Читать нельзя пропустить:

По традиции книжный год мы встречаем основательно подготовившись — со списком литературы. Вот и сейчас мы по секрету сунули нос в издательские планы на 2024-й и присмотрели ни много ни мало 43 самых ожидаемых нами новинки. Том писем Набокова, автофикшен о переезде в деревенский дом, сатира на книжный рынок, роман-гид по «фантастическим тварям» Петербурга, комикс о славе и забвении в духе «Черного зеркала», исследование кровавых боев в России, антология детского рассказа и триллер об исчезновении в карельских лесах — это и многое другое в новой подборке от редакции и авторов «Прочтения».

 
Полина Бояркина
Главный редактор «Прочтения», автор телеграм-канала «Госпожа главред»

На правах главреда очень хочется воспользоваться положением и, прежде чем подробно остановиться на текстах для подборки, сказать, что я, безусловно, жду новые книги Манойло, Буржской, Захарова, Благовой, Богдановой, Максимовой, Идиатуллина, Замировской, Птицевой, Вагнер, Поляринова, дебюты Лебедевой, Бевза, Столяр, перевод последнего романа Маркеса. (Ну вы уже примерно поняли, обзоры на что ждать от меня в этом году.)

  • Ласло Краснахоркаи. Гомер навсегда / пер. с венг. В. Середы. — СПб.: Polyandria No Age, 2024.

С книгами Краснахоркаи я познакомилась несколько лет назад, когда мы готовили материал о современной венгерской литературе. Познакомилась — и влюбилась без памяти, хотя, казалось бы, сложные, тягучие, окрашенные в серые тона, лишенные динамики, действия, деления на абзацы и предложения тексты — это не самые простые объекты для любви. Но сердцу не прикажешь. Каждый его новый перевод на русский теперь — предмет страстного ожидания. Мало того, что «Гомер навсегда» — графический роман, это еще и в противовес остальному творчеству Краснахоркаи текст, состоящий из чистой динамики. Главный герой чудом избегает смерти и с головокружительной скоростью мчится через всю Европу на юг — так быстро, что прошлое и будущее смазываются и буквально перестают существовать для него.

  • Азар Нафиси. О чем я молчала. Мемуары блудной дочери / пер. с англ. Ю. Змеевой. — М.: Лайвбук, 2024.

Вторая выходящая на русском книга Азар Нафиси — мемуары писательницы. «Читая „Лолиту“ в Тегеране» — ее предыдущая история о политике, вторгающейся в частную жизнь, — описывает, как Нафиси, дочь бывшего мэра Тегерана, получившая образование в Америке, возвращается на родину, чтобы преподавать иранским студентам зарубежную литературу. Но исламская революция мешает все карты, и лекции превращаются в тайные собрания, где литература становится чем-то сродни глотку свежего воздуха. «О чем я молчала» — история одной семьи на фоне политических потрясений в Иране. Главный вопрос здесь — какова цена свободы в стране, где свободы с каждым днем становится все меньше и меньше. Кажется, сейчас не может быть чтения актуальнее.

  • Тело: у каждого свое. Земное, смертное, нагое, верное в рассказах современных писателей. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024.

Мне кажется очень важным, что тема телесного стала все шире проникать в литературу, и не только в каком-то его низовом восприятии, но и как неотъемлемая часть повседневной жизни, которой мы подчас уделяем недотаточно внимания. Спасибо за это, конечно, в первую очередь, стоит сказать автофикшену и его авторкам. РЕШ пригласила к исследованию этой темы разных современных писателей — от Евгения Водолазкина и Людмилы Улицкой до Веры Богдановой и Аси Володиной — и кажется, перед нами должна будет предстать весьма любопытная, и вероятно, в определенном смысле эволюционная картинка.

  • Владимир Набоков. Письма к Вере. — М.: Издательство АСТ : Corpus, 2024. — 656 c.

Я была бы не я, если бы не включила в свой ежегодный список ожидаемых новинок очередную книгу, связанную с Набоковым. Тем более что у второго моего любимого мужчины (после Пушкина, конечно) в этом году своеобразный юбилей — 125 лет. История любви Владимира Набокова и Веры Слоним — образцовая, непривычно счастливая для всей русской литературы (хотя и не без своих подводных камней). В архиве писателя сохранилось более трехсот писем и записок, демонстрирующих причудливое сочетание человеческих и творческих граней его личности. А подготовили книгу крупнейшие специалисты-набоковеды: автор главной набоковской биографии Брайан Бойд и Ольга Воронина.

 
Анна Журавлёва
Редактор «Прочтения»
  • Даниэль Шрайбер. Один и ОК. Как мы учимся быть самими по себе / пер. с нем. — М.: Individuum, 2024.

В этом году запланирован выход, кажется, немного запоздавшего перевода книги немецкого эссеиста и литературного критика Даниэля Шрайбера. Во времена тотального локдауна в первую волну ковида (звучит как что-то из очень далекого прошлого), когда все его друзья парочками романтично заперлись по домам, Даниэль оказался один. Он решил проанализировать свои чувства от вынужденного затворничества — и эта рефлексия переросла в исследование феномена одиночества в современном мире. В результате получился добротный труд, который хочется прочитать, даже когда между людьми уже нет стен и замков. Ведь порой одиночество — это не навязанные ограничения, а свободный выбор.

  • Моника Вуд. Как читать книги / пер. с англ. Э. Гохмарк. — М.: Фантом Пресс, 2024.

Что будет, если в одном книжном магазине встретятся девушка, отсидевшая за то, что сбила на машине воспитательницу детского сада (насмерть), муж убитой и организатор тюремного книжного клуба? Новый роман Моники Вуд — «Как читать книги»! Издатели обещают нам «беспощадно честную и полную надежд историю о том, как избавиться от чувства вины, не упустить второй шанс и изменить свою жизнь благодаря книгам». Жду с нетерпением.

 
Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»
  • Мелисса Перрон. Прекрасная, как река / пер. с фр. А. Баншро. — М.: Бель Летр, 2024.

«Прекрасная, как река» — продолжение истории Фабьены Дюбуа (и вторая часть автофикшен-трилогии), начавшейся в романе «Пообещай мне весну». Зима не вечна, но и оттепель не обещает скорого финала в духе «и жили они долго и счастливо». Фабьен узнает, что у ее причуд — того, что она и окружающие считали причудами, — есть имя: расстройство аутистического спектра. Вопреки ожиданиям, реальность героини не схлопнулась в тот же миг, а, наоборот, открылась с новой стороны, и в ней нашлось место самопознанию, принятию и даже грандиозным переменам к лучшему.

 
Галина Рулева
Корреспондент «Прочтения»

 

  • Адиб Халид. Центральная Азия. От века империй до наших дней / пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024.

Центральная Азия всегда находилась на периферии исследовательского интереса, сосредоточенного на имперских пространствах России и Китая. Американский историк пакистанского происхождения Адиб Халид решительно отвергает экзотизацию региона и демонстрирует, как страны Центральной Азии в прошлом веке стали «лабораторией модерности», а превратившись в национальные государства, не утратили своей идентичности. Главы о сложном положении Синьцзян-Уйгурского автономного района лишь сильнее подчеркивают «нормальность» пяти независимых государств и их включенность в глобальные процессы.

  • Юрий Карабчиевский. Воскресение Маяковского. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024.

Сколько уже было написано о Маяковском — и все же книга Карабчиевского стоит особняком в длинном ряду откровенно хвалебных и откровенно враждебных отзывов о поэте. Здесь и исследование творческого метода — механических законов развернутого метафорического мира, и попытка психологического анализа личности — точнее, «пустоты, сгущенной до плотности личности». И, конечно, куда без графоманствующих друзей-футуристов, трагического тройного союза с Осипом и Лилей, вечной обиды на жизнь, идей Федорова о воскрешении мертвых и рационализации, возведенной в культ.

  • Карло Гинзбург. Соотношения сил / пер. с ит. — М.: Новое литературное обозрение, 2024.

Доказательства — важная часть риторики в аристотелевской интерпретации, и потому противопоставление позитивистской истории, основанной на эмпирических свидетельствах, и нарративной истории в духе «лингвистического поворота» не выдерживает критики. Карло Гинзбург прослеживает интеллектуальную традицию доказательства в риторике со времен Аристотеля, включая в нее тексты Лоренцо Валлы, историографию иезуитов раннего Нового времени и рассуждения Пруста о смысле пустых строк в романе Флобера. Четверть века спустя лекции Гинзбурга наконец выходят отдельной книгой на русском языке — и сразу попадают в мой список важнейших новинок этого года.

  • Дарья Трайден. Грибные места. — Папье-маше, 2024.

«Эсхатология прекариата» — состояние погони за прекрасным без размышлений о (не)возможном будущем в Беларуси последних лет. Эти точные слова зацепили меня в рассказе Дарьи Трайден о том, как она — с тревожной заботой — ремонтирует заброшенный деревенский дом. Чуткое внимание к природе, сосредоточенность вдумчивого женского взгляда, болезненность переживаемого чувства и поиск корней в постепенно пустеющем пространстве — то, чего я жду во время странствия по «Грибным местам».

 
Сергей Лебеденко
куратор салона оптики, автор телеграм-канала «Книгижарь»
  • Ребекка Куанг. Йеллоуфейс / пер. с англ. Н. Рокачевской. — М.: fanzon, 2024. — 432 с.

Куанг известна прежде всего своим фэнтези: циклом «Опиумная война» и фантастическим кампусным романом «Вавилон». От такого автора меньше всего ожидаешь хлесткий иронический роман — и все-таки он здесь есть: у Куанг получилась острая сатира на американский книжный рынок, писательскую конкуренцию и болото социальных сетей. А еще — размышление о том, что вообще для нас означает письмо и зачем оно нужно в 2024 году. Сатира эта может показаться излишне прямолинейной, зато эта прямолинейность оказывается и плюсом романа — кто-то же должен честно рассказать, как все устроено.

  • Антонио Муньос Молина. Бельтенеброс / пер. с исп. Е. Горбовой. — М.: Polyandria NoAge, 2024. — 272 с.

Написав роман о гражданской войне в Испании — «Ночь времен», — логично рассказать, что произошло после нее. Так получился роман «Бельтенеброс» — история о том, как бывший республиканец выходит на след франкиста. Молина сделал шпионский триллер в лучших традициях голливудского нуара, чего, в общем, не скрывает, при этом не забывая задаться вопросом, какой отпечаток франкизм наложил на Испанию и как с его последствиями можно бороться (и возможно ли это вообще).

  • Колм Тойбин. Мастер / пер. с англ. Е. Калявиной. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2024. — 544 с.

Новый портрет от ирландского писателя. На сей раз объект его изучения — Генри Джеймс, один из столпов модернизма и автор «Поворота винта». Тойбин воссоздает образ человека, с одной стороны, вынужденного жить в тени более популярного старшего брата Уильяма, а с другой, находящегося в ужасе от последствий процесса над Оскаром Уайльдом, подавляющего собственную сексуальность. У Тойбина в очередной раз получается изобразить писателя на фоне его личностного кризиса — и создать героя, которому хочется сочувствовать и сопереживать.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Вера Сорока. Питерские монстры. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — 264 с.

Питер Веры Сороки причудлив и в меру сумасброден: полон саркастичных призраков, русалок, магазинов неизданных книг и оживших каменных львов. Однако каждый кусочек этого романа в рассказах — простая бытовая история. Совсем не важно, кто суетится в квартирах и дворах-колодцах — люди или нелюди, — автор лишь дразнит читателей всеми жанровыми элементами городского фэнтези. Они здесь не более чем украшения в гротескном и, давайте будем откровенны, немного придурковатом Питере, в духе гоголевского «Носа», только без мерзких суетливых чиновников. Не поймите не так — придурковатость эта из тех, за которую как раз и любят, например, друзей-авантюристов и тетушек из Бразилии.

  • Роннат. Последний дар. — М.: Полынь, 2024.

Издатели называют роман «Последний дар» ретеллингом мифа о ящике Пандоры, однако это не совсем так. Автономный фэнтези-мир просто построен на основном тропе мифа — на шкатулках, в которых богиня посылает людям сверхъестественный дар сразу после рождения. И вот с легкого движения писательской руки богиня пропадает, а главная героиня Лика впутывается в череду многолетних передряг. «Последний дар» — история о судьбе и предназначении, эпическое фэнтези в духе лучших образцов жанра — например, книг Тэда Уильямса, — где, однако, яркие мифологические мотивы разбросаны по всему тексту, а благодаря женской оптике привычные сюжетные ходы и реалии ощущаются вовсе не так, как в классических примерах эпического фэнтези.

  • Нил Стивенсон. Анафем (переиздание) / пер. с англ. Е. Доброхотовой-Майковой. — М.: fanzon, 2024. — 928 с.

Нил Стивенсон уже давно имеет репутацию не только «визионера научной фантастики», как его окрестили в СМИ, но и умелого жонглера темами технологий (и науки как таковой), этики, мифологии и религии. Его «Лавина» была посвящена виртуальной реальности и шумерским мифам, «Алмазный век» — викторианскому воспитанию и нанотехнологиям, а вот «Анафем» — смесь богословия и физики. История девятнадцатилетнего парнишки Разе с планеты Арб, где «монашеские ордена» созданы для того, чтобы сохранять всякого рода знание, на деле оказывается культурной мозаикой с россыпью аллюзий на труды античных философов (например, «Диалоги» Платона) и канон средневековых романов. Насколько глубок этот колодец? Для каждого — по мере познаний.

  • Лили Лэйнофф. Мушкетерка / пер. с англ. Е. Сапгир. — М.: Popcorn Books, 2024. — 464 c.

Заверни янг-эдалт в новенький фантик исторического сеттинга с элементами ретеллинга и крепким психологизмом — сразу получится что-то большее, нежели очередная история взросления. Такова «Мушкетерка» — история о Тане де Батц, которая после таинственной гибели отца приезжает учиться в Париж. Героиня, казалось бы, решает классические подростковые проблемы, но в то же время ходит по лезвию политических интриг. Однако красивая игра с жанрами в исторических декорациях — не самоцель текста. Все, что происходит в голове Тани, куда важнее авантюрной составляющей. Лили Лэйнофф с завидной ловкостью окунает читателя во все психологические состояния героини, а грамотная фем-оптика придает Франции XVII века совсем иной вид, чем у того же Дюма.

 

 
Анастасия Шевченко
Литобозреватель, редактор, продюсер книжных проектов, автор телеграм-канала «Заметки панк-редактора»
  • Даша Благова. Течения. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — 224 с.

Москва, 2010-е. Настин переезд в Москву — воплощенная мечта: вырваться из душного южного городка, из душной семьи, где ты младший ребенок, больше похожий на пятое колесо или занозу в известном месте, из душных отношений, которые и не отношения вовсе. Общага, первый курс МГУ, новые знакомства и новые подруги обещают новую яркую жизнь, но по факту все это оказывается еще одним течением Настиной жизни. Придется все же выбирать: плыть по, против или стать самой себе течением. А для этого придется вернуться к истокам.

  • Светлана Павлова. Голод. Нетолстый роман. — Издательство ВИМБО, 2024. — Длительность: 5:18:11. Чтец — Лиза Янковская. (Текст — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 320 с.)

Это только кажется, что «Голод» — исповедь о расстройстве пищевого поведения. На самом деле этот искренний, болезненно достоверный, смешной в неожиданных местах и обыденно страшный в бытовых моментах текст универсален. Главной героине тридцать, она самостоятельна и относительно успешна, но мучится теми же страхами и комплексами, надежно выжженными на подкорке еще в детстве, что и большинство из нас, независимо от возраста. Эксклюзив аудиоиздательства «Вимбо» — начитка актрисы Лизы Янковской. Текст вышел в «Редакции Елены Шубиной».

  • Мир без Стругацких / сост. В. Владимирский. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024. — 448 с.

Двенадцать современных фантастов написали рассказы в стиле значимых советских авторов, которые заполнили бы лакуну, образовавшуюся в альтернативной вселенной, не породившей творческого наследия великого дуэта АБС. Ловкость литмастерства и никакого мошенничества — тонкая стилизация, уместные грусть без пафоса и ирония без сарказма, а также бесконечное уважение и нежность стали основой этого на редкость удачного эксперимента. Составитель сборника — фантастиковед и критик Василий Владимирский.

  • Райк Виланд. Оскорбление третьей степени / пер. с нем. Е. Даровской. — СПб.: Polyandria NoAge, 2024. — 448 с.

