«Super Mario» в царстве мертвых

«Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»
Сценическая версия театра по мотивам произведений Юрия Олеши
Режиссер-постановщик: Андрей Могучий
Художник-постановщик, художник по костюмам: Александр Шишкин
Композитор: Роман Дубинников
В спектакле заняты: Александр Ронис, Марина Игнатова, Елена Попова, Ирина Патракова, Дмитрий Воробьев, Ольга Ванькова, Виктор Княжев, Ируте Венгалите, Валерий Дегтярь, Анатолий Петров, Аграфена Петровская, Карина Разумовская, Полина Толстун, Александра Магелатова, Рустам Насыров, Виктор Бугаков и другие
Премьера: 31 марта 2018 г.

Спектакль Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце» разделил судьбу большинства сиквелов: первая «серия» произвела эффект разорвавшейся бомбы, а во время работы над второй частью у создателей иссякли то ли порох, то ли запал. Режиссерская фантазия по-прежнему кажется неисчерпаемой — постановщик продолжает сочинять новые миры в сконструированной им художественной вселенной, все дальше и дальше уводя персонажей от сюжетной линии «Трех толстяков» Юрия Олеши. Однако действие, двигавшееся в предыдущем эпизоде стремительно и бившее по зрительскому восприятию наотмашь, в «Железном сердце» словно споткнулось — о режиссерские приемы, удачно использованные в первом эпизоде, — и вдруг начало буксовать.

«Восстание» и «Железное сердце» идут внахлест: в начале второго спектакля Могучий дублирует концовку первого. Хочется дописать: «как и положено в сериалах», но все-таки нет — в них, как правило, самые важные события предыдущей серии лихо смонтированы в короткий ролик. Здесь же — полномасштабный флэшбек. Казалось бы: ну и пусть. Но такое начало сразу утяжелило спектакль и словно определило дальнейший настрой режиссера: будет медленно, подробно и с повторениями.

Сюжет «Восстания» заканчивается тем, что ученый Гаспар Арнери и юная циркачка Суок объединяются, чтобы отыскать Тибула, отважного канатоходца, вставшего во главе революции против правительства трех толстяков (у Могучего толстяки — внесценический персонаж, темная космическая энергия «Т-3»). Прогоняя по второму кругу эффектную цирковую сцену, во время которой Максим Кагин, акробат-дублер Тибула — Виктора Княжева, проходит по натянутому над залом канату, Могучий напоминает зрителям: герой был застрелен капитаном Бонавентурой и угодил, в самом прямом смысле, в объятия Смерти.

Весь второй эпизод похож на компьютерную «бродилку» — квест с элементами хоррора. Чтобы вернуть Тибула в мир живых и с его помощью справиться с «Т-3», персонажам необходимо найти вход в чрезвычайно опасные локации (царство мертвых, королевский дворец), разгадать загадки, заданные «Розовыми дамами» и духом профессора Туба, справиться с «боссами» (Дева-Смерть, Г-жа Первый правительственный чиновник) и, что немаловажно, — отыскать выход.

Сходство происходящего с 8-битной игрой на стыке «Super Mario» и «Аладдина», судя по всему, входило в планы Андрея Могучего и художника-постановщика Александра Шишкина: большую часть времени в центре сцены — огромный торт, над которым то и дело парят нарисованная при помощи видеопроекции стрелка и надпись "Вход"/"Выход" (сами герои этого, как и положено, не замечают). Одинаковые на вид солдатики-«неваляшки», расставленные в конструктивистской, многоуровневой декорации королевского дворца, размеренно прохаживающиеся с ружьями, смешно падающие в сторону, когда их сбивает с ног проносящийся мимо наследник Тутти, и снова невозмутимо поднимающиеся, тоже напоминают «врагов» из любой приставочной игры, которым — кроме прямого удара по голове — все нипочем.

В «Железном сердце» режиссер дает исполнителям главных ролей значительно больше «эфирного времени» (и текста, что порой бывает утомительно) на то, чтобы раскрыть характеры своих персонажей. Гаспар Арнери у Александра Рониса, как и в «Восстании», предстает гениальным ученым, забавным благодаря вечной неуверенности в себе, в своей адекватности и в реальности происходящего (что артист подчеркивает во всем — от речи до походки). Логорея, признаки которой обнаружились у Арнери еще в «Восстании», здесь достигает высшей точки — рот Гаспару не затыкает, кажется, только ленивый. Суок Ольги Ваньковой, наоборот, впервые получает возможность всерьез заговорить — и оказывается, под стать цвету волос, девушкой пламенной, не знающей компромиссов, все время рвущейся за кого-то бороться и что-то выяснять. Ее реплики, произнесенные тонким, высоким, кукольным голоском, режущим слух, — почти сплошь с восклицательными знаками на конце. Тибул, в пару к Суок, «написан» Виктором Княжевым одной краской: даже то, что молодой человек оказался в загробном мире и потерял руку, не отнимает у этого разгоряченного, покрытого татуировками героя ни витальности, ни страсти, ни революционного запала. Тутти (и в оригинале, и у Могучего — брат Суок, разлученный с ней в детстве), как и положено наследнику престола, избалован и подвержен истерикам. Но в его железном сердце, как он сам признается любимой кукле, и впрямь что-то сломалось: в персонаже, созданном Геннадием Блиновым, много нарциссизма, но мало жесткости — напротив, Тутти раскисает настолько, что чиновникам приходится вколоть ему загадочную черную жидкость.

После премьеры второго эпизода по-прежнему трудно делать выводы о режиссерской концепции, лежащей в основе задуманной Могучим трилогии. Начавшись мощным антитоталитарным и антимилитаристским взрывом («Восстание»), сюжет неожиданно уходит в сторону. Вернее — вниз, под землю. Спустившись, подобно Орфею, в царство мертвых, чтобы вызволить Тибула, Гаспар провоцирует там настоящий философский диспут. Непреклонная Дева-Смерть (в чьей подвенечной фате и мужицких ухватках угадывается личная драма, которую и раскрывает здесь Аграфена Петровская), играя с Тибулом «в вопросы», ведет с ним спор о том, что такое любовь и как это — любить «больше жизни». Смысловая нагрузка этой длинной, подчас чересчур «всерьез» решенной сцены ясна не до конца: неужели она потребовалась постановщику лишь для того, чтобы герои могли «уломать» Смерть выпустить их из Аида? Возможно, последний эпизод трилогии все расставит по своим местам.

Фотограф: Стас Левшин

Дата публикации:
Категория: Театр
Теги: Андрей МогучийБДТТри толстякаЮрий ОлешаАлександр Шишкин
Подборки:
0
0
9294
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь