Творческий метод:

В конце апреля завершил свою работу проект «Метод», организованный при поддержке Агентства креативных индустрий. «Метод» помогает авторам и предпринимателям сделать первые шаги в кино, литературе и нарративном дизайне. Организаторы проекта отбирают лучшие сценарные заявки, проводят обучение и по итогам питчинга выбирают перспективные проекты, с которыми планируют работать в дальнейшем. Мы поговорили с экспертами и членами жюри образовательного трека «Синопсисы для книг и издательского дела», чтобы узнать, как обстоят дела на российском книжном рынке, как повлияли на его работу санкции и как начинающему автору пробить себе дорогу в мир большой литературы.

 
Анастасия Ханина
Главный редактор сайта ReadRate, куратор направления «Метод. Книги»

Почему сегодня важно поддерживать книжные проекты начинающих авторов?

Поддержка начинающих писателей, укрепление их веры в себя необходимы в любое время. Вы даже не представляете, как много хороших идей погибает, когда тонко чувствующий (а других не бывает) автор получает первый отказ или просто негативный отзыв. Поэтому профессиональная и, главное, дружеская поддержка на всех этапах — от идеи до понятного чек-листа с порядком действий — очень вдохновляет автора, особенно начинающего. Сейчас я говорю об этом с полной уверенностью. По окончании курса мы получили много теплых благодарностей и прекрасную обратную связь. А почему это стало особенно важно сейчас: в турбулентности многим хочется найти опору, островок спокойствия, где можно заниматься своим делом.

 
Светлана Мотылькова
Руководитель нон-фикшен редакции издательства МИФ

Стоит ли сегодня вопрос импортозамещения на книжном рынке в России?

Работа с русскоязычными авторами сейчас действительно становится приоритетом для многих издательств. И на это есть несколько причин:
1) известный всем в книжном мире факт: на сегодняшний день ряд зарубежных правообладателей не сотрудничает с российскими издателями по политическим причинам (и предпосылок, что в ближайшее время ситуация изменится, увы, нет); 2) есть определенные сложности с переводом валютных платежей за границу — из-за этого бывает невозможно работать даже с теми правообладателями, которые согласны продавать нам права; 3) сейчас наша действительность отличается от действительности в других странах и, вероятно, различия будут только усиливаться, поэтому нужны люди, которые смогут отразить в книгах реалии и опыт, близкие именно российскому читателю.

Новые таланты нужны всегда, но издание книги — это не только и не столько про талант. Это про усидчивость, терпение и трудолюбие, умение доводить дело до конца и учиться новому. Поэтому важно искать авторов, в которых талант сочетался бы с умением усердно работать. Именно это залог успеха будущих книжных проектов.

 
Людмила Никитина
Главный редактор издательства «Абрикобукс»

Как должен выглядеть хороший проект книги?

У каждого автора свой подход к созданию плана книги. Вспомните знаменитый пример с таблицей Джоан Роулинг, в которой учтены многие важные моменты: номера и названия глав, время действия каждой главы, сюжетные решения и даже темы. Некоторые мои знакомые авторы создают схему на большой доске, постоянно ее обновляя, дополнительно детально описывают персонажей, их внешность, особенности личности, создают карты местности и даже мудборды. По плану книгу оценить сложно — только на уровне идеи. Понять, превратился ли дельный план в хорошую книгу, можно только после прочтения текста.

 
Анна Устинова
Ведущий редактор издательства «Строки» (сервис МТС)

Как обычно издательства оценивают синопсисы?

Синопсисы, которые я получаю, — это небольшие файлы с аннотацией и кратким содержанием произведения, которое раскрывает конфликт, сюжетные линии и триггерные точки. После прочтения качественного синопсиса не остается вопросов, в каком жанре написана рукопись, какой аудитории она может понравиться, каким языком пишет автор и на полку с какой литературой будет уместно поставить будущую книгу. Я стараюсь избегать словосочетания «хорошая книга», потому что каждая книга хороша для своей целевой аудитории. С точки зрения издателя «хорошая книга» — это та, которую он сразу видит как проект, поэтому здорово, когда синопсис написан максимально репрезентативно.

 
Редактор оригинальных проектов «Букмейта» («Яндекс»)

Какие темы сегодня популярны у читателей? Что хорошо покупают?

Насколько я могу оценивать — главным образом популярен адекватный селф-хелп. Еще за последние два года в нон-фикшене набрали популярность труды об авторитарных политических строях: сюда можно отнести книги Александра Баунова и Николая Эппле.

Если говорить о фикциональной литературе, то всегда любимы читателями детективы, фантастика (от фэнтези до романов с единичным фантдопущением) и сентиментальная проза. Это массовые жанры, но в их рамках можно сделать кое-что интересное. Вспомнить хотя бы классика детективной литературы Александру Маринину, которая создала очень своевременную «Тьму после рассвета». А Колин Гувер смогла скрестить сентиментальную прозу и триллер, что позволяет роману «Тайный дневник Верити» оставаться в списке зарубежных бестселлеров уже долгое время.

Судя по всему, читателям интересно узнавать о том, что творится в голове их ровесников. Одних интересует тема памяти у Водолазкина, других — современный юноша у Мамаева-Найлза. И, конечно, эти страты часто пересекаются.

И никогда нельзя забывать о том, что «1984» Джорджа Оруэлла, — хит на века.

 
Анна Устинова
Ведущий редактор издательства «Строки» (сервис МТС)

Каких тем не хватает на рынке отечественной литературы сегодня?

Предлагаю смотреть шире — не на темы, а на жанры. Например, я отмечаю дефицит рукописей в жанре хисторикал-фикшена. Он развит и востребован на зарубежном рынке, нашему рынку тоже естественен, однако единого жанрового лица, как на Западе, у русскоязычных произведений нет. То, что мы называем историческими романами и беллетризованными биографиями, часто тяготеет к большой литературе, что само по себе неплохо, но это другой жанр. Зарубежный хисторикал-фикшен очень востребован у читателей. Очень хочется находить подобный материал и на материале нашей истории. К тому же в современной прозе образовался некий перебор рефлексии на тему девяностых — почему бы не заглянуть чуть дальше в историю?

 
Литературовед, главный редактор «Прочтения», менеджер спецпроектов сервиса «Строки»

Как талантливому человеку попасть в индустрию? Что сделать, чтобы тебя заметили?

Современный мир устроен так, что даже самый талантливый автор не может позволить себе сидеть в лесу и писать свои гениальные книги, а потом просто подбрасывать рукописи на опушку в надежде, что хороший текст любыми путями найдет своего читателя. Сейчас, когда соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни, их легко можно использовать, с одной стороны, как инструмент самопродвижения (заводить там свои блоги и каналы), с другой — как точку входа в литературный мир, потому что каналы большинства институций и представителей книжной индустрии открыты для вступления и диалога с читателями.

Другими точками входа могут стать курсы креативного письма (например, CWS, Школа литературных практик, WLAG и др.), писательские форумы (например, АСПИ) и резиденции (АСПИ или «Переделкино»). Во всех трех случаях это возможность погрузиться в среду людей, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и вы, а также получить экспертные оценки от профессионалов, будь то мастера из толстых литературных журналов, которые ведут семинары на форумах или опытные авторы, которые делятся своими знаниями и проверенными техниками на писательских курсах.

 
Анастасия Ханина
Главный редактор сайта ReadRate, куратор направления «Метод. Книги» 

Что нужно, чтобы создать хорошую книгу? Уметь писать, следить за трендами, быть в теме повестки?

Конечно, в идеале «и того, и другого, и можно без хлеба». Но вы же понимаете, что нет универсального ответа на вопрос «Как написать идеальную книгу, которую все будут хотеть немедленно прочесть»? Если в голове живет сюжет и автору хочется, чтобы именно он был перенесен на бумагу, — не сработают никакие знания трендов и «повестка». Известные авторы в интервью часто рассказывают, что герои просто селятся у них в голове, живут своей жизнью, сами принимают решения, а автор только записывает. Если это не ваш вариант, тогда, конечно, полезно следить за трендами и читательскими предпочтениями. Подписаться на профильные телеграм-каналы, следить за новостями книжного рынка. Знать, например, что сейчас есть большой запрос на качественную отечественную сентиментальную прозу. И большой запрос на остросюжетную прозу, действие которой происходит в узнаваемых читателем реалиях. Но если герои живут у вас в голове по своим законам, не стоит им этого запрещать.

 

Иллюстрация на обложке: Joey Guidone

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Елена ВасильеваПолина БояркинаЛюдмила НикитинаМетодАгентство креативных индустрийАнастасия ХанинаСветлана МотыльковаАнна Устинова
Подборки:
0
0
4430
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Для того чтобы обратиться к себе и найти мотивацию для творческого движения, «Ковен Дур» запускает курс писательских медитаций. Это восемь аудиопрактик, в ходе которых участники и участницы отправятся на поиски источника сил — личных и писательских, чтобы в финале создать новый текст — актуальный, метафоричный и цельный.
«Гнездо синицы» — дебютный роман Ромы Декабрева — начинается со сцены на столе морга, в которой свои ощущения от вскрытия читателю описывает труп. Шоковое погружение в текст, однако, оказывается лишь одной из множества иллюзий, возникающих в романе. Татьяна Соловьёва поговорила с Ромой Декабревым о том, чем писатель похож на патологоанатома, почему важно «не плодить апатию» и возможен ли выход из постмодерна.
Марго Гритт — финалистка шестого сезона премии «Лицей». В этом году ее дебютный сборник рассказов «Вторжение», отмечанный блогерским жюри в специальной номинации портала Ridero, выходит в издательстве «Альпина.Проза» в расшриренном варианте — с повестью «Чертово колесо». Татьяна Соловьева обсудила с Марго Гритт, как написать идеальный рассказ, когда авторское переживание сближается с читательским, в чем ценность литературного коммьюнити и почему научиться эмпатии важнее, чем художественным приемам.
Совсем скоро — 17 апреля — стартует курс новой литературной мастерской «Странные люди». Это авторский проект писателя Евгения Бабушкина «для онемевших и ищущих свой язык, для оставшихся и уехавших». Он поможет тем, кому все сложнее подобрать слова для описания реальности, снова обрести возможность говорить — в прозе. В рамках партнерского материала Евгений Бабушкин поделился с читателями нашего журнала несколькими советами, как выйти из творческого кризиса.