Берлинский психиатр-сомнолог Марков получает письмо, отправитель которого уведомляет адресата о нанесенном оскорблении третьей степени и вызывает его на дуэль. Якобы Марков задел честь возлюбленной некого Шилля, и тот требует сатисфакции. Бретер Шилль последователен, как все безумцы: он много лет изучал феномен дуэлей и знает кодекс досконально. Но как его остановить — бог весть, ведь ничего дурного он пока не совершил, хотя настроен весьма решительно. Гротеск и карнавал по-немецки — как тебе такое, Бахтин?

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Анастасия Максимова. Дети в гараже моего папы. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024. — 248 с.

Кажется, никто больше не использует штамп «невозможно оторваться», но «Дети» — именно такой случай. Это забирающий в себя, некомфортный текст, написанный от лица подростка Егора, отца которого обвинили в изнасиловании и убийстве девочки. Егор понимает, что отец не перестанет быть ему отцом, Егор отрицает обвинения следствия, но в голове всплывают подозрительные моменты из детства. А еще Егор оказывается перед непроницаемой стеной заблокированных воспоминаний. В сущности, уже не так важно, что случится с отцом, — гораздо важнее, какие решения примет Егор. А он будет взрослеть и заботиться о близких. Анастасия Максимова, многим известная под псевдонимом Уна Харт, написала крутой тру-крайм и замечательный психологический роман.

  • Алексей Алёхин. Мясорубка. Как Россия полюбила кровавый спорт. — М.: Individuum, 2024.

«Мясорубка» — нон-фикшен, который способен влюбить в бои даже тех, кто никогда их не смотрел. Спортивный журналист и автор блога о единоборствах Алексей Алёхин написал книгу о современных российских боях, и невозможно не думать, что она не про спорт, а про состояние общества. Почему кулаки и любая кровь на асфальте так завораживают людей? Где кровь — там братство, а жестокость порой оборачивается огромной поддержкой, как бы это ни было парадоксально. И все же «Мясорубка» — книга не про насилие, а про трэш и праздник, про андеграунд, который стал мейнстримом, про совершенно невероятных персонажей, из жизней которых хоть сейчас делай сериал (а они и не откажутся, только денег попросят, и много). Да и как можно пройти мимо книги, в которой хоть и мельком, но фигурируют Кот Душитель и Русское бухло? «Скучная» составляющая про правила боев без правил, травмы и роль букмекеров прилагается.

  • Рейчел Каск. Ковентри / пер. с англ. — М.: Ad Marginem, 2024.

В английском есть выражение «послать в Ковентри» — попросту говоря, отправить в игнор. В заглавном эссе «Ковентри» Рейчел Каск рассказывает, что родители частенько засылали ее в Ковентри — ровно до тех пор, пока она сама не решила остаться там навсегда. Список тем этого сборника текстов о литературе и искусстве не удивит поклонников Каск: это и отношения с близкими, и развод, и политика, и творчество, и литература — и большинство статей были написаны до, во время и почти сразу после работы над трилогией «Контур». Зарубежные обозреватели назвали эссе из «Ковентри» беспощадными и острыми. Есть и любопытный кроссовер: в книгу вошло предисловие Рейчел Каск к «Балканской трилогии» Оливии Мэннинг, тоже изданной Ad Marginem.

  • Иван Бевз. Чем мы занимались, пока вы учили нас жить. — М.: Самокат, 2024.

Нулевые, мир «соток» (они же «фишки», они же «кэпсы»), клипов по MTV и кино на СТС, «отверток» и «ягуара». Парень по прозвищу Рыжий лучше всех режется в «сотки» и зарабатывает себе нехилую репутацию — настолько нехилую, что его начинают называть ни много ни мало Императором. Однако власть — такой ресурс, за который всегда найдутся желающие побороться. И против Рыжего выступает Динара, у которой тоже хватка автократической правительницы. Оба главных героя, как водится, до своей трансформации были довольно-таки невзрачными. Это дебютная книга журналиста и медиаменеджера Ивана Бевза, представляющая школу как отдельное государство, которому рано или поздно придет конец, — как ни крути, все школьники рано или поздно выпускаются.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Кори Доктороу. Родная страна / пер. с англ. Е. Токаревой. — М.: Popcorn Books, 2024. — 464 с.

«Родная страна» — это прямое продолжение книги Кори Доктороу «Младший брат», но в России именно эта часть издается впервые. Снова юный активист и хакер Маркус Яллоу противостоит государственной системе, которая, прикрываясь вопросами безопасности граждан, посягает на свободу личности. В этот раз Маркус стоит перед выбором, сделать ли достоянием общественности некие сенсационные документы, но тогда последствия затронут и его лично. Кори Доктороу в свои книги, кроме интригующего сюжета, умеет зашивать действительно хорошие советы по кибербезопасности. Но мы читаем эту книгу в 2024 году и, в отличие от Маркуса, уже мало на что надеемся.

  • Андреа Лану, Келли Херолд, Ольга Бухина. Прощание с коммунизмом. Детская и подростковая литература в современной России (1991–2017) / пер. с англ. О. Бухиной. — М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 368 с.

Эту книгу ждут все издатели и работники книжной отрасли, даже не связанные с детской литературой. У нас любят говорить о «трендах», но еще не было такого обширного исследования феномена слома культурных кодов на литературных примерах, причем из недавнего прошлого. Авторы этой книги изучают, как смена идеологии сказалась на сюжетах и направлениях детской литературы в России в период 1991–2017 годов, отмечая новизну писательских и издательских процессов и рассматривая неформальные организации, издательства и премии. Книги, упоминаемые в исследовании, — это литература, на которой выросла я сама и мое поколение, так что читателям восьмидесятых-девяностых годов рождения будет вдвойне интересно.

  • Эмили Сент-Джон Мандел. Последний вечер в Монреале / пер с англ. А. Оганяна. — М.: Эксмо : Inspiria, 2024. — 288 с.

В России впервые издается дебютный роман Эмили Сент-Джон Мандел. Что заставляет людей совершать нелогичные поступки, подвергая опасности себя и близких? Лилия, девушка, которая не помнит своего детства до момента, пока ее не похитил отец; ее парень Илай, пишущий диссертацию; Кристофер, детектив, нанятый матерью Лилии; дочь Кристофера Микаэла, заброшенная обоими родителями. Их судьбы переплетаются в странной попытке освободиться от груза прошлого. Человечность — основное, что выделяет все книги Мандел. Ее герои одиноки и потеряны в большом мире, где и когда ни происходило бы действие — в постапокалиптической Америке или в будущей эпохе новой пандемии.

  • Ульяна Бисерова. Таракан из Руанды. — М.: Издательство Абрикобукс, 2024.

Оливия единственная из своей семьи выжила во время геноцида в Руанде. Она поклялась все забыть, но чувство вины не отпускает даже спустя годы. Теперь она живет в пансионате за океаном, учится с белыми девочками — не все они даже знают, где Руанда находится. Но в пансионат приезжает новая ученица и называет Оливию словом, которым окрестили таких, как она, убийцы ее семьи. Прошлое не оставляет Оливию, и она выпускает его на страницы дневника, где подробно описывает, как на ее родине победила ненависть. В своей исторической повести Ульяна Бисерова показывает глазами ребенка последнюю катастрофу двадцатого века.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Марион Файоль. Голый дом / пер. с фр. А. Хазиной. — СПб.: Бумкнига, 2024. — 256 с.

Надломленные жизнью персонажи Марион Файоль поселяются в доме, который скоро должны снести, — в этих аварийных прятках от невзгод большого мира новоявленные соседи узнают друг друга и пытаются пересобрать себя. Меланхоличный комикс пугающе точно передает ощущение предельного одиночества и растерянности, разламывающих тебя на части. Внутренний разлад визуализирован с помощью сюрреалистичных телесных метафор — это отличительная черта графического языка Файоль. И, без всяких преувеличений, в «Голом доме» художница вывела свой рисунок на новый уровень, вдохновившись хореографическим искусством, — неслучайно в зарубежной критике ее работу сравнивают со спектаклем на бумаге.

  • Пол Линч. Песнь пророка / пер. с англ. М. Клеветенко. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2024. — 400 с.

