автор двух янг-эдалт-произведений, одна из главных тем которых — семейные отношения. «Каталог оккультных услуг» — вторая книга автора и вторая же переведенная на русский.

Главное достоинство «Каталога» — атмосфера. На вымышленном острове Анафема у побережья Вашингтона, где и происходят события книги, есть и уютные городские улицы, и необыкновенная природа.

После работы Нор отправилась на пробежку вглубь острова: вокруг Небесного озера, мимо водопада и к утесам, усыпавшим западное побережье. <...> Красота этого места никогда ей не надоедала: неспокойные серые воды, серые небеса и никого, кроме, может, парочки горбатых китов, вокруг, насколько хватало глаз.

Работает на создание обстановки и приближающийся Хэллоуин с традиционными украшениями и костюмами. Лучше всего автор умеет подбирать правильные детали: например, запахи (свежевыпеченный хлеб, пряности, лаванда) или имена собак (Древность, Пустячок) — и описывать тактильные ощущения.

Молодая парочка пила одну на двоих чашку горячего шоколада и заедала печеньем, теплым и липким, завернутым в белую шуршащую бумагу.

Однако спокойная жизнь острова вскоре будет нарушена: закроется пекарня «Сладости и радости», опустеет лавка «Ведьмин час», и произойдет несколько жестоких убийств. А все потому, что на Анафему вернется злая ведьма и по совместительству мать главной героини. «Кровь» — самое часто встречающееся слово в книге, и автор не скупится на физиологические подробности. Ведь «Каталог» — это не только фэнтези, но и хоррор.

Главная героиня — семнадцатилетняя потомственная ведьма Нор — неожиданно для себя и своих близких оказывается обладательницей тех же сил, что и могущественная основательница рода. Однако, несмотря на множество способностей и неумение их контролировать, героине удается притворяться, что она, как и все ее предки, получила только одну Ношу. Даже своей лучшей подруге Нор не говорит правду.

Сама по себе такая замкнутость не могла бы оттолкнуть читателя от персонажа, если бы не ее последствия. Главная героиня видит сны, в которых оказывается на месте своей матери, когда та пытает или убивает очередную жертву. Эти эпизоды вызывают ассоциацию с «Гарри Поттером». Вот только Нор, в отличие от Гарри, никому о своих снах не рассказывает и не пытается помочь тем, кого видела ночью. Она решает что-то предпринять всего один раз — когда видит женщину, которая ее воспитала. Безразличие Нор сродни тому, что должен испытывать читатель, наблюдающий убийства второстепенных персонажей, к которым не успел привязаться. Хотя почти каждый из упоминаемых в тексте жителей острова чем-то да запоминается, смерть в «Каталоге» ощущается легковесной. Возможно, это следствие высокой концентрации насилия в сравнительно небольшой книге.

Важная часть образа главной героини — ее опыт селфхарма. Эта проблема сильно стигматизирована, и открытый разговор о ней может привлечь внимание к тем, кто нуждается в помощи. Кроме того, Лесли Уолтон пишет, что опиралась на реальный опыт людей, поделившихся с ней своими историями, что создавала «Каталог» ради них и хотела с его помощью их поддержать. Такая установка невольно заставляет воспринимать книгу не просто как художественный текст, а как своего рода поступок, что увеличивает ответственность автора и читательские ожидания. Правда, в «Каталоге оккультных услуг» не найти ни советов, ни действенных способов справляться с навязчивыми желаниями, хотя они, как кажется, особенно важны в рассказе о преодолении психологических проблем. Без этого путь главной героини выглядит менее правдоподобным. Когда Нор видит нож, она просто силой мысли заставляет себя переключиться и не причинять себе вред. Походы к психологу, которые, вероятно, повлияли на героиню больше всего, на протяжении книги упоминаются лишь однажды. Хотя история Нор выглядит вдохновляющей, вкупе с магическими способностями такая сила воли скорее отдаляет ее от читателя. Да, она справилась. Но вообще-то она не простой подросток: на протяжении книги Нор без труда овладевает своими способностями и успевает попасть в целых две любовных истории. И хотя в самом начале героиня выглядит напуганной и слабой, а потом становится могущественной ведьмой, ее становление происходит слишком быстро и незаметно. Как будто из книги вырезали «тренировочный монтаж» — стереотипный и действенный способ показать развитие как физических, так и психологических навыков персонажа.

Образ матери Нор тоже кажется не до конца продуманным. Ферн отчаянно стремилась вернуть расположение возлюбленного. Когда же с помощью черной магии ей это удалось, она сбежала с острова, а затем начала «захватывать мир»: собирать последователей и создавать собственный культ. Если Ферн воссоединилась с отцом Нор, пусть и благодаря чарам, зачем ей идти дальше? Жажда признания и власти или даже безумие не кажутся такими уж сильными мотиваторами, если главный злодей показан в основном со стороны.

Персонаж Ферн интересен и как повод для разговора об абьюзе и семейных проблемах. Нор, нежеланный ребенок, стала для матери своеобразным аксессуаром. Не живым существом, которому нужна забота и комфорт (а не маленькое подсобное помещение) — просто вещью, которую не хочется отдавать именно потому, что ее хотят забрать. Жестокое отношение матери и отсутствие отца, вероятно, повлияли на главную героиню сильнее всего и привели к селфхарму.

Но в окружении Нор есть и позитивные примеры: бабушка-великанша Джадд и ее подруга Апофия. Их отношения — удивительно органичная и никого из других героев не удивляющая история однополого союза. Книгу можно прочесть хотя бы ради них, но самостоятельных и интересных женских персонажей в тексте немало. Кроме восьми ведьм Блэкберн, о каждой из которых будет хотя бы немного рассказано, есть подруга Нор, которая заведует местным вариантом склада забытых вещей, и глава таинственного семейства, защищающего островных колдуний. Может быть, так и должны выглядеть по-настоящему современные книги для девочек (и хочется надеяться, что не только для девочек).

Язык книги проще всего назвать «неровным». В самом начале, когда рассказывается история основательницы рода Блэкберн, встречаются неловкие описания физической близости и ее последствий вроде:

Ночью они скрепляли союз, шепча клятвы и окропляя простыни потом вместо святой воды...

Или:

...чувствуя между ног жгучий стыд за содеянное.

Дальше к подобным выражениям добавляются то ли неудачно переведенные, то ли изначально неуклюже написанные фразы. Например:

...подвести свои голубые глаза черной блестящей тушью...

...она увидела длинные, острые, выкрашенные в красный ногти, похожие на когти.

Но встречаются в тексте и яркие и емкие сравнения, например, метафорически обыгрывающие островные реалии:

А прежде всего он выглядел потерянным, как внезапно отвязавшаяся лодка.

Судя по интервью писательницы и намекам в тексте, «Каталог оккультных услуг» — только начало истории Нор. Может быть, в следующих частях автор расскажет о мире Анафемы и способностях ведьм Блэкберн больше, хотя конец книги намекает на то, что героине и ее семье придется скрываться, так что, возможно, магии станет даже меньше. В любом случае кому-то точно будет приятно вернуться на маленький остров, уютные лавочки которого утонули в крови, но от этого путешествия не стоит ждать каких-то больших чудес.

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: Popcorn BooksЛесли УолтонКаталог оккультных услуг
Подборки: Что почить про young adult,
0
0
7306
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь