Татьяна Соломатина. Психоз
- Издательство «Эксмо», 2010 г.
Чудес не бывает.
Никто не отменяет неосознанные закономерности и эффект Плацебо, но чудес, все-таки, не бывает.
Впрочем, эту книгу Соломатиной не простят совсем за другое. В первую голову те, кто так любят сопереживать и сочувствовать главному герою. Героине. Понимать ее и жалеть. Вот только оседлать любимого конька сопереживания не получится: уж больно бока гладкие да костлявые. Да и в жалости Саша Александровна Ларионова не нуждается. Брезгует.
И это — практически с первых строк, наотмашь. Нормально, да?! Мы же к ней по-простому, по-человечески...
Минуточку. А кто вам сказал, что главная героиня персонаж положительный? Откуда вы, собственно, знаете, что по-человечески ей надо? И вообще — человек ли она?
Вопрос вопросов, на который на протяжении всей книги — Соломатина есть Соломатина — ответ читателю придется искать самостоятельно.
При этом главная героиня совершает множество поступков, о которых обычные люди и не мечтают мечтать. Стремно, да и разучились. Кто мечтать, а кто и думать. Что толку, если чудес все равно не бывает?
Желания у главной героини вполне земные:
«Так хочется, чтобы просто любили. Не за то, что богиня. И не за то, что быстрее бегаешь, метче стреляешь, готова принять мученическую смерть, умеешь превращать слова в стихи или воду в коньяк. Хочется, чтобы просто любили. Тупо — ни за что».
Но эта простота становится неподъемной в условиях нашего повседневного быта. В этом отношении роман можно сравнить с полотнами Босха — так причудливо и точно, выпукло и детально подано все, что мы привыкли не замечать.
И при такой жизни распутство — порой единственная возможность не изменять себе. Хамство и язвительность — дефибриллятор души. А те, кто брезгуют чужой жалостью (липкой, как поручни в вагоне метро после часа пик), иногда тоже, знаете ли...
«Пожалею себя, пожалею...
Надорвусь и дойду до конца.
Напишу пару виршей, скудея
И серея словами с листа.Отблююсь и отхаркаюсь жизнью,
Накурюсь и замру в тошноте,
Ощущая в себе неподвижность
И тупую любовь к пустоте...»
И никто — ни добрая ведьма, с отличием закончившая физмат, ни отставной военный ресторатор с ампутированной частью души, ни мудрая старушка, знавшая цену бесценному, ни вежливый директор не самой мелкой компании, заблудившийся в себе, ни Тот, который Самый Главный, которого она все-таки встретила, пусть и по ту сторону Потока... ни даже автор, Татьяна Соломатина, не скажет вам наверняка: счастливый финалу у этой книги или нет
Такие правила.
«Психоз» — книга, которая слишком другая, чтобы назвать ее «сложной», «откровенной». Каждого читателя эта книга примет по-своему, не каждого впустит, не всякого выпустит. Что-то она сломает бесповоротно. На что-то даже не взглянет.
По прочтении романа остается два вопроса, от которых ни одному из читателей этой книги не отвертеться, даже ценою личного психоза.
Во-первых: кто же на самом деле настоящие люди? Те, кто в нечеловеческих условиях пытаются жить, не изменяя самим себе, или те, кто принимают разумный компромисс и получают ощутимые выгоды, теряя незначительные и неактуальные преимущества?
А во-вторых: чудес не бывает?
Татьяна Соломатина — кандидат медицинских и доктор философских наук, в прошлом — акушер-гинеколог, эксперт ВОЗ. Родилась 8 июля 1971 года в Одессе. Окончила Одесский государственный медицинский институт, МГУ им. Ломоносова. Занималась клинической медициной. Работала в Детском фонде Организации Объединенных Наций, стажировалась в Бостоне. Сотрудничала с журналами «Домашний очаг», «Здоровье», русскоязычным американским журналом «Чайка» (Seagull magazine) и рядом интернет-порталов. В настоящее время — востребованный колумнист, известный в интернет-сообществе как один из самых читаемых блоггеров, писатель.
войдите или зарегистрируйтесь