Андрей Диченко. Найти отношения
Андрей Диченко — автор книг «Плиты и провалы», «Ты — меня», «Солнечный человек». Прозаические тексты публиковались в журналах «Наш Современник», «Дружба Народов», «Макулатура», «Двоеточие» и других. Лауреат белорусской премии «Дебют» имени Максима Богдановича (присуждена за книгу «Солнечный человек»).
Рассказ публикуется в авторской редакции.
Артем Новиченков:
Произведения Андрея Диченко во многом продолжают традиции русского классического рассказа; в них узнается влияние авангардистов 1920 годов и советских прозаиков, в первую очередь, Юрия Казакова. Автор не боится быть сентиментальным в XXI веке. Его персонажи пробивают изоляционный купол «бытовухи», стереотипов, одиночества и потерянности и иногда освобождаются, как случается, например, с героиней рассказа «Найти отношения». Диченко — милосердный автор. Возможно, потому, что в его текстах присутствует концепция Бога или Судьбы, а значит, для героев существует надежда на правосудие, но, как говорит сам автор, случайность всегда оказывается сильнее.
Больше всего в жизни Алиса Петрова мечтала завести отношения. Но с этим все как-то не ладилось. Одни молодые люди ей не нравились, а те, кто были милы ее доброму женскому сердцу, не обращали на нее никакого внимания. Такое положение дел Алиса сочла личным проклятием, а поэтому доверяла не советам близких, а анонимным журнальным психологам и их советам находиться в людных местах и быть с окружающим миром кроткой.
Так как по большей части Алиса была без пары, то вся ее могучая сексуальная энергия концентрировалась в ее взгляде. От этого мужчины постарше, встречаясь взглядами с Алисой, трепетали от телесной тоски, а их богобоязненные жены злились и шикали, как ядовитые змеи. Вероятно, их просто одолевала зависть.
Но все без толку: Алису интересовали ровесники. Но глупые двадцатилетние парни, казалось бы, не замечали лунный блеск ее черных волос, чистую и свежую кожу лица и большие, выразительные глаза, полные мечтаний и скорби по будущему, которое еще даже не наступило. Алиса же в свою очередь тяготела ко всему, что было отмечено меланхолией и не имело никакого будущего. А таких среди них было меньшинство.
Алиса училась на журналиста, но эта профессия ее тяготила. Ей приходилось общаться со скучными людьми и фиксировать глупые события. На них всем было плевать, да и ей тоже. Ожидая, что журналистика приведет ее в праздный мир гедонизма, в реальности она получила мерзкое копошение в царстве серых мышей. Когда ей исполнился 21 год, она уволилась из газеты и внезапно пошла работать администратором в роскошную галерею. Работа была несложной: приходи ухоженной да улыбайся. Гости приходили, смотрели на безобразные картины и бездарные фотографии, а потом уходили, оставив в книге отзывов несколько лестных строчек. По ним Алиса могла отыскать, кто тут был. Но в основном все были уже, как говорила ее бабушка, «пристроенными». Действительно, кому может прийти в голову посетить галерею без компании? Но такой человек все же появился там, и вот как это было.
В погожий субботний вечер в галерее было запланировано открытие выставки какого-то малахольного посольского сотрудника. А поэтому охранники уже с утра носили туда-сюда ящики с вином, а Алиса расставляла фужеры на застеленных кружевными белоснежными скатертями столах. Вскоре в зал начали приходить первые посетители. Как правило, это были дамы в шикарных дизайнерских платьях и мужчины в дорогих костюмах. Почти все они говорили с различными акцентами, и Алиса развлекала себя тем, что пыталась по прононсу угадать, где родина этих людей. Но разговоры их были скучны. В общении публика явно пыталась не задеть политических убеждений. Шум и свист здесь был бы совсем неуместен. Поэтому каждый старался говорить как бы не от себя, ожидая к тому же одобрения эрудиции и хвалебных комплиментов.
Одни приезжали на такси, других привозили черные машины. Вскоре заиграла классическая музыка, но совсем негромко. Можно было разговаривать, не повышая голоса.
— Раз, раз, раз! — послышался голос из динамиков, отдающий гулким эхом.
— Итак, дорогие друзья! — говорил посол одной большой и могущественной страны. — Я рад видеть вас, дорогие гости, на этой замечательной выставке нашего большого друга...
