Оозундуджап Рахимбай уулу Башым-ооруп-туратов. Играется на комузе
Оозундуджап Рахимбай уулу Башым-ооруп-туратов — кыргызский сказитель и акын.
Родился в 1985 году в городе Чуй-Токмок в 60 км от Бишкека и в 6 км от развалин города Суяб, древней столицы Западно-тюркского каганата. Является потомственным акыном и манасчи, брал уроки мастерства у Тууганбая Абдиева, обладает уникальной манерой импровизации на комузе, а также неповторимыми вокальными данными, что позволило ему в свое время победить на многочисленных айтышах с участием как казахстанских, так и кыргызстанских акынов. В 2009 году стал лауреатом фестиваля Айтыш, проводимого в Оше. В рамках гастрольных туров, инициированных республиканскими общественными организациями в поддержку развития национальной культуры, со своими авторскими дастанами выступает по всему миру, находя отклик в сердцах любителей аутентичной музыки древних кочевников. В данной подборке представлены тексты избранных песен Оозундуджапа Башым-ооруп-туратова, написанные на русском языке специально для российских почитателей его поэтического дара. Тем более сам Оозундуджап чувствует тесную связь с Россией, часто посещает Москву и Петербург, а в 2011-2012 годах в качестве вольнослушателя посещал поэтические семинары в Литературном институте им. Горького.
***
(играется на комузе. поется ртом)
Я курю трубку мира с индейцем Джо
Его действительно так зовут внатуре
Он по-нашему знает только слово «джок»
Что значит «нет». Мы сидим и курим
Он недавно поселился в Чуйской долине
В километре от города Лихтенштейн
Тут раньше жили немцы, еще при Союзе
Их туда сослал не то Сталин, не то Ленин
А теперь тут я и этот индеец странный
Он приехал из красных прерий Аризоны
Я ему пою песни своего деда акына
А он травит мне байки про бизонов
Так мы с ним и проводим свободное время
Почти визави сидя друг против друга
И делимся впечатлениями со всеми
На странице этого вашего фейсбука
Успех
(играется на комузе, поется ртом)
Хорошая выдалась неделя на этой неделе
Хотя сегодня только среда
Могу сказать, что я ровно двигаюсь к цели
Покоряя республиканские города
Вот к примеру недавно посетил город Балыкчы
При Союзе он назывался Рыбачье
Там один регионального значения манасчи
Спел дуэтом со мною эпос наш настоящий
Нам потом в благодарность налили кислый кумыс
Наложили курдак в тарелки, что можно наесться до пуза
Я немного увлекся, и, вспомнив, что я настоящий кыргыз,
Налабал на комузе этакое подобие черного блюза.
Нас из юрты вынесли на руках местные нувориши
А простой народ шел следом, распевая «Аппак сою»
К нам даже пристал какой-то дервиш нищий
Но он был узбек, а не киргиз ё-моё
А потом в Рух-ордо мы ходили с открытыми ртами
Смотрели на экспонаты, и удивлялись нах...
Какие богатства хранит в себе Родина наша
Нам еще улыбался старик аксакал с беркутом на руках
Воспоминания
(играется на комузе. поется ртом)
Дело было в Баткене, на юге нашей страны
В начале 2000-х, еще при Акаеве
К нам вторглись талибы, поборники старины,
Зеленое знамя ислама отстаивая
Я тогда был ребенком, но уже отменно играл
На трехструнном комузе, доставшимся мне от деда
Распевал дастаны о доблестях племени Ак-Марал
О нелегкой доле кыргызов в стране Советов
Помню дед мой в войну потерял отца
Говорят, погиб он где-то под Киевом
Правда, бил фашистскую сволочь, как под гармонь плясал,
Прославив наш древний род Эгенбердиевых
Но вернемся к талибам. История тут проста
Я когда увидел их по ламповому телику
Захотелось покинуть мне родной Кыргызстан
И сбежать к сим благородным разбойникам
И тогда отпустил бы я бороду до пупа
Нацепил бы пуштунский чепец на румяную лысину
И, поскольку защитой мне в жизни служила б шайтан-труба,
Распевал бы нашиды по мотивам достоверных хадисов
***
(играется на комузе. поется ртом)
Я конечно не знаток высокой поэзии — чего уж там
Но из русских акынов, прославленных в нашем улусе
Мне более всех нравится Осип Эмильевич Мандельштам
Хотя судя по ФИО он не совсем русский
Только надо признать очень мастерски песни слагал
Очень гладко порой и порой не очень понятным
И настолько мудреным слогом тексты писал
Что приходится перечитывать многократно
То ли дело кыргызский акын Токтогул
У того хоть ни слова по-русски нету
Зато такую правду-матку в песнях гнул
Его даже в Сибирь сослали за это
А в Советском Союзе жил один аксакал
Очень деятельный был, звали Виктор Кривулин
Он еще что-то пел про воскресные облака
Я пытался советовать всем его в нашем ауле
Только как-то у местных жителей не пошло
Видать, плохо еще читают по-русски
Да вдобавок Кривулин писал как на зло
Очень сложные вещи для публики узкой
То ли дело сказитель Тоголок Молдо
Он бывало начнет запевать наш народный эпос
Со всего улуса стекалась кыргызская молодежь
Слушать голос его. Вот что значит духовные скрепы
Моя сладкая кыз
(играется на комузе, поется ртом)
Мою сладкую кыз украл у меня зажиточный бай
У него десять юрт, пять хрущевок и стадо курдючных баранов
Он в Бишкеке отстроил большой караван-сарай
И еще учредил целую сеть ресторанов
И в одном из них он устроил сказочный той
Пригласив на него представителей местной элиты
От еды и напитков, говорят, там ломился обеденный стол,
Белой шелковой скатертью с рюшечками покрытый
Мою сладкую кыз теперь называют аял
И она намотав на себя элечек белотканный
Ходит с мужем законным по таким же богатым гостям
К уважаемым личностям всего Кыргызстана
Ну а я непутевый и обиженный жизнью пиит
И забытый своей Айпери незадачливый цис-мужчина
Как Меджнун своей Лейле пишу день и ночь рубаи
За дувалами прячась от жителей Чуйской долины
Герой
(играется на комузе, поется ртом)
Проснулся во мне дикий тян-шанский зверь
Стал предводителем алайских кыргызов
И вот он гордо скачет с беркутом на рукаве
Пересекая границы без визы
Не как акын какой-нибудь, как Алымбек Датка
Он скачет по долинам гор и айылов
Перед ним расступаются Иссык-куль, Арал и Байкал
А рать добровольных джигитов прикрывает его с тыла
Но северный муж, именуемый русскими Путин,
Отдает приказ разбить войско гордых кыргызов:
Мол, самим не живется при нашей белой зарплате,
Нечего, говорит, преступать границы без визы
***
(играется на комузе. поется ртом)
У меня был татарин-друг
Галимжан-абый по паспорту звали
Был он ростом низок и кругл
Проживал в спальном районе Казани
Ну татары они такой народ
С виду русские — по глазам и по роже
Правда, есть у нас с ними общий культурный код
И языки уж очень сильно похожи
Вот узбеков тех вообще не поймешь
Хотя тоже вроде кыпчакская группа
Да и по обилию смуглых рож
Они ближе к нам по всем пунктам
Ну казахи конечно всех ближе к нам
Лично я их понимаю без перевода
Хотя знаете в жизни еще не видал
Столь враждебного к нам народа
Я уж не беру Северный Кавказ
Там есть карачаевцы и балкарцы
Они вроде тоже понимают нас
Но по образу жизни больше кавказцы
Лучше всех конечно русский народ
Правда, мы для них, как известно, чурки,
Зато в России для нас так много работ,
Хошь дворы подметай, хошь — пеки булки
Выходной
(играется на комузе, поется ртом)
Ох вчера была суббота, как я напился
Не пристало акыну так веселиться
Танцевал под трек Элджея «Рваные джинсы»
Есть за что перед собратьями стыдиться
Я ведь гордый кыргыз, сын сказителя Рахимбая
А вчера с какой-то орус кызы выписывал кренделя на танцполе
Орусча дискотека это вообще за пределами ада и рая
И не зря батя учил: нет добра от алкоголя
А потом мы с той девицей поехали к ней в гости
Там было много народу, но за такси платил я почему-то
Та девица была хороша, мы с ней переспали вместе
Я ее даже вспомнить смог на следующее утро
Вот теперь сижу дома, считаю последние деньги
Надо еще маме перечислить в Бишкек часть получки
Голова болит, вспоминаются годы детства
Мне тогда в Кыргызстане жилось значительно лучше
***
(играется на комузе, поется ртом)
Знал еще в Москве небезызвестную поэтессу
Имя не помню, фамилия оканчивалась на -ова
Я ей спел на комузе пару своих достославных песен
Она отнеслась к ним критично и чересчур сурово
Училась заочно в небезызвестном лит. институте
На семинаре Олеси Александровны Николаевой,
На жизнь и творчество которой в некотором роде
Как известно, повлияло русское православие
Ну а нам выходцам из бывшей союзной республики
Туда не пристало лезть со своим народным творчеством,
Поэтому я выступал на более искушенную публику,
Тренькая на комузе в общагах перед своими сородичами
А вообще я тогда казался неприкаянным и блаженным
Сидел на семинарах тихой, застенчивой тенью
Помнится, стрельнул яву у Евгения Борисовича Рейна
Потом весь остаток дня ходил под впечатлением
***
(играется на комузе, поется ртом)
Прочитал в новостной ленте посты своих доблестных френдов
И понял, что у меня нет ничего общего с их фейсбучной истерией,
Настроение такое, как у Джима Моррисона с его зэ эндом:
Разница лишь в том, что я пою не в Америке, а в России.
Я вообще одинаково настроен против левых сил и правых,
К их публичным выступлениям и художественным практикам,
На меня слабее действуют различного рода наркотические травы,
Чем этот дискуссионный треш и идеологический паноптикум.
А еще меня бесят всякие поэты, художники и, прости господи, музыканты,
Все торгуют лицом и плодами своего доморощенного творчества,
Получают за это лайки, перепосты и государственные гранты
И приобретают в обществе доброе имя, фамилию и отчество.
Только шар земной от этого никуда не двинется с места,
И говно, как текло рекой, так и будет течь водопадом,
Все будут сраться века за право быть правым и повсеместным
И делить подвешенную над их головой общественную награду
***
Александру Капишникову
(играется на комузе. поется ртом)
Как говорят жители Поднебесья
Жизнь это дао, а весь мир инь и янь
А мне поведала подзаборная пьянь,
Что мир это дрянь, а жизнь это песня
Я склонен верить дефинициям этим,
Тем более я сам подзаборный акын
Я внук акына, акына любимый сын
Я был научен премудростям этим
То есть весь мир для меня это текст
Или — что то же самое — песня в рифму
Это дело будет сложнее труда Сизифа
Я не то что камень в гору качу
Я тащу туда каменный крест
Иллюстрация на обложке: Kae Cheatham
войдите или зарегистрируйтесь