Свирепая река призраков
- Алан Мур. Лига выдающихся джентльменов. Трилогия Немо. / Пер. с англ. Всеволода Степанова. — М.: АСТ, 2019. — 176 с.
Серия комиксов Алана Мура «Лига выдающихся джентльменов» печатается в России с 2016 года. «Трилогия Немо» — пятая часть цикла, спин-офф, побочное (но важное) ответвление генерального сюжета. Чтобы закончить многолетний квест, нашим издателям осталось выпустить только «Бурю», завершающую историю. Не исключено, что именно она станет последним комиксом Алана Мура: по крайней мере, сам автор не раз заявлял о намерении после выхода этой книги оставить жанр навсегда.
Лигу Выдающихся Джентльменов часто сравнивают с Мстителями и Американской Лигой Справедливости — объединениями супергероев, созданными для совместной защиты человечества от глобальных угроз. Примерно на такой эффект узнавания и рассчитывал Алан Мур в 1999 году, когда вместе с художником Кевином О`Нилом запускал этот хулиганский, провокационный проект. Однако по сути Лига гораздо ближе к «Спектру» или «Гидре», тайным профсоюзам суперзлодеев, которым удобнее обстряпывать свои темные делишки в теплом дружественном коллективе. Подкупом, шантажом и обманом на службу Британской короне поставлены главные злодеи эпохи, такие как Джекилл-Хайд или Человек-невидимка. Ничего общего с рыцарственным Капитаном Америкой или Железным Человеком — сплошь чудовища, монстры, которыми впору пугать детей.
Правда, если приглядеться к литературным первоисточникам внимательнее, нетрудно понять, что и суперзлодеями этих персонажей можно назвать разве что по викторианским меркам. Невидимка Гриффин разгуливает нагишом по лондонским предместьям, крадет еду, устраивает поджог, выдвигает радикальные идеи о терроре против обывателей — за что забит этими самыми обывателями до смерти. Мистер Хайд с животной страстью предается порокам, колотит уличного попрошайку и в итоге — о ужас! — совершает убийство в состоянии аффекта. На наши деньги — мелкая уголовщина, унылая бытовуха, бессмысленная и беспощадная, от трех до семи лет общего режима.
Иное дело капитан Немо: это рыбка покрупней, опасный террорист даже по меркам XXI (особенно по меркам XXI!) века. Принц Даккар возглавил одно из восстаний сипаев, избежал суда и казни, в буквальном смысле ушел на дно, отказался от наследного имени, в одиночку объявил войну Англии, пачками топил британские корабли, не брезгуя, впрочем, и суднами других держав. Великий изобретатель и беспощадный пират заслужил статус «врага общества номер один» не меньше, чем Усама бен Ладен или Абу Бакр аль-Багдади. Что, однако, не мешает Жюлю Верну, а за ним и Алану Муру, искренне восхищаться могучим старцем.
К моменту начала событий, описанных в «Трилогии Немо», создатель «Наутилуса» давно исчез из поля зрения. Главная героиня этого «вбоквела» — Джанни Немо, дочь капитана, наследница и продолжательница славных пиратских традиций. Впервые она громко заявила о себе в комиксе «Чем люди живы?..» из третьего (по другой нумерации четвертого) тома «Лиги», издававшегося в России под названием «Столетие». В 1910 году девушка разграбила и сожгла лондонские верфи, а заодно и «веселый дом», в котором одно время вынуждена была работать служанкой. К началу «Трилогии» Джанни уже смирилась со своей участью и с ролью разбойничьей атаманши, она больше не пытается выбрать другую судьбу, отречься от фамильного наследия — но отношения с бесследно исчезнувшим отцом продолжает выяснять на протяжении всего цикла.
Собственно, «Трилогия Немо» — затянутая история взросления, охватывающая полвека, с 1925 по 1975 годы. С принцем Даккаром Дженни связывают прочные узы: она ненавидит Немо-старшего и одновременно воодушевляется его примером, презирает — и пытается доказать себе, что ничем не уступает легендарному пирату, ищет свой путь — но попадает в те же эмоциональные ловушки, что и ее отец. Главным антагонистом, темным двойником Дженни становится африканская королева Кора, бессмертная, не включенная в течение времени и потому лишенная привычных человеческих качеств. В финале пиратской принцессе предстоит с головой погрузиться в «бурную и свирепую реку призраков» и окончательно осознать: мы непрерывно бежим от прошлого, пытаемся сбросить его оковы, но именно оно задает вектор движения и в конечном счете порождает будущее.
Звучит не особо впечатляюще — пожалуй, из этой прозрачной фрейдистской притчи о комплексе Электры получился бы вполне тривиальный комикс, если б над его сценарием работал не Алан Мур: создатель «Вендетты» и «Провиденса» знает, как превратить в яркое незабываемое шоу самую банальную историю. Недрогнувшей рукой Мур отодвигает в сторону реальных исторических персон, политиков и бизнесменов, актеров и музыкантов, и выводит на первый план вымышленных героев поп-культуры XIX—XX веков. В американской промышленности 1920—1930-х тут лидируют не Форд или Рокфеллер, а гениальные изобретатели-одиночки вроде повзрослевшего чудо-мальчика Тома Свифта из одноименной книжной серии. Во Второй мировой войне союзники сражаются против диктатуры Аденоида Хинкеля (см. фильм «Великий диктатор») — в то время как Адольф Шикльгрубер эмигрирует в США, где делает успешную карьеру кинокомика. В послевоенной Англии, как и в нашем мире, на выборах побеждают социалисты — и в стране на десять лет воцаряется авторитарный режим Большого Брата. «Лига выдающихся джентльменов» буквально напичкана такого рода отсылками и аллюзиями, причем не все они считываются с первого раза: русскому изданию остро не хватает компетентных развернутых комментариев — это, пожалуй, главная претензия к серии.
Многое из того, что Алан Мур пытается донести до читателей, сознательно выведено за рамки сюжета: это именно тот случай, когда паузы и умолчания красноречивее любых слов. Как заправские штирлицы, сценарист и художник шлют бесконечные шифровки в центр — тот центр нашего мозга, что отвечает за распознавание образов. Мур и О`Нил экспериментируют с пространством и перспективой, контрастами и цветами, нелинейным повествованием и визуальными маркерами измененного состояния сознания. Дженни и ее спутники переносятся из мегалитического лавкрафтовского города, созданного у подножия Хребтов Безумия пришельцами со звезд миллионы лет назад — в неоэкспрессионистскую Германию времен Второй мировой; транзитом через Мепл-Уайт из «Затерянного мира» Конан-Дойла и Черную лагуну из фильма Джека Арнольда Creature from the Black Lagoon — в таящийся посреди южноамериканских джунглей храм, где беглые нацистские преступники создают роботов-убийц для экспорта в США под видом секс-кукол (тут, признаться, эрудиция рецензента дает сбой но коллеги подсказывают, что Алан Мур скорее всего намекает на серию фильмов Нормана Торога про Доктора Голдфута).
Все это изобретательно, остроумно — но, к сожалению, совсем не оригинально. Если основной недостаток русского издания — отсутствие комментариев, то главная слабость «Трилогии Немо» (да и «Лиги выдающихся джентльменов» в целом) — многочисленные самоповторы: практически все самые мощные приемы Алан Мур уже использовал в «Хранителях», «Вендетте», «Потерянных девочках», «Мираклмене» и других своих комиксах. Ничего фатального, конечно, все так делают. Эффектные решения, найденные однажды, не только можно, но и нужно масштабировать — иначе зачем их вообще искать? И все же рискну высказать скромное пожелание: хотелось бы, чтоб развивал и адаптировал эти находки не сам Алан Мур, а кто-нибудь другой, у кого с креативом похуже. Если вы читали хотя бы хрестоматийных «Хранителей» или недавний «Провиденс», то в курсе: автор этих графических романов способен на большее.
войдите или зарегистрируйтесь