Параноидальный и удушающий роман об Ирландии ближайшего будущего, где люди становятся заложниками собственной страны из-за действий озверевшего правительства. Сначала арестовывают мужа главной героини, а затем угроза подкрадывается к детям — и женщина вопреки отчаянию старается удержать семью от распада, пока все привычное необратимо исчезает под колесами тоталитарной машины. За роман «Песнь пророка» ирландский писатель Пол Линч получил Букеровскую премию в 2023 году — пожалуй, это самая беспросветная проза среди книг остальных лауреатов последних лет.

  • Леа Мюравьек. Великая Пустота / пер. с фр. В. Чепиги. — СПб.: Polyandria NoAge, 2024. — 208 с.

В мире этого комикса действует жесткий «закон присутствия»: жизнь и здоровье людей напрямую зависят от известности их имен. Если о человеке забывают, он умирает — и в то же время сверхпопулярность дарит ему физическое бессмертие. Девушке-интроверту Манел Наэр грозит исчезновение из-за внезапного сюжетного поворота — теперь ей придется полностью измениться, чтобы привлечь к себе внимание, но радикальные метаморфозы приводят к новым проблемам. В дебютном графическом романе Мюравьек о страхе забвения, хайпе и нарциссизме нетрудно увидеть гипертрофированное изображение современности — вышло хлестко и стильно.

  • Джефф Лемир. Лабиринт. — М.: Alpaca, 2024. — 256 с.

Джефф Лемир — из числа моих любимых авторов комиксов. Он впечатляюще работает в разных направлениях: супергероика («Черный молот»), мистика («Подводный сварщик»), хоррор («Гидеон Фолз»), фантастика («Посланник»), жизненный мейнстрим (трилогия «Графство Эссекс»). Еще одна его графическая история — «Лабиринт» (в оригинале — Mazebook) — психологический триллер, который разворачивается вокруг темы утраты. Однажды инженер Уилл получает весточку от дочери, умершей десять лет назад, — и с этого момента начинается визуально-напряженное путешествие по воспоминаниям и головоломным горе-пространствам.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Мария Лебедева. Там темно. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2024. — 284 с.

История о связующей силе общего горя и кровном, интуитивном взаимопонимании, которое способно спасти даже в самые темные времена. У двух сестер — Киры и Яси — нет ничего общего, кроме отца. Кира работает в хостеле и мечтает написать книгу. Яся с трудом оканчивает школу. Кира не любит людей, предпочитая прятаться в себе. Яся людей тоже не любит, но, в отличие от Киры, не стесняется честно об этом говорить. А еще отец Киры бросил ее, а взамен появилась Яся. Обе героини — не от мира сего, хотя у каждой свои странности. Общая потеря заставляет сестер объединиться, и тогда выясняется, что они похожи друг на друга больше, чем думали. Литературный дебют критика Марии Лебедевой продолжает серию «Роман поколения» издательства РЕШ.

  • Светлана Тюльбашева. Лес. — М.: Дом Историй, 2024. — 384 с.

В романе «Лес» переплетаются две разные, хоть поначалу и кажущиеся параллельными, истории, создавая динамичный, четко структурированный триллер. Две студентки решают провести лето в Карелии — сказочная дикая природа, романтика, экстрим. И теряются в лесу, оказавшись без связи и каких-либо перспектив на спасение. Гриша с семьей переезжает в глухую деревню, где многообещающие летние каникулы отравляют сплетни местных жителей, почему-то сразу невзлюбивших новых соседей. Напряженный, плотный текст соткан из мелких деталей, мимолетных сцен, незначительных подробностей, но в финале каждый из фрагментов оказывается на своем месте, раскрывая главную загадку: кто и зачем водит по лесу заблудившихся путников и как с этим связана семья Гриши.

  • Ксения Буржская. Литораль. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024.

Поклонники Ксении Буржской, уже успевшие отойти от впечатлений после отрезвляющей и дающей надежду антиутопии «Пути сообщения», терпеливо ждут новую книгу. И я — в их числе. Анна работает учительницей в Заполярье. Она, как и любая обычная женщина, чувствует себя перед всеми в долгу: перед государством, семьей, коллегами. А еще у Анны есть альтер-эго — Хлоя, и когда она овладевает сознанием девушки, то Анна из тихой замухрышки превращается в смелую свободную женщину, жизнь которой — только в ее руках. Но Анна, привыкшая к совершенно другим моделям поведения, старается подавить новую версию себя. И главный вопрос, как и в близком по сюжету «Джекиле и Хайде», — какую именно личность выбрать.

