— Как у тебя появляются идеи текстов и как ты работаешь над ними? Подчиняясь вдохновению или создавая таблички в экселе?
— Я, видимо, визуал, потому что у меня есть всегда мысленный исходник в виде сценки-картинки и эмоцией внутри нее. Он появляется как некий тизер истории. Если это рассказ, то пишется только на вдохновении (поэтому и рассказы у меня маленькие), а если речь идет о романе, то здесь приходится подключать дисциплину и какое-то минимальное планирование. Всегда есть искра: я пишу, зная начало и предполагая конец. А вот середина уже достраивается в процессе. В этом плане «Часть картины» писать было в чем-то сложнее: у тебя одна цельная история, которую нужно довести из пункта, А в пункт Б, держась за одного персонажа. В «Протагонисте» главным было понять, что несет конкретный персонаж, в чем его боль, услышать его голос — и дальше он вел тебя по тексту сам.
— О чем бы ты никогда не стала писать?
— Запретных тем для меня, пожалуй, нет, но есть сложные формы, с которыми я не умею работать. Например, я не представляю, как работают полнокровные фэнтезийные миры со своими законами. Или мне довольно сложно представить, как писать исторические романы — в силу того, что я не умею писать не с условной натуры.
— Ощущаешь ли ты вообще себя писателем?
— Сейчас, когда я получила писательский «диплом» в виде публикации моих текстов, — да. Можно быть автором и без публикаций, но само понятие писательства для меня включает не только процесс, но и результат. Это как текст в виде рукописи и текст в виде книги — сам текст может и не меняться значительно, но оформление и статус уже становятся другими.
— Ну раз уж ты писатель, есть ли у тебя ощущение, что ты принадлежишь к какой-то общности писателей, не знаю, кружку по интересам, профессиональной артели или даже поколению? Что вас объединяет?
— Я очень благодарна клубу КЛКВМ Ольги Брейнингер за то самое литературное сообщество, которое бережно, но честно ведет себя с авторами. С осени 2020 года там проходят обсуждения рукописей, литературные читки, книжные клубы и презентации. Самый первый драфт «Протагониста», например, обсуждался там еще в феврале 2021 года, и это был двухчасовой разбор полетов, который мне очень помог в доработке текста. В этом году в КЛКВМ вышел первый номер зина — «Светотень». Я была одним из ридеров, работала в редколлегии и смогла посмотреть на издательскую кухню в миниатюре.
Что до более широкого круга, то я не ставлю себе задачу быть тем самым голосом поколения. Мне кажется, любое поколение — это многоголосье: разнообразное, сложное, противоречивое. Пусть так и останется.
— Какой бы совет ты дала начинающим писателям?
— Во-первых, писать. Во-вторых, не замыкаться, не прятать тексты от чужих глаз, искать людей, которые дадут честную обратную связь, искать сообществао, пробовать все возможности, которые дает писательская среда, — форумы, стипендии, семинары.
Главное, как мне кажется, не путать очередность, потому что легко попасть в ловушку, когда ты все учишься и учишься писать, но так и не начинаешь, собственно, писать текст, не продвигаешься вперед. Все писательские семинары, в том числе и обучение на курсах, — это этап работы над текстом, но надо, чтобы было над чем работать.
войдите или зарегистрируйтесь