И внезапно раздались выстрелы. Тучный седой посол схватился за стойку микрофона и повалился на пол с оглушительным фоновым щелчком. Время замедлилось, а минуты тянулись так, словно кто-то растягивал потерявшую вкус жевательную резинку. По белому кафелю потекли струйки яркой алой крови. Послышался визг и крики. Выстрел, выстрел, еще один выстрел. Алиса смотрела, как упала одна женщина. Рядом с ней мужчина. Потом еще один мужчина.
«Влипла я со своими поисками отношений...» — подумала она и вдруг заметила черноволосого юношу с черным пистолетом в руках. Тот будто бы исполнял неведомый танец, что-то орал невнятное и, по ведомому только лишь одному ритуалу, выбирал новых жертв своего кровавого обряда.
«Студент, наверное, а там глядишь и ученый. Не дурен собой. Наверняка умеет держать себя в обществе!» — думала Алиса и внезапно ее осенило. Этот симпатичный террорист и есть тот, кого она так долго искала!
Совершенно не паникуя, она отошла от регистрационной стойки и уверенным шагом пошла ему навстречу. А он тем временем стрелял по людям, успевшим практически полностью разбежаться или попросту лечь на пол в ожидании участи.
И когда она была в каких-то десяти шагах от стрелка, тот вдруг повернулся к ней и замер. Затем он молча направил на Алису пистолет и наверняка бы выстрелил, как мигом сам свалился на пол. Тут же его белая рубашка начала покрываться большими кровавыми кляксами, как будто под одеждой у него взрывались рождественские петарды с красной краской. От каждого такого взрыва террорист дергался. Алисе казалось, что несмотря на то, что этот человек проживает последние мгновения жизни, он смотрит на нее влюбленными глазами.
Слегка приподняв подол платья, она улеглась рядом с ним и обняла его.
— Живее выходите отсюда! — послышался чей-то крик. Но сейчас все это было таким далеким, словно происходило не здесь, а в каком-то пограничном мире.
Тело стрелка было теплым и липким от крови. Внезапно Алиса заплакала и сама того не ожидая, испустила тихий жалобный стон. Чувство нестерпимого сострадания вдруг охватило ее. Сложно было представить, что творилось в эти секунды с ее бедным маленьким сердечком. В силу душевной черствости она никогда не плакала, но сейчас чувства взяли верх, и она совершенно не могла ничего с этим поделать.
Вдруг чьи-то жесткие руки подхватили ее за пояс. Ее худое, как у воробушка плечо, оголилось. Полицейский в черной форме приподнял ее и оттащил в сторону.
Вот и скорая разлука! В сладостном умиротворении она смотрела, как невесть откуда взявшаяся толпа полицейских осматривает тело террориста, тыкая в него стволами винтовок. В воздухе витал аромат пороха и жидкого свинца. Кровавые лужи отражали свет люстр. Почти все люди покинули здание, а вместо спешно вбежали врачи из карет скорой помощи, чтобы оказать помощь немногочисленным раненым.
Алиса наблюдала за всем этим в сладостном умиротворении. С каждым вздохом она ощущала, как неведомая энергия струит дремотные силы забвения в ее душе. И его бледное лицо, этого совсем еще юного мальчика...
Ход ее мыслей перебил вертлявый старик в коверкотовом пиджаке. Прямо перед Алисой он раскрыл фибровый чемодан и принялся прикладывать какие-то холодные приборы к ее шее.
— С вами все хорошо? Все хорошо? — повторял он без умолку. — Дайте укол! Тут шок! Укол дайте! — продолжал он верещать.
Алиса же вспоминала бледное и скуластое лицо своего избранника. Тем временем спасшийся от теракта избалованный вином народ принялся обсуждать произошедшее. Женщины неистово вопили, а мужчины гневно трясли кулаками перед камерами нагрянувших журналистов.
Несмотря на мысли о каре за грехи, Алиса ощутила великую радость избавления от своего бремени одиночества. Когда ее пригласили проехаться в ближайшую клинику для обследования, она вдруг поклялась в верности незримому богу и, глядя в окно на панораму ночного проспекта, уяснила для себя, что жизнью правит одна лишь случайность.
Иллюстрация на обложке: Gracey Zhang
войдите или зарегистрируйтесь