Oh, Boy!
- М.: Самокат, 2006
- Переплет, 240 стр.
- ISBN 5-90232-616-8
- Тираж: 5000 экз.
Морлеван или смерть
— Значит, я обречен?
— Я тоже. Мы все обречены. Но в данный момент ты жив.
Многие считают, что в разговоре с детьми лучше не затрагивать некоторых тем, чтобы не травмировать их неустойчивую психику. Но не будут ли «тепличные» дети травмированы во сто крат сильнее, когда со временем узнают, что папы иногда уходят из семьи, а любимые люди могут тяжело заболеть? Ведь если не произносить слово «СПИД», больных СПИДом в мире меньше не станет.
Мари-Од Мюрай в романе для подростков «Oh, boy!» поднимает темы, которых не принято обычно касаться: сиротство, тяжелая болезнь близкого человека, гомосексуализм, насилие в семье. И делает это она талантливо и с юмором. И в данном случае юмор не выглядит неуместным, как смех во время похорон, потому что, как сказал Ромэн Гари: «Юмор — это декларация достоинства, утверждение превосходства человека над тем, что с ним случается».
«В Париже, на улице Меркер, в доме 12, два года проживала семья Морлеван. В первый год — трое детей и двое взрослых. Во второй год — трое детей и один взрослый. А с этого утра — только трое детей. Симеон, Моргана и Венеция — четырнадцати, восьми и пяти лет». Такими словами начинается роман. Никаких нагнетающих ужас описаний. Все четко и лаконично. Просто вычли из «пяти» «два», а жизнь оставшихся троих изменилась навсегда.
Мари-Од Мюрай гениально рисует модель семьи, которая состоит только из трех детей. «Одаренный» Симеон на правах старшего брата ищет выход из сложившейся ситуации и заботится о сестрах как может. Некрасивая, но умненькая Моргана берет на себя обязанности мамы: читает сказки Венеции и ловко объясняет слишком сложные для пятилетней девочки слова. А Венеция принимает такую ситуацию как данность: «Мама, может, и умерла, но в понедельник она должна повести Венецию на танцы, потому что дама, которая ведет занятия, не любит когда пропускают».
Дети дают клятву, что их никто не разлучит. И звучит эта клятва так: «Морлеван или смерть». В случае если их распределят по разным приютам, они грозят покончить жизнь самоубийством. И эту угрозу стоит воспринимать всерьез, потому что их мать именно так и поступила. Социальные сотрудники пытаются найти опекунов для детей, но родственников у них не так уж много: сводный брат и сводная сестра от первого брака их отца.
Старший брат, который по представлениям детей должен быть «двухметровым гигантом, который войдет и гаркнет: „Все, ребята, нечего нам тут торчать. Айда в Австралию!“» — оказывается безработным гомосексуалистом. А старшая сестра, которая работает офтальмологом и живет в роскошном пригороде, согласна взять только пятилетнюю малышку, и то при условии, что она хорошенькая.
В жизни детей случается еще одна трагедия: Симеон заболевает лейкемией. И эта болезнь становится своего рода лакмусовой бумажкой, ведь в стрессовой ситуации люди чаще всего показывают себя именно такими, какие они есть на самом деле.
Этот роман — не эпитафия, не рассказ о конце света, как могло показаться. Напротив, это история о том, как нужно уметь преодолевать трудности, нести ответственность за младших братьев и сестер, принимать решения, от которых зависит жизнь, и улыбаться даже тогда, когда тебе больно. Ну, а если становится совсем невмоготу, то можно позволить себе маленькую слабость: закатить глаза и произнести: «Oh, boy!»
И с чего вы взяли, что конец книги будет несчастливым? Просто счастье — оно разное. В данном случае — это степень бакалавра в четырнадцать лет, кровь старшего брата, которая спасает тебе жизнь, и сердечко, нарисованное младшей сестренкой.
Жизнь — она такая.
войдите или зарегистрируйтесь