Гибнет хор
«Лицо Земли» в ТЮЗе им. А.А. Брянцева
Режиссура и сценография: Евгения Сафонова
Драматург: Ася Волошина
В спектакле заняты: Мария Соснякова, Анна Слынько, Алиса Золоткова, Анна Мигицко, Александра Ладыгина, Анастасия Казакова, Аделина Любская, Мария Хрущева, Иван Стрюк, Андрей Слепухин, Никита Остриков, Дмитрий Ткаченко, Никита Марковский, Константин Федин, Илья Божедомов
Премьера: 7 сентября 2017 года
На фотографиях, сделанных из космоса, наша планета выглядит так, будто на нее накинули гигантскую новогоднюю гирлянду: миллиарды радостных огней освещают темные пространства материков. Это — отпечаток современной цивилизации на лице Земли. Зрелище завораживающее, но — только до тех пор, пока смотришь издалека.
Уходящий 2017-й был объявлен в России годом экологии. Во второй его половине Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума выпустил спектакль о самых важных (если копать глубоко) для человека взаимоотношениях: между ним и его планетой. Драматург Ася Волошина при участии режиссера Евгении Сафоновой написала пьесу, главным действующим лицом которой оказалось все население Земли. И «действует» оно — вне сцены — совсем не так, как следовало бы.
Человек привык пользоваться благами цивилизации, не вникая в технологический процесс их производства. Привык, что летом тепло, а зимой холодно. Привык, что в Африке есть слоны. Привык к мысли о том, что все это — константы, что так будет всегда, «по умолчанию». В ТЮЗовском «Лице Земли» мир обывателя — маленькая, стерильно белая комната, где тихо, тепло, спокойно и есть все необходимое для комфортной жизни: сидя под вентилятором, копаясь в смартфоне, глядясь в зеркало, человек чувствует себя защищенным. И даже не подозревает о вселенском ужасе, окружающем его со всех сторон и грозящим в любой момент проломить тонкую скорлупку, в которой он укрылся, — ворваться, искорежить, безвозвратно поглотить и плоды цивилизации, и того, кто самонадеянно мнит себя венцом творения. Ведь на самом деле, напоминают создатели постановки, все не так, как хотелось бы думать: температурный режим угрожающе меняется, слоны — на грани вымирания, и никаких констант не существует.
Сценография спектакля, придуманная режиссером в соавторстве с художником-постановщиком Анной Мартыненко, минималистична — упор делается на световые и компьютерные эффекты. Маленькая белая «теплица», в которой живет Homo sapiens, появляется на сцене лишь эпизодически — основным элементом визуального оформления служит огромный экран, сразу отсекающий половину сцены и время от времени «разбивающийся» на десятки мониторов поменьше. Это киберпространство, близкое и понятное тем, кто много времени проводит в виртуальной реальности, — и подросткам (возрастное ограничение спектакля: 12+), и их родителям. Из центра экрана расходятся в стороны два луча, вдоль которых, вызывая ассоциации с компьютерными голограммами, занимают места молодые мужчины и женщины в иссиня-черной униформе. В «Лице Земли» у ТЮЗовских артистов нет ролей, все они — единый многоголосый персонаж сродни древнегреческому хору. Здесь отсутствуют линейный сюжет и характеры, но есть послание и коллективная миссия его донести.
При этом сам «месседж» совсем не лишен индивидуальности. Да, порой со сцены на школьников и взрослых несется кажущийся бесконечным поток фактов, названий и геологических терминов, отчего происходящее начинает походить на урок (открываем учебники, читаем параграф номер два). Но в том, как эта информация в конечном счете преломляется, явственно ощущается авторский взгляд драматурга. Берясь за тему, настраивающую на нравоучительный лад, Ася Волошина переводит разговор в философский план — и размышляет об отношениях между человечеством и планетой в экзистенциальном ключе. Драматург ставит перед зрителями отнюдь не бытовые, а мировоззренческие вопросы — космического масштаба, — опираясь при этом на конкретные факты, чтобы звучать убедительно. Дело не столько в том, чтобы научиться «убирать за собой» и сортировать мусор, сколько в том, чтобы попытаться понять, какое место на самом деле отведено человеку на Земле — и так ли уж полноправно он возомнил себя ее хозяином. И кажется, что если бы героиня пьесы Волошиной «Мама», молодая журналистка, воспринимающая жизнь как ежедневное сражение с отчаянием и парализующей бессмысленностью бытия, написала статью об экологических проблемах, в ней был бы тот же самый текст, что произносят артисты в «Лице Земли».
Спектакль, будто словарь, начинается с термина на букву «А», загорающегося на экране-заднике: антропоцен. Именно так, рассказывают артисты, некоторые современные ученые предлагают называть геологическую эпоху, в которой мы живем. В XX веке человек стал особенно серьезно влиять на экосистему планеты: промышленная активность меняет климат, состав атмосферы и провоцирует исчезновение целых видов животных. «Глава» спектакля под названием «Вымирание» кажется особенно жуткой: на двух экранах, расположенных по бокам от сцены, появляются кадры с существами, которых на планете больше не осталось. Изображения легендарного додо, маврикийского дронта, истребленного в XVII веке, кинохроника, зафиксировавшая последнюю особь тасманийского волка или квагги (полулошади-полузебры) — «звериный» мартиролог, который в недалеком будущем может пополниться из-за высокого спроса на слоновую кость. Еще страшнее — документальные свидетельства того, что человек не справляется с производимым им мусором и океан катастрофически засорен. Эти кадры — словно психологические удары наотмашь: возможно, слишком мощный и прямолинейный способ воздействия на эмоции зрителя, тем более юного, — но, несомненно, действенный.
Евгения Сафонова, однако, прибегает к подобной «грубой силе» нечасто — отдельные мизансцены режиссер, напротив, решает очень поэтично. Некоторые климатические и геологические явления артисты «конструируют» прямо на глазах у зрителей — в небольших террариумах, используя фигурки людей, зверей, растения и затейливый реквизит, имитирующий волны и туманы. Видеокамера в режиме реального времени фиксирует происходящее — укрупненное изображение выводится на экраны по бокам сцены, и получается самая настоящая кукольная мультипликация. Заведуя процессом, в этих сценах «человек сознательный» напоминает сосредоточенного ученика, разбирающего сложный механизм на мелкие детали, чтобы затем воссоздать — и в процессе выяснить, как он функционирует. Спектакль «Лицо Земли», который хочется назвать скорее проектом или акцией, наглядно — в нарочито иллюстративной форме — дает понять: людей может спасти только такой уровень осознанности по отношению к планете.
Двигаясь от буквы «А», действие «Лица Земли» останавливается на середине алфавита — букве «О». Создатели спектакля утверждают: человечество не прошло точку невозврата, оно посередине пути, и экологическую катастрофу еще можно предотвратить. Однако на контрасте со всем, о чем велась речь предыдущие полтора часа, слова о надежде звучат не слишком убедительно. В «Лице Земли» Сафоновой и Волошиной современный человек, считающий себя полноправным властелином всего, что его окружает, предстает чем-то сродни опасному вирусу, от которого все сильнее лихорадит планету. И возникает стойкое безрадостное чувство, что рано или поздно Земля им попросту «переболеет» — всеобщая беспечность неминуемо обернется для населения настоящей трагедией. Той самой, в которой, по Бродскому, — гибнет хор.
Фотограф: Наталья Кореновская
войдите или зарегистрируйтесь