  • Мария Тович. Маракель. — М.: Полынь, 2024. — 256 с.

На стыке реализма и регионального фольклора, как правило, получаются колоритные, яркие тексты. Дебютная книга Марии Тович — это и триллер, и магический реализм одновременно. История основана на карельской мифологии и происходит в декорациях самобытной северной природы. Герои — трое обычных студентов, приехавших в другой регион с исследовательской целью. Вот только одна из них — Света — исчезла, а двое других — Кира и Яша — отправились ее искать и сами заблудились. Оказавшись в странном месте, где все притворяется не тем, чем кажется, им остается только надеяться на самих себя и попытаться выжить.

 
Автор блога «что
читает леночка»
и обозреватель «Прочтения»
  • Алис Зенитер. Я — девушка без истории / пер. с англ. Н. Хотинской. — М.: Лайвбук, 2024. — 144 с.

Наверное, девушкой без истории себя может назвать каждая книжная обозревательница, а я — без «наверное». С восторгом рассказывая друзьям об очередной новинке, в восьми случаях из десяти я получаю в ответ не «Спасибо, покупаю», а «Что-то пишешь сама? Когда ждать? О чем будет?» Уверена, этот этап проходили и Элиф Батуман («Бесы. Приключения русской литературы и людей, которые ее читают»), и Вив Гроскоп («Саморазвитие по Толстому»), и Алис Зенитер, чьи размышления о внутреннем устройстве художественного текста, патриархате в литературном каноне и влиянии политики на литературу я с удовольствием впишу в свою историю.

  • Мадлен Сент-Джон. Черные платья / пер. с англ. М. Виноградовой. — М.: Дом историй, 2024.

«Черные платья» (The Women in Black) сложно назвать новинкой — на родине писательницы, в Австралии, она вышла в 1993 году, а описываемые события происходят и того раньше — в середине 1950-х. К счастью, тема поиска простого женского счастья не имеет каких-либо временных и пространственных ограничений, а само «женское счастье», которое ищут многочисленные сотрудницы магазина готового платья, у Сент-Джон сияет во всем своем многообразии — будь то удачное замужество, путь из найма к собственному делу или разрыв традиционно прямой линии «из точки А в точку Б».

  • Глазами ребенка. Антология русского рассказа второй половины ХХ века с пояснениями Олега Лекманова и Михаила Свердлова. — М.: Новое литературное обозрение, 2024.

На момент написания этого текста интернет, словно сговорившись, держит в секрете, какие рассказы войдут в антологию. Точно известно лишь то, что главными героями каждого из них будут дети. Впрочем, это нисколько не мешает ждать предзаказ, чтобы немедленно его оформить, — Олег Андершанович Лекманов удивительно легко и будто походя увлекает читателя тонким анализом литературного произведения, делая филологию не призванием узкого круга специалистов, а достоянием каждого читающего человека.

 
Обозреватель «Прочтения»
  • Клэр Фуллер. Зыбкая почва / пер. с англ. — М.: Синдбад, 2024.

Клэр Фуллер — мастерица в деле деконструкции жанров. Ее дебютный роман «Наши бесконечные последние дни» переосмысляет понятие «психологический триллер», а «Горький апельсин» пересобирает «готический роман». Ее новая книга «Зыбкая почва» заходит на территорию семейной драмы. Близнецы Джини и Юлиус в пятьдесят один год внезапно остались без матери, полностью отгородившей их от любых проявлений жизни. Пока земля уходит из-под ног, они пытаются приспособиться к холодному и враждебному миру.

  • Екатерина Манойло. Золотой мальчик. — М.: Альпина нон-фикшн, 2024.

Про новый роман автора хитов «Отец смотрит на Запад» и «Ветер уносит мертвые листья» известно лишь, что он будет принципиально не похож на предыдущие. В центре внимания — Магадан, контрабандисты и мальчик, который чувствует золото. И больше никаких убегающих матерей!

 

Обложка: Арина Ерешко

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Елена ВасильеваПолина БояркинаСергей ЛебеденкоМария ЗакрученкоВиктор АнисимовДина ОзероваДенис ЛукьяновАнастасия ШевченкоЛена Чернышева
Подборки:
0
0
15